Железный каркас в развитии страны: интервью с руководителем Дирекции магистральной сети Сакеном Рахметовым

Интервью
07.08.2023, 10:01
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Экономический рост страны, повышение качества жизни людей невозможно без развития транспортной системы, магистральной железнодорожной инфраструктуры, которые соединяют между собой практически все регионы Казахстана. В интервью нашему изданию директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакен Рахметов рассказал об итогах деятельности за семь месяцев 2023 года и о многом другом.

– Сакен Маратович, в этом году на магистрали планируют произвести самый большой за последние годы объем ремонта железнодорожного пути. Какие работы уже выполнены?

– Запланированный объем работы выполняется по графику. Ремонтно-путевые работы начались в марте и проводятся на участках Карагандинского, Атырауского, Актобинского, Кызылординского, Костанайского, Павлодарского, Семейского и Алматинского регионов. В этом году нами запланировано произвести ремонт свыше 1,1 тысячи километров пути, в том числе капитальный – 567,4, из них на транзитных участках – 215, на участке Актогай – Семей – 85 километров. 

За семь месяцев текущего года ремонт уже произведен на 591-м километре пути, что на 17% превышает объем работ за аналогичный период 2022 года. Комплексами путевых машин проведены выправочно-подбивочно-рихтовочные работы 2 000 км пути и 555 стрелочных переводов, уложено 286 новых комплектов стрелочных переводов. Более 900 км рельсов профилированы высокопроизводительными рельсошлифовальными поездами Atlas. 

Аналогичная работа с применением специальной путевой техники SMD-80 проведены 24, 36, 48, 62-часовые окна по ПЧ-26 Акадыр, а также 24, 48-часовые окна по ПЧ-17 Астана.     

Кроме того, ликвидировано 415 дефектных мест в рельсовых плетях, на 12 участках длина бесстыкового пути доведена до перегона, 70 пар плетей удлинены до блок-участка. 

В результате выполненных работ удалось добиться повышения скорости поездами «Тальго» на протяжении 257,3, пассажирскими – 296, для грузовых – 261 и контейнерных поездов – 122 км.

Оздоровление железнодорожного пути позволит увеличить скорость движения на отремонтированных участках до максимально возможной, обеспечить надежность всех технических устройств, включая системы автоматики, телемеханики и связи, и повысить безопасность движения поездов.  

Кроме того, инфраструктура будет своевременно подготовлена к перевозкам социально значимых грузов (зерно, уголь) в осенне-зимний период. 

– В целях повышения надежности устройств электроснабжения и во избежание проблем в осенне-зимний период, какие работы проводятся по усилению уровня надежности технических устройств?

– С начала года выполнены текущий ремонт 5 084 км контактной сети, ВЛ-10 кВ АБ и 4 187 километров ПЭС, а также текущий ремонт силового оборудования 75 тяговых подстанций.

Кроме того, в полном объеме работы по ревизии и замене 110 дефектных жестких поперечин, установленных по станциям Костанай Главный, Костанай Северный Костанайской дистанции электроснабжения, завершена программа по переводу участка Жангиз Тобе – Жарма с номинального напряжения 6кВ на 10кВ линии АБ и ПЭС по Семейской дистанции электроснабжения протяженностью 62 километра.

По плану капитальных вложений выполнена замена одного тягового трансформатора марки ОРДНЖ-25000/220 по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения, двух элегазовых выключателей 220 кВ, трех трансформаторов тока 220 кВ.

В рамках инвестиционной программы на услуги по передаче электрической энергии произведена замена двух ячеек типа КСО с вакуумными выключателями и шести трансформаторов для обеспечения стабильным электроснабжением сторонних потребителей, социальных объектов и объектов жизнеобеспечения.

Также департаментом автоматики, телемеханики и телекоммуникаций приобретен комплект системы «Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка» с автоматическими блок-постами для однопутных участков».

Организация одного и более автоматических блок-постов на участках с микропроцессорной полуавтоматической блокировкой дает увеличение пропускной способности до 14 пар поездов. При этом на участке Кандыагаш – Никельтау установлены дополнительные автоматические блок-посты в количестве пяти комплектов.

В 2023 году приобретено восемь единиц вагонных замедлителей.

Кроме того, ведется целенаправленная работа по замене ветхих постов на модульные посты ЭЦ. 

В настоящее время по магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируются 695 зданий постов электрической централизации. Из них общая потребность в замене составляет 62 модульных поста ЭЦ. Данная замена позволит решить вопрос обеспечения пожарной сигнализацией, системой пожаротушения, отопления, кондиционирования. 

– Какие технологии применяются для учета физического износа основных объектов магистральной железнодорожной сети?

– С начала 2023 года в АО «НК «ҚТЖ» физический износ основных объектов магистральной железнодорожной сети рассчитывается в автоматизированной системе.

Программный продукт разработан по предложению работников филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» специалистами Дирекции автоматизации и цифровизации.

Система позволяет рассчитывать средний износ в разрезе основных хозяйств Дирекции магистральной сети и ее линейных подразделений с оптимизацией трудозатрат работников, участвующих в расчете.

Новое программное решение повысило оперативность и эффективность текущей деятельности. Сократилось время выполнения основных процессов.

Система значительно облегчила труд работников, избавив их от рутинных задач, и максимально исключила человеческий фактор.

Внедрение автоматизированной системы позволило создать архив базы данных с доступом к любому элементу информации. 

Кроме того, в рамках проекта программы «Эффективная железнодорожная инфраструктура» в филиале АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» реализуется проект «Оптимизация складской инфраструктуры ЦЖС». Срок его реализации – 2021-2023 годы.  Данный проект внесет существенный вклад в достижение стратегических целей АО «НК «ҚТЖ», создаст основу для закрепления функции управления складами в организационной структуре и выстроит процесс управления складской логистикой с переходом на централизованную модель.

Совместно с ЦДАЦ проработан процесс автоматизации учета движения ТМЦ в распределительных и центральных складах для реализации данного процесса. В рамках проекта в 2023 году выделены денежные средства на приобретение IT-оборудования для 138 рабочих мест на 49 складах централизованного хранения и девяти распределительных складах.

– Какая работа ведется Дирекцией магистральной сети ҚТЖ согласно утвержденной программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда?

– Дирекцией магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» планируется отремонтировать свыше 1 400 производственных и административно-бытовых зданий до конца 2026 года.

Согласно утвержденной Программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда, в 2023 году будет отремонтировано 356 объектов. По итогам семи месяцев текущего года ремонт 100 зданий уже завершен. В 2024 году планируется обновление 370 зданий.

Для обеспечения текущего и капитального ремонта зданий разрабатывается Программа развития региональных филиалов ТЖС АО «Теміржолсу».

Кроме того, по плану капитальных вложений установлены котлы отопления (электрические) на вокзалах Ермаковка, Кокжиек, Каражал, Жана-Караганда, Сарыбел, Карагайлы, в результате выполненных мероприятий данные объекты подготовлены к отопительному сезону и обеспечены санитарно-бытовые условия работникам структурных подразделений компании, а также посетителям вокзала.

В рамках исполнения плана мероприятия по обеспечению перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в направлении курортной зоны озера Алаколь установлены динамики на вокзалы Жаланашколь и Акши, а также дополнительно оснащены четырехместными скамейками вокзалы Жаланашколь, Бесколь, Актогай, Коктума, Уштобе, Акши.

В тоже время продолжается работа по оптимизации основных средств. Так, за семь месяцев 2023 года оптимизировано 180 единиц основных средств. В государственную собственность переданы 14 объектов, в том числе 11 объектов электроснабжения ВЛ и ТП на станции Астана, здание конторы ДС на станции Шемонаиха, здание пожарного депо на станции Нуркент, одна наружная теплотрасса вокзала «Нұрлы жол» станции Астана, списано 166 единиц.

Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с Днем работников транспорта, пожелать всех благ, положительных тенденций, новых успехов и благополучия.

– Благодарю за интересную беседу! 

Новости
03.07.2024
Си Цзиньпин: «Поставлена новая цель – удвоить товарооборот в кратчайшие сроки»
В мире
03.07.2024
Китайский мост-тоннель установил 10 мировых рекордов
Новости
03.07.2024
Касым-Жомарт Токаев и Си Цзиньпин подписали ряд документов
Новости
03.07.2024
Главы Казахстана и Китая приняли участие в церемонии отправки железнодорожных контейнеров по ТМТМ
Регионы
03.07.2024
Поезд «Саламатты Қазақстан» прибыл в Западно-Казахстанскую область
Новости
03.07.2024
Токаев о Китае: «У нас есть все возможности для того, чтобы увеличить взаимный товарооборот»
Новости
03.07.2024
Итоги акции «Марафон зеленых дел» подвели в КТЖ
Новости
03.07.2024
Роль ШОС, сотрудничество Китая и Казахстана, «Один пояс, один путь»: посол КНР в РК дал большое интервью
Грузовые перевозки
03.07.2024
Посол КНР: Объем торговли между Казахстаном и Китаем достиг 17,6 млрд долларов
Грузовые перевозки
03.07.2024
За полгода перевозки в направлении КНР увеличились на 12,5%
Новости
02.07.2024
Более 40 документов подписали в рамках Казахстанско-Китайского делового совета
Инфраструктура
02.07.2024
Грузовые вагоны произвели в Атырау
Новости
02.07.2024
Успехи инициативы «Один пояс, один путь» отметил председатель правления «Самрук-Қазына» на Казахстанско-Китайском Деловом Совете
Грузовые перевозки
02.07.2024
Около пяти тысяч грузовых поездов прошло через Казахстан в Китай - посол КНР
Новости
02.07.2024
Марат Карабаев встретился с министром транспорта КНР в Астане
Грузовые перевозки
02.07.2024
Объем грузоперевозок по железной дороге между Казахстаном и Китаем продолжает показывать рост
Новости
02.07.2024
Первые маневровые локомотивы в рамках соглашения КТЖ и CRRC досрочно поступили на станцию Алтынколь
Грузовые перевозки
02.07.2024
Автоматизированное ведение графика исполненного движения поездов стало доступно на нескольких участках в Казахстане
Регионы
02.07.2024
Профилактические работы ведут в Алматинской дистанции электроснабжения
Грузовые перевозки
02.07.2024
Телемеханическую систему контроля бодрствования машиниста внедрили в КТЖ