Железный каркас в развитии страны: интервью с руководителем Дирекции магистральной сети Сакеном Рахметовым

Интервью
07.08.2023, 10:01
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Экономический рост страны, повышение качества жизни людей невозможно без развития транспортной системы, магистральной железнодорожной инфраструктуры, которые соединяют между собой практически все регионы Казахстана. В интервью нашему изданию директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Сакен Рахметов рассказал об итогах деятельности за семь месяцев 2023 года и о многом другом.

– Сакен Маратович, в этом году на магистрали планируют произвести самый большой за последние годы объем ремонта железнодорожного пути. Какие работы уже выполнены?

– Запланированный объем работы выполняется по графику. Ремонтно-путевые работы начались в марте и проводятся на участках Карагандинского, Атырауского, Актобинского, Кызылординского, Костанайского, Павлодарского, Семейского и Алматинского регионов. В этом году нами запланировано произвести ремонт свыше 1,1 тысячи километров пути, в том числе капитальный – 567,4, из них на транзитных участках – 215, на участке Актогай – Семей – 85 километров. 

За семь месяцев текущего года ремонт уже произведен на 591-м километре пути, что на 17% превышает объем работ за аналогичный период 2022 года. Комплексами путевых машин проведены выправочно-подбивочно-рихтовочные работы 2 000 км пути и 555 стрелочных переводов, уложено 286 новых комплектов стрелочных переводов. Более 900 км рельсов профилированы высокопроизводительными рельсошлифовальными поездами Atlas. 

Аналогичная работа с применением специальной путевой техники SMD-80 проведены 24, 36, 48, 62-часовые окна по ПЧ-26 Акадыр, а также 24, 48-часовые окна по ПЧ-17 Астана.     

Кроме того, ликвидировано 415 дефектных мест в рельсовых плетях, на 12 участках длина бесстыкового пути доведена до перегона, 70 пар плетей удлинены до блок-участка. 

В результате выполненных работ удалось добиться повышения скорости поездами «Тальго» на протяжении 257,3, пассажирскими – 296, для грузовых – 261 и контейнерных поездов – 122 км.

Оздоровление железнодорожного пути позволит увеличить скорость движения на отремонтированных участках до максимально возможной, обеспечить надежность всех технических устройств, включая системы автоматики, телемеханики и связи, и повысить безопасность движения поездов.  

Кроме того, инфраструктура будет своевременно подготовлена к перевозкам социально значимых грузов (зерно, уголь) в осенне-зимний период. 

– В целях повышения надежности устройств электроснабжения и во избежание проблем в осенне-зимний период, какие работы проводятся по усилению уровня надежности технических устройств?

– С начала года выполнены текущий ремонт 5 084 км контактной сети, ВЛ-10 кВ АБ и 4 187 километров ПЭС, а также текущий ремонт силового оборудования 75 тяговых подстанций.

Кроме того, в полном объеме работы по ревизии и замене 110 дефектных жестких поперечин, установленных по станциям Костанай Главный, Костанай Северный Костанайской дистанции электроснабжения, завершена программа по переводу участка Жангиз Тобе – Жарма с номинального напряжения 6кВ на 10кВ линии АБ и ПЭС по Семейской дистанции электроснабжения протяженностью 62 километра.

По плану капитальных вложений выполнена замена одного тягового трансформатора марки ОРДНЖ-25000/220 по Сары-Шаганской дистанции электроснабжения, двух элегазовых выключателей 220 кВ, трех трансформаторов тока 220 кВ.

В рамках инвестиционной программы на услуги по передаче электрической энергии произведена замена двух ячеек типа КСО с вакуумными выключателями и шести трансформаторов для обеспечения стабильным электроснабжением сторонних потребителей, социальных объектов и объектов жизнеобеспечения.

Также департаментом автоматики, телемеханики и телекоммуникаций приобретен комплект системы «Микропроцессорная полуавтоматическая блокировка» с автоматическими блок-постами для однопутных участков».

Организация одного и более автоматических блок-постов на участках с микропроцессорной полуавтоматической блокировкой дает увеличение пропускной способности до 14 пар поездов. При этом на участке Кандыагаш – Никельтау установлены дополнительные автоматические блок-посты в количестве пяти комплектов.

В 2023 году приобретено восемь единиц вагонных замедлителей.

Кроме того, ведется целенаправленная работа по замене ветхих постов на модульные посты ЭЦ. 

В настоящее время по магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируются 695 зданий постов электрической централизации. Из них общая потребность в замене составляет 62 модульных поста ЭЦ. Данная замена позволит решить вопрос обеспечения пожарной сигнализацией, системой пожаротушения, отопления, кондиционирования. 

– Какие технологии применяются для учета физического износа основных объектов магистральной железнодорожной сети?

– С начала 2023 года в АО «НК «ҚТЖ» физический износ основных объектов магистральной железнодорожной сети рассчитывается в автоматизированной системе.

Программный продукт разработан по предложению работников филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» специалистами Дирекции автоматизации и цифровизации.

Система позволяет рассчитывать средний износ в разрезе основных хозяйств Дирекции магистральной сети и ее линейных подразделений с оптимизацией трудозатрат работников, участвующих в расчете.

Новое программное решение повысило оперативность и эффективность текущей деятельности. Сократилось время выполнения основных процессов.

Система значительно облегчила труд работников, избавив их от рутинных задач, и максимально исключила человеческий фактор.

Внедрение автоматизированной системы позволило создать архив базы данных с доступом к любому элементу информации. 

Кроме того, в рамках проекта программы «Эффективная железнодорожная инфраструктура» в филиале АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» реализуется проект «Оптимизация складской инфраструктуры ЦЖС». Срок его реализации – 2021-2023 годы.  Данный проект внесет существенный вклад в достижение стратегических целей АО «НК «ҚТЖ», создаст основу для закрепления функции управления складами в организационной структуре и выстроит процесс управления складской логистикой с переходом на централизованную модель.

Совместно с ЦДАЦ проработан процесс автоматизации учета движения ТМЦ в распределительных и центральных складах для реализации данного процесса. В рамках проекта в 2023 году выделены денежные средства на приобретение IT-оборудования для 138 рабочих мест на 49 складах централизованного хранения и девяти распределительных складах.

– Какая работа ведется Дирекцией магистральной сети ҚТЖ согласно утвержденной программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда?

– Дирекцией магистральной сети АО «НК «ҚТЖ» планируется отремонтировать свыше 1 400 производственных и административно-бытовых зданий до конца 2026 года.

Согласно утвержденной Программе по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда, в 2023 году будет отремонтировано 356 объектов. По итогам семи месяцев текущего года ремонт 100 зданий уже завершен. В 2024 году планируется обновление 370 зданий.

Для обеспечения текущего и капитального ремонта зданий разрабатывается Программа развития региональных филиалов ТЖС АО «Теміржолсу».

Кроме того, по плану капитальных вложений установлены котлы отопления (электрические) на вокзалах Ермаковка, Кокжиек, Каражал, Жана-Караганда, Сарыбел, Карагайлы, в результате выполненных мероприятий данные объекты подготовлены к отопительному сезону и обеспечены санитарно-бытовые условия работникам структурных подразделений компании, а также посетителям вокзала.

В рамках исполнения плана мероприятия по обеспечению перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в направлении курортной зоны озера Алаколь установлены динамики на вокзалы Жаланашколь и Акши, а также дополнительно оснащены четырехместными скамейками вокзалы Жаланашколь, Бесколь, Актогай, Коктума, Уштобе, Акши.

В тоже время продолжается работа по оптимизации основных средств. Так, за семь месяцев 2023 года оптимизировано 180 единиц основных средств. В государственную собственность переданы 14 объектов, в том числе 11 объектов электроснабжения ВЛ и ТП на станции Астана, здание конторы ДС на станции Шемонаиха, здание пожарного депо на станции Нуркент, одна наружная теплотрасса вокзала «Нұрлы жол» станции Астана, списано 166 единиц.

Пользуясь случаем, хочу всех поздравить с Днем работников транспорта, пожелать всех благ, положительных тенденций, новых успехов и благополучия.

– Благодарю за интересную беседу! 

Социум
20.11.2025
Столичным железнодорожникам рассказали о новых мерах по предотвращению семейно-бытового насилия
Регионы
20.11.2025
Более 100 км скотоизгороди возведут в Карагандинском регионе в 2025 году
Регионы
20.11.2025
Более 150 уральских железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
20.11.2025
Лучшие посты КТСМ определил конкурс среди подразделений сигнализации и связи КТЖ
Инфраструктура
20.11.2025
Руководство КТЖ проинспектировало ход строительства обводной железнодорожной линии вокруг Алматы
Новости
20.11.2025
КТЖ подписало ряд документов в Китае
Новости
19.11.2025
Экспортеры ознакомились с инфраструктурой портов и терминалов Мангистауского региона
Новости
19.11.2025
Советник премьер-министра ознакомился с ходом строительства линии «Бахты – Аягоз» в области Абай
Новости
19.11.2025
КТЖ укрепляет сотрудничество с крупнейшими логистическими узлами Китая
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года