Казахстан - транспортно-логистическая нить между Азией и Европой

Интервью
23.10.2023, 09:28
Қазақстан теміржолшысы

Казахстан благодаря своим уникальным географическим преимуществам связывает глобальные рынки и превращается в крупнейший транспортно-логистический хаб в Средней Азии. Из-за новой экономической географии мира и роста торговых потоков транспортно-логистическая сфера обретает в нашей стране стратегическую значимость.

Сегодня у нас в гостях управляющий директор по логистике компании «KTZ Express» Айбек Капар. Он расскажет об отрасли в целом, ее трудностях, о транзитном потенциале Казахстана и важности ТМТМ. 

- Какова роль в транспортно-логистической отрасли в развитии экономики Казахстана?

-Транспортно-логистическая отрасль играет ключевую роль, поскольку обеспечивает поставку товаров и услуг как на внутреннем, так и на внешнем рынках. По поручению главы государства доля транспорта в ВВП страны должна быть увеличена с 6% до 9% в ближайшие три года. 

В части транзитного потенциала Казахстан является стратегически важным для международных транспортных маршрутов между Азией и Европой, а также Север - Юг. Развитие транспортной инфраструктуры способствует увеличению объемов транзитных грузов и, соответственно, приносит значительные доходы для экономики страны. 

Кроме транзитных маршрутов, транспорт связывает основные отрасли промышленности внутри республики и способствует дальнейшему развитию экономики.

- Какие трудности испытывает данная сфера?

- Учитывая отголоски влияния пандемии и последующие изменения в геополитической обстановке в регионе, существующие трудности, прежде всего, идут от перестроения некоторых глобальных, региональных и внутренних цепей поставок: меняются маршруты, идет переток объемов и так далее. 

Со своей стороны, мы стараемся вести гибкую политику, при которой удается отвечать всем изменениям и осуществлять максимально возможный уровень сервиса для наших клиентов.

Вторая трудность является результатом первой: из-за геополитических изменений произошел рост объемов на маршрутах. В этой связи образовались так называемые «узкие места» на инфраструктуре. Часть этих проблем стараются решить в том числе и на межгосударственном уровне, путем создания стратегических партнерств и инициатив, как например, электронный документооборот для ускоренного прохождения границ.

- Транзитно-транспортные коммуникации имеют важное значение для повышения потенциала страны. Расскажите об основных транспортных маршрутах Казахстана. 

- Всего по территории Казахстана проходят 11 международных транспортных коридоров: 6 автомобильных и 5 железнодорожных. Все железнодорожные маршруты являются основными действующими маршрутами:

  • Северный и Центральный маршруты обслуживают основные объемы маршрута Китай - Европа - Китай. За последний год произошло изменение объемов по данным маршрутам из-за геополитической ситуации, но вместе с тем из-за возросшей торговли Китая с Россией и Беларусью, произошел рост в направлении этих стран.
  • Южный маршрут ориентирован на торговые отношения Китая и стран Центральной Азии с возможным выходом на Иран и Турцию. Как часть этого маршрута, является сервис на новой линии Казахстан - Туркменистан - Иран и по линии Казахстан - Узбекистан - Туркменистан - Иран.
  • Север-Юг – маршрут, который сейчас активно используется Россией в новых реалиях. У него три ветки: западная через Россию и Азербайджан на Иран, центральная по Каспийскому морю и восточная, которая проходит через территорию Казахстана.
  • Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или MiddleCorridor (Средний коридор), которые пролегает через территории Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции.

Стоит отдельно отметить, что KTZ Express может оказывать услуги для своих клиентов по любому из вышеуказанных маршрутов.

- Какую роль в данной сфере играет Транскаспийский международный транспортный маршрут? 

- На сегодня ТМТМ является одним из наиболее привлекательных маршрутов для китайских грузов назначением на Европу. Как ранее говорилось, геополитическая ситуация изменила взаимную торговлю некоторых стран и, соответственно, маршруты доставки. Это сложный мультимодальный маршрут, связывающий Азербайджан, Грузию, Турцию и требующий несколько перевалок грузов через морские порты. 

Но благодаря совместным усилиям национальной компании «КТЖ» и участников рынка проделана большая работа по развитию этого коридора, снижению барьеров, связанных с пересечением границ, развитию качества сервиса и скорости перевозок. 

Проект ТМТМ сегодня активно развивается и имеет коммерческую привлекательность. За последний год, совместно с партнерами, удалось значительно улучшить сроки доставки грузов  по маршруту: с 38-53 дней в 2022 году до 15 дней по маршруту станции Алтынколь на границе с Китаем до портов Грузии. 

Для повышения привлекательности со стороны клиентов и увеличения скорости доставки контейнеров с декабря прошлого года на маршруте ТМТМ запущен и успешно действует сервис шаттл-поездов.

- Расскажите о планах KTZ Express на ближайшее будущее.

- Стратегия развития компании направлена на достижение таких целей, как развитие транзитных перевозок, повышение эффективности, уровня удовлетворенности клиентов и цифровизацию. 

Также мы будем продолжать осуществлять перевозки за счет своей агентской сети в Китае, Европе, Турции и России. Планируется оказание комплексных логистических услуг с учетом «первой и последней мили». 

Определены мероприятия, направленные на увеличение масштаба деятельности, а именно: 

  • дальнейшее расширение рыночного присутствия на всех маршрутах, развитие мультимодального сервиса, действующих и альтернативных транзитных и экспортных маршрутов, оказание сопутствующих логистических услуг;
  • развитие транспортно-логистической компании путем интеграции разного вида транспорта, также при сотрудничестве с крупными международными логистическими компаниями.
Новости
14.03.2025
ЕАЭС усиливает интеграцию железнодорожных сетей: итоги первого совещания руководителей железных дорог
Новости
14.03.2025
Президент Казахстана озвучил планы по развитию транзитно-транспортного потенциала страны
Новости
14.03.2025
Руководство КТЖ проверило готовность железнодорожной инфраструктуры к весеннему паводку на участке Атырау – Уральск
Регионы
14.03.2025
Вице-министр транспорта посетил профориентационное мероприятие в Павлодаре
Регионы
14.03.2025
Максат Калиакпаров встретился с жителями Павлодарской области
Новости
14.03.2025
RHENUS заинтересован в создании новых терминалов в Казахстане
Регионы
14.03.2025
Международный женский день отметили в РЦУП Юго-Восточного региона
Регионы
14.03.2025
Уральские железнодорожники поздравили коллег с Международным женским днем
Новости
14.03.2025
Еще на одном участке Достык – Мойынты открыто движение поездов по второму пути
Новости
14.03.2025
«Көрісу – Амал мерекесі» празднуют на территориях филиалов АО «Кедентранссервис»
Новости
14.03.2025
Более 46 500 кубометров снега убрали с железнодорожных путей за праздничные выходные
Новости
14.03.2025
Железнодорожники присоединились к общенациональной декаде «Наурызнама»
Новости / Архив
14.03.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №19 от 14 марта 2025 года
Грузовые перевозки
13.03.2025
Казахстан и ОЭСР обсуждают перспективы дальнейшего сотрудничества
Новости
13.03.2025
Развитие транспортного коридора Север-Юг обсудили Казахстан и Россия
Регионы
13.03.2025
Более 60 раз в течение двух лет машинистам поездов пришлось экстренно тормозить в Карагандинском регионе
Инфраструктура
13.03.2025
Почти 50 км железной дороги капитально отремонтируют в Кызылординском регионе
Регионы
13.03.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Оскемен-1
КТЖ в лицах
13.03.2025
Райхан Альсеитова - 37 лет на железной дороге
КТЖ в лицах
13.03.2025
«Душа поет, и есть уверенность в будущем»: Оператор по обработке перевозочных документов Гульсара Жайляуова — о работе на станции Илецк