Дан старт поворотному моменту - переходу на областные коэффициенты

Интервью
15.07.2022, 08:26
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «НК «ҚТЖ» с 1 июля 2022 года начало поэтапный переход с участковых региональных коэффициентов в оплате труда на областные. До настоящего времени применялись исторически сложившиеся региональные коэффициенты – так называемые участковые. О том, как это отразится на заработной плате работников, на сколько она повысится, рассказал руководитель аппарата АО «НК «ҚТЖ» Серик Кеулимжаев.

– Серик Жеткергенович, известно, что национальный перевозчик уделяет особое внимание вопросам повышения благосостояния работников и улучшению условий труда. Расскажите, пожалуйста, что же такое региональный коэффициент, как он связан с заработной платой работников? Как определяется областной региональный коэффициент? 

– Да, действительно, для ҚТЖ, как для крупнейшего работодателя страны с коллективом порядка 113 тысяч человек, главной ценностью являются именно сотрудники и их благосостояние. При этом отмечу, что вопросы оплаты труда напрямую связаны с финансовым состоянием компании. Фонд оплаты труда составляет порядка 34% в структуре расходов АО «НК «ҚТЖ». 

С учетом финансовых возможностей с 1 июля 2022 года АО «НК «ҚТЖ» начало поэтапный переход с исторически сложившихся участковых региональных коэффициентов в оплате труда на областные (это единый региональный коэффициент внутри одной области). 

Что касается второй части вопроса, то региональный коэффициент – это коэффициент, применяемый при расчете месячной тарифной ставки работника в зависимости от того региона, где он трудится. При этом каждый областной коэффициент определен как максимальный из действующих участковых региональных коэффициентов в области.

– Почему переход на областные коэффициенты осуществляется поэтапно? Во сколько этапов планируется переход на них? 

– Для начала хотелось бы остановиться на проведенных ранее мероприятиях по повышению заработной платы работников, которые уже позволили увеличить по итогам работы за 5 месяцев 2022 года уровень заработных плат производственного персонала на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и на 16% к среднемесячной заработной плате в целом по стране. 

Отмечу, что данного уровня удалось достичь за счет нескольких мероприятий. Это двойное повышение в 2021 году с 1 января на 10% и с 1 июля на 10%. А так- же единовременное повышение тарифных ставок с 1 января 2022 года – дифференцированно в зависимости от группы разрядов. К примеру, со 2-го по 9-й разряды было фиксированное повышение на 40 тысяч тенге, с 10-го по 13-й – на 35 тысяч, с 14-го по 19-й разряды – на 30 тысяч. А работникам, имеющим с 20-го по 22-й разряды, руководителям повышения зарплаты не было. В результате наибольший прирост заработной платы в процентном соотношении был у работников с самыми маленькими разрядами. На эти цели компания направила порядка 63 миллиардов тенге в 2021 году и 70 миллиардов в 2022-м. Подчеркну, что источником финансирования повышения заработной платы являются собственные средства ҚТЖ.

Надо отметить, что такого существенного повышения заработной платы работников основного производственного персонала не производилось с 2013 года. Сейчас же для единовременного перехода на областные коэффициенты необходим дополнительный фонд оплаты труда более 22 миллиардов тенге. К сожалению, в текущем году компанией ожидается получение убытка в размере порядка 35,4 миллиарда тенге, и, соответственно, средств для единовременного перехода в компании нет. В этой связи принято решение начать поэтапный переход на областные коэффициенты с интервалом в 6 месяцев и завершением не позднее 1 января 2024 года. 

– Расскажите, пожалуйста, детальнее, как планируется переход на областные коэффициенты? На сколько вырастет заработная плата железнодорожников? 

– Чтобы была понятна суть перехода на областные коэффициенты, прежде всего отмечу, что участковые коэффициенты привязаны к участкам железнодорожного пути, станциям, обгонным пунктам, но не к областям. И в отдельных регионах страны их количество доходит до четырех в одной области. Поэтому переход от участковых к областным коэффициентам обеспечит единый региональный коэффициент внутри одной области, что исключит разницу в уровне заработной платы работников по одинаковым должностям.

Региональные коэффициенты внутри одной области поэтапно повысятся до уровня максимального действующего участкового коэффициента области.

Для наглядности рассмотрим переход на областные коэффициенты по Карагандинской области. В данной области на сегодняшний день действуют два участковых коэффициента: 1,15 и 1,25. По завершении всех этапов перехода на единый областной коэффициент по всей территории Карагандинской области будет установлен максимально действующий коэффициент 1,25. Переход на областной коэффициент позволит установить единую базовую тарифную ставку для всех работников и увеличить заработную плату работникам в зависимости от уровня действующих участковых коэффициентов. Соответственно, более существенное повышение заработной платы будет в тех участках области, где применялся наименьший действующий участковый коэффициент. 

Хочу подчеркнуть, что переход на областные коэффициенты будет осуществляться помимо ежегодной индексации тарифных ставок на коэффициент инфляции, осуществляемой при наличии финансовых возможностей компании.

– Как было принято решение о долгожданном переходе на областные коэффициенты? 

– Это был долгий и сложный путь. Для принятия комплексного и ответственного решения о переходе на областные коэффициенты компанией была создана совместная с уполномоченными органами комиссия. В ее состав вошли представители Министерства труда и социальной защиты, Министерства индустрии и инфраструктурного развития, Комитета по регулированию естественных монополий, Министерства национальной экономики, АО «Самрук-Қазына», также представители центрального, региональных профсоюзов и рабочих коллективов. Как я уже отмечал, на комиссии озвучено, что в текущем году компанией ожидается получение убытка в размере порядка 35 миллиардов тенге. Ожидание убытка обусловлено несколькими причинами: геополитической ситуацией в мире, которая оказывает отрицательное влияние на грузооборот ҚТЖ; существенным ростом цен на материалы; произведенным повышением заработной платы в 2021-м и 2022 годах. При этом для единовременного перехода на областные коэффициенты необходим дополнительный фонд оплаты труда – более 22 миллиардов тенге. 

– Когда работники получат заработную плату с учетом областного коэффициента? Повлияет ли переход на областные коэффициенты на размеры доплат и надбавок? 

– Поэтапный переход начинается с 1 июля текущего года, поэтому заработная плата за июль уже будет начислена с учетом областного коэффициента первого этапа. Доплаты и надбавки же начисляются на тарифную став- ку, рассчитываемую на основе единой базовой тарифной ставки и областного коэффициента. Таким образом, при переходе на областной коэффициент размер тарифной ставки работников увеличится. Соответственно, размер доплат и надбавок увеличится пропорционально. 

– Коснется ли новшество работников административного персонала? 

– Новшество коснется работников административного и производственного персонала, находящихся на тарифной системе оплаты труда в регионах. 

– Куда работнику необходимо обратиться, если у него возникли вопросы по правильности определения областного коэффициента при расчете заработной платы? 

– Для более детальной разъяснительной работы с 11 июля текущего года создан CALL-центр с тремя линиями поддержки. Первая линия – это специалисты по вопросам оплаты труда по месту работы (НЖС, НОД, ПЧ, ШЧ и т. д). Также действуют еще две дополнительные линии поддержки на уровне корпоративных центров филиалов и дочерних организаций (ГП, ЦЖС, ПП, КТТ и т.д.) и на уровне центрального аппарата компании. 

Кроме того, для качественного проведения разъяснительной работы разработан сборник актуальных ответов на часто задаваемые вопросы работников на тему областных региональных коэффициентов, с которым работники могут ознакомиться у специалистов по вопросам оплаты труда по месту работы.

Регионы
06.10.2022
Железнодорожники высадили туи к 10-летнему юбилею станции Алтынколь
Новости
05.10.2022
ҚТЖ исключит коррупционные риски при подаче-уборке вагонов
Новости
05.10.2022
В Казахстане начали реализацию крупных проектов для укрепления транзитного потенциала
Социум
05.10.2022
Алматинцы могут приобрести социальный уголь через мобильное приложение
Новости
05.10.2022
Глава Роспрофжела поздравил Казпрофтранс с 30-летним юбилеем
Новости
05.10.2022
Казпрофтранс сыграл исключительную роль в развитии профсоюзного движения других стран - генсек МКПЖ
Новости
05.10.2022
Главы профсоюзов железнодорожников разных стран поздравляют Казпрофтранс с юбилеем
Социум
04.10.2022
Железнодорожникам улучшают бытовые условия труда
Спорт
04.10.2022
Более 120 спортивных мероприятий прошли в честь юбилейных дат ҚТЖ и профсоюза с начала года
Социум
04.10.2022
Радуга талантов Казпрофтранс-2022: железнодорожники проявили свой талант
Новости
04.10.2022
Активисты организовали флешмоб к 30-летию Казпрофтранса
Интервью / КТЖ в лицах
04.10.2022
Как работает профсоюз на Западе Казахстана?
КТЖ в лицах
04.10.2022
Фарида Галимова более 20 лет жизни отдала профсоюзной работе
Регионы
04.10.2022
Активных членов профсоюза наградили в Карагандинском филиале ОО «Казпрофтранс»
КТЖ в лицах
04.10.2022
Аман Турегожин: "Любовь к железной дороге пришла еще в детстве"
КТЖ в лицах
04.10.2022
Такие люди нам нужны
Новости
04.10.2022
Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников: объединенные общими целями
Новости
04.10.2022
"Первичка" профсоюза Тобольской дистанции пути: рука на пульсе времени
История железной дороги
04.10.2022
История появления профсоюза железнодорожников
Новости
04.10.2022
Казпрофтранс отмечает 30-летний юбилей