Первая задача руководителя- создать продуктивную рабочую среду

Интервью
18.03.2024, 19:02
Фото Александра Жабчука
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В этом интервью директор департамента управления человеческими ресурсами АО «НК «ҚТЖ» Сауле Истлеева рассказала насколько важно создавать и поддерживать продуктивную рабочую среду в компании.  

- На одном из тренингов, вы сказали, что ваша миссия заключается в том, чтобы «Помогать развить бизнес-компетенции и затем через них создать эффективную среду для рождения новых лидеров, новых целей, новых проектов». Расскажите подробнее о подходах, типовых ошибках руководителей и поделитесь советами о повышении эффективности на рабочих местах в регионах компании.  

- Одни из ведущих экспертов в области управления эффективностью Роб Гоффи, Гарет Джонс (профессора организационного поведения международных школ бизнеса) говорят о том, что есть определенные принципы для повышения командной эффективности через раскрытие индивидуальности каждого, для создания продуктивной рабочей среды. Здесь поддерживается эффективный обмен информацией, занимаются повышением ценности сотрудников, а не выжимают из них соки. Ставятся значимые задачи, и сама работа служит вознаграждением, нет бестолковых правил.

Думаю, что надо в первую очередь понять, что эта тема не сложная и не простая. Главное - начинать действовать, создавая культуру продуктивной (эффективной) рабочей среды каждый день и разными способами. Каждый день, потому что каждая новая задача в новых условиях требует нового подхода. Человек каждый день растет, его знания и навыки имеют свойство медленно устаревать, новые знания и привычки постоянно создавать без определенных усилий не каждый готов. Осознание собственной значимости, вовлеченности и потребности человека также зависит от внешней среды, что также необходимо руководителю постоянно учитывать при постановке задач.  

Но, есть определенные принципы управления эффективностью...    

В первую очередь, принцип наличия понятных целей и оценки результатов. Уровень эффективности той или иной компании, подразделения зависят конечно от профиля деятельности и от уровня корпоративной культуры. Говоря о производственной стратегической компании, такой как КТЖ, надо понимать, что тут важна дисциплина в соблюдении правил, регламентов, бизнес-процессов. Качество оказываемых услуг – результат всей слаженной работы различных подразделений компании. И каждый работник при трудоустройстве в производственную компанию должен осознавать, что он становится важным звеном большой цепочки создания качественной продукции/услуги и берет на себя ответственность за соблюдение установленных правил, достижение амбициозных целей и результатов предприятия.  

Принцип вовлеченности сотрудников в работу также является приоритетным. Рекомендую руководителям при приеме на работу провести личную беседу с работником, показав на своем личном примере, как важно быть вовлеченным на начальном этапе трудовой деятельности. Так вы обеспечите ускоренную адаптацию к рабочей среде. На этой встрече важно обменяться ожиданиями, расставить приоритеты в текущих и долгосрочных задачах подразделения. Новый работник примет на себя ответственность за сохранение и развитие корпоративных ценностей компании, сформированных предыдущими поколениями работников на основе опыта и убеждений. Принцип своевременной обратной связи – это один из современных инструментов менеджеров всех уровней управления. Согласно независимым исследованиям, почти 60% работников чувствуют себя недооцененными на работе. Не все чувствуют признательность одинаково, слова похвалы работают не для всех. Поэтому задача руководителя дать возможность работникам почувствовать, что их видят, слышат и ценят – последовательная и личная обратная связь поможет это обеспечить, создать атмосферу позитивной корпоративной культуры.

К топовым подходам обратной связи в моей личной руководящей практике относятся:

- Слова одобрения. Половина работников предпочитает слова одобрения в режиме реального времени в личной беседе или в общих каналах коммуникации. Важно подчеркнуть влияние поведения работника на бизнес-цели подразделения/предприятия.

- Выделенное качественное время на рабочем месте. Используйте регулярное общение с подчиненными, добавьте в командные встречи обсуждение разных вопросов, создайте условия для неформального общения членов команды.

- Реальная поддержка через совершение небольших действий, которые могут поддержать или просто привнести больше радости в чей-то день. Помогайте коллегам и поощряйте других делать это, распределяйте задачи равномерно между членами команды, будьте внимательны к потребностям коллег всех уровней.  

- В современных трендах по управлению командой часто звучит понятие коучинг. Подскажите, пожалуйста, как он применим на практике.  

- Коучинговый подход в управлении как один из принципов управления эффективностью звучит немного по-новому, но тут речь в целом идет о культуре самообучающейся компании. Это такая эффективная корпоративная среда, когда руководители развивают своих подчиненных через инструменты наставничества, менторства, внутреннего тренерства и коучинга.

Так, к примеру, с 2022 года по настоящее время в рамках модульных корпоративных программ развития производственных руководителей регионального и линейного уровня мы проводим ряд тренингов по лидерским компетенциям, таким как управление эффективностью, цифровые навыки, основы ESG, внутренние коммуникации, эмоциональный интеллект, стрессоустойчивость, этика поведения, управление переговорами и другое. В качестве бизнес-тренеров выступают наши внутренние эксперты, сертифицированные внутренние тренеры, носители корпоративных ценностей компании.  

Кроме того, в 2023 году впервые стартовала программа менторинга «Қажымас Тәлім Жолы», в которой изъявили принять участие 22 руководителя сетевого и регионального уровня в качестве менторов. Получено 141 заявка, из которых 39 одобрены к дальнейшему взаимодействию в качестве менти. Важно, что это двусторонний процесс: ментор – делится своими знаниями и опытом, получая возможность быть востребованным, посмотреть на свои задачи новым, свежим взглядом, получить радость от достижений своего менти. Менти, в свою очередь, имеет возможность, примерить на себя карьерный и жизненный опыт ментора, стать успешнее, ставить амбициозные цели, и, конечно, достигать их эффективнее благодаря приобретенным знаниям.

- Поделитесь своими лайфхаками личной эффективности руководителя…

- У каждого руководителя в его копилке навыков есть своего рода «материально-техническая часть» в вопросах управления собственной и командной эффективностью. Многое я переняла в свое время от уважаемых наставников, экспертов, консультантов.  

В моей копилке навыков руководителя в первую очередь стоит лайфхак- быть ролевой моделью и показывать на деле, как навыки и знания помогают легко и экологично решить ту или иную проблему. Если я работник этой компании, то вне зависимости от должности я должна показывать всем своим поведением, как я поддерживаю корпоративные ценности компании.  

К примеру, ценность «Ответственность». Именно с нее начинается безопасность, лидерство и другие ценности и принципы работы успешной компании. Тут есть лайфхак из копилки Стивена Кови («Семь навыков высокоэффективных людей») - будьте проактивными.

Проактивность, это именно тот первый навык, который помогает осознать свою сопричастность к проблеме/ситуации и взять на себя ответственность за ее разрешение. По природе человек ленив и инертен, лишь только личная выгода или сопричастность к тому или иному вопросу может его реально вовлечь. Можно просто наблюдать за ситуацией и обсуждать ее, бояться сложностей и выжидать, не рисковать и замалчивать – вот поведение непроактивного работника. Проактивность проявить это не просто начать обсуждать, а надо начать решать проблему в рамках своей компетенции. К примеру, достаточным на первом этапе является проинформировать руководителя о предпосылках в вопросах безопасности, о социальном и коррупционном рисках, о снижении темпов производственных планов и т.п. – эти навыки эффективного работника не сложные, но очень важные. И если вы, информируя об этом, еще предложите несколько путей решения проблемы, то это вообще «высший пилотаж». Именно такие компетенции сейчас самые топовые при формировании команды единомышленников.  

На ум приходят тезисы Стива Джобса, предпринимателя и "отца" цифровой революции, выдающегося новатора и удивительного провидца: "Мы находимся здесь, чтобы внести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?"

Надеюсь, мои практические советы помогут коллегам посмотреть на свои инструменты управления командой под другим взглядом, задуматься об их обновлении, чтобы повысить личную и командную эффективность, поставить амбициозные цели и успешно их достичь.  

Развивайте профессиональные и лидерские компетенции коллег на ежедневной практике через личную сопричастность и вовлеченность, развивайте подчиненных через проекты, совместный поиск решений проблем, передачу навыков и знаний, тем самым раскрывая потенциал подчиненных и закладывая уверенность в продвижение компании вперед.

Завершить нашу беседу хочется словами великого Абая о значимости знаний, умений, честного труда: «Хочешь быть богатым – учись ремеслу. Богатство со временем иссякает, а умение – нет».  

- Благодарю Вас за очень интересную беседу!

 

Новости
20.12.2024
Более 100 участников собрал Первый женский форум Ассоциации женщин-железнодорожников в КТЖ
Грузовые перевозки
20.12.2024
Новые экспортные маршруты освоили в Мангистауском отделении грузовых перевозок
Регионы
20.12.2024
Семинар «История. Традиция. Независимость» провели для железнодорожников в Костанае
Регионы
20.12.2024
Конкурс среди железнодорожников ко Дню Независимости прошел на железнодорожном вокзале Караганды
Регионы
20.12.2024
Семинар «Қазақстан: кеше, бүгін, ертең» прошел в Акмолинском отделении магистральной сети
Регионы
20.12.2024
День Независимости отметили железнодорожники в Усть-Каменогорске
Регионы
20.12.2024
Итоги проведенной модернизации железнодорожной инфраструктуры подвели в Костанайском регионе
Новости
20.12.2024
Проект «Единое цифровое окно» презентовали в Астане
Новости / Архив
20.12.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №106-107 от 20 декабря 2024 года
КТЖ в лицах
19.12.2024
Менеджера Департамента технологических систем перевозочного процесса Каиргельды Макишева проводили на пенсию
Новости
19.12.2024
Форум «Казахстан как глобальный участник рынка транспорта и логистики» прошел в Астане
Регионы
19.12.2024
Более 1 700 фитинговых платформ было погружено в ноябре в Костанайском регионе
Спорт
19.12.2024
Машинист электровоза Асылхан Какимов стал победителем среди ветеранов в турнире по самбо
Новости
19.12.2024
Пути сопряжения порта Бисау и ТМТМ в Западной Африке намерены изучить Казахстан и Гвинея-Бисау
Новости
18.12.2024
Сильные ветры и снежные бури осложнили работу железнодорожного транспорта в Алматинской области
Новости
18.12.2024
Команда железнодорожников «Астана» выиграла Кубок КВН
Пассажирские перевозки
18.12.2024
КТЖ внедряет новую услугу «Проезд с пересадкой вагон+вагон»
Новости
18.12.2024
Более 20 новых ведомственных наград ввело КТЖ в этом году
Новости
18.12.2024
Калькулятор CO2 стал доступен на сайте KTZ Express
Новости
18.12.2024
Более 300 жилых модулей установило КТЖ на железнодорожных станциях и разъездах