Колледж КазАТК им. Тынышпаева: кадры для железной дороги

Интервью
16.06.2017, 17:57
В Акмолинском колледже Казахской академии транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева готовят будущих работников стальной магистрали У этого заведения, отвечающего современным требованиям и готовящего конкурентоспособных и востребованных на рынке специалистов, большая и интересная история. Основанный в 1959 году как учебно-консультативный пункт Омского железнодорожного инженерного института, затем в 1980 году преобразованный как филиал АлИИТ, колледж был открыт в 2007 году на базе филиала Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева. В этом году учебное заведение отмечает 10-летие. О принципах и традициях подготовки профессиональных кадров для железных дорог РК рассказывает директор колледжа Акмолинского колледжа Казахской академии транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева, доктор технических наук Ерлан АУЕСБАЕВ. - Ерлан Тыныштыкбаевич, сколько высококвалифицированных работников стальной магистрали за время своего существования выпустил колледж и по каким специальностям? За 10 лет образовательной деятельности колледж подготовил более 3000 специалистов среднего звена по 7 специальностям. С февраля 2013 года АО НК «Қазақстан темір жолы» стал прямым учредителем колледжа, в связи с чем, согласно требованиям ҚТЖ, вводятся кардинальные изменения в учебный процесс. Колледж готовит свыше 1300 специалистов по 7 специальностям: «Учет и аудит» (по отраслям), «Электроснабжение» (по отраслям), «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог» (по видам), «Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте», «Автоматика, телемеханика и управление движением на железнодорожном транспорте», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство». В этом году колледж планирует открыть еще две востребованные специальности «Строительство автомобильных дорог и аэродромов» и «Мосты и транспортные тоннели», в этих сферах не хватает кадров. Ежегодно мы получаем государственный образовательный заказ на обучение из республиканского и местного бюджетов. Колледж является участником программы «Мәңгілік ел жастары – индустрияға (Серпін), в рамках которой подготовили 50 специалистов из южных и западных регионов. В этом учебном году 18  студентов обучаются по гранту АО НК ҚТЖ «Магистраль». Сейчас по госзаказу обучаются 369 студентов. Есть также группы, обучающиеся на договорной основе. Сумма оплаты за обучение в колледже зависит от выбранной специальности и составляет  от 130 тыс. до 190 тыс. тенге, на заочной форме - стоимость обучения ниже.  К слову, детям работников КТЖ при поступлении предоставляются скидки. После окончания колледжа многие выпускники имеют возможность продолжить обучение в Казахской академии транспорта и коммуникаций им.М.Тынышпаева.  - Скажите, охотно ли идут выпускники школ в железнодорожный колледж, насколько эта профессия сегодня востребована у молодежи? - Да, в последнее время в эту профессию все чаще идут молодые ребята, большей частью они выбирают специальности, связанные с автоматикой, телемеханикой и управлением движением на железнодорожном транспорте, организацией перевозок и т.д.  Профессия железнодорожника передается из поколения в поколение, поэтому среди наших студентов много продолжателей династий этой интересной и значимой профессии. В общем, по каждой специальности мы набираем группы из 25 человек с казахским и русским языком обучения. По тем специальностям, которые менее востребованы, мы снижаем сумму обучения, чтобы привлечь студентов. К слову, по ускоренным месячным курсам мы обучаем и рабочим профессиям - проводника пассажирского вагона «Тальго», пассажирского вагона, билетного и товарного кассира, дежурного по станции и т.д. Думаю, колледж – это хорошая стартовая площадка для молодого человека, который в дальнейшем хочет получить востребованную профессию и найти работу по специальности. Мы ежегодно проводим профориентационную работу в регионах Центрального и Северного Казахстана, очень много выпускников школ приезжают к нам из южных регионов.  Всем им предоставляем общежитие, которое рассчитано на 200 мест. Хочу отметить, что по всем специальностям колледж укомплектован педагогическими кадрами. - К слову, о них. Как известно, о качестве обучения можно судить по уровню преподавателей и, в целом,  об учебной базе колледжа… - Безусловно. Должен заметить, что порядка 60 % преподавателей с высшей и  первой категорией, вторая категория – 30 % и  остальные 10 % преподаватели без категории. У нас достаточно профессиональный состав, 15 преподавателей – специальных дисциплин, 20 - общеобразовательных, общетехнических дисциплин. Гуманитарный блок также у нас довольно сильный, абитуриенты приходят из 9 класса и они обязательно должны проходить предметы школьной программы. Все существующие инновационные методики преподавания для студентов мы используем в учебном процессе. Все кабинеты оборудованы видеопроекторами, экранами, 4 компьютерных класса, недавно закупили еще 35 современнейших компьютеров, будем оснащать еще один зал. Каждый год мы проводим на базе колледжа семинары, конференции, конкурсы. Недавно провели семинар по методической работе, собирали методистов всех 5 колледжей КазАТК,  расположенных в Алматы, Актау, Актобе, Шымкенте и Астане. Коллеги   делились друг с другом своим опытом, методическими  наработками, обсуждали проблемы. В рамках семинара провели «Бенефис молодого педагога»,  который позволил раскрыть творческие способности молодых преподавателей и их наставников. Учебная база колледжа состоит из трех корпусов, есть актовый и спортивный залы. К слову, со следующего года на территории колледжа собираемся построить спортивный комплекс. Там же мы планируем разместить еще  4 мастерские по производственному обучению.  - Ведется ли в колледже дуальное обучение? Где проходят практику студенты? Есть ли после окончания учебы шанс устроиться на железную дорогу? - Система дуального обучения в колледже реализуется с 2012 года, чтобы студенты могли сочетать теорию с практикой. С 2013 по 2016 годы колледж был участником  республиканского эксперимента по внедрению дуального обучения по специальности «Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог». Два предприятия – Эксплуатационное локомотивное депо станции Астана и Ремонтное локомотивное депо в течение трех лет брали к себе на практику наших студентов. 15 студентов из этой группы сдали квалификационный экзамен по специальности  «Помощник машиниста электровоза». В будущем учебном году планируем еще одну группу обучать по дуальной системе. Что касается трудоустройства, то почти 80 % выпускников работают в системе АО НК «Қазақстан темір жолы», за исключением тех, кто дальше продолжает учебу или призывается в армию. К примеру, 21 студент уже принят на работу в новый железнодорожный вокзал, который открылся, недавно, 31 мая, с участием Главы государства.  Должен отметить, что профессиональная практика занимает особое место. На 1 и 2 курсе студенты проходят ознакомительную  и учебную практику, во время которой знакомятся со структурой железнодорожных организаций и предприятий. Технологическую и преддипломную практику студенты проходят в филиалах АО НК«Қазақстан темір жолы», АО ҚТЖ-Грузовые перевозки, АО ҚТЖ-Пассажирские перевозки,других профильных организациях - ТОО Қамқор-Локомотив, ТОО СК «Базис», АО «АРЭК», заводы «Локомотив кұрастыру зауыты», «Электровоз құрастыру зауыты». У нас с социальными партнерами сложились многолетние партнерские отношения. Эти предприятия по праву можно назвать базовыми, с развитой инфраструктурой и наиболее квалифицированным менеджментом. Считаю, что подготовка будущих специалистов и их дальнейшее трудоустройство невозможно без серьезной  практической подготовки. Одной из форм завершения практического обучения, демонстрирующей приобретенные навыки, являются конкурсы профессионального мастерства. Наши учащиеся постоянно участвуют во всех городских и республиканских конкурсах профессионального мастерства, где они постоянно завоевывают призовые места. Например, студенты Т.Орымбаев и А.Тимошенко вместе с мастером производственного обучения А.Шегеновым собрали мини-аппарат точечной сварки. Участвуя на городской творческой выставке «Энергия будущего  - ЭКСПО-2017», удостоились главного приза. С целью повышения качества подготовки специалистов и дальнейшего их трудоустройства колледж ведет регулярную работу по налаживанию партнерских связей с новыми социальными партнерами в лице предприятий различных форм собственности. - В каком направлении колледж будет развиваться дальше? -В марте этого года мы успешно прошли государственную аттестацию Министерства образования и науки, проводимую раз в пять лет.  Осенью  колледж планирует пройти международную институциональную и специализированную аккредитацию.  Развитие колледжа вижу также в открытии новых специальностей, поскольку на железной дороге много востребованных профессий, как я уже выше сказал, нужны специалисты по строительству мостов и тоннелей, в планах также открытие специальности «Логистика». Наш колледж совместно с холдингом «Кәсіпқор» является соразработчиком учебной модульно-компетентностной программы в рамках ТиПО. Как известно, сейчас все колледжи переходят на кредитно-модульную систему образования (вузы перешли в 2014 году). Безусловно, необходимо вплотную заняться вопросами обновления материально-технической базы, надеемся в этом плане на поддержку  «Қазақстан темір жолы». Следующее направление развития – это, несомненно, повышение уровня преподавательского состава. У нас достаточно высококвалифицированные педагоги, но мы намерены привлекать как можно больше специалистов, которые имеют опыт практической работы, и  которые предпочли остаться в колледже. Одним из основных показателей деятельности колледжа является участие студентов и преподавателей в конкурсах, олимпиадах различного уровня. Студенты особенно заинтересованы в участии в мероприятиях профессиональной направленности и с удовольствием занимаются научно-исследовательской, творческой деятельностью. Например, в традиционном фестивале среди колледжей КазАТК «Студенттік көктем» наша команда в этом году завоевала гран-при. На предметных олимпиадах  по химии, информатике, электротехнике студенты колледжа добились высоких результатов. Участие в научно-практических конференциях также были успешны для нас. 61 студент со своими научными руководителями показал хорошие результаты. Наши студенты активно участвуют в общественной и спортивной жизни колледжа и города. Они являются депутатами городского молодежного маслихата, членами молодежного крыла «Жас Отан». В колледже есть спортивные секции, студенты часто  занимают призовые  места в соревнованиях  по «Қазак күресі», армрестлингу и т.д. Особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию. В городском спортивно-военном марафоне «Ақ найза» среди школ и колледжей столицы  наша команда в последние годы - в первых рядах.

Карлыгаш ЖУСУПБЕКОВА

Новости
26.11.2024
Более 155 мостов построят во время строительства новых железных дорог в Казахстане
Новости
26.11.2024
Олжас Бектенов дал ряд поручений Минтранспорта и КТЖ
Новости
26.11.2024
До 2027 года КТЖ построит 9 терминалов
Новости
26.11.2024
Развитие железнодорожной отрасли и транзитного потенциала рассмотрели в правительстве Казахстана
Новости
26.11.2024
Объемы контейнерных перевозок за три года выросли на 30%
Грузовые перевозки
26.11.2024
Минтранс: объем грузоперевозок вырос на 3,5% в Казахстане
Новости
26.11.2024
Более 1600 договоров с отечественными производителями заключило КТЖ в 2024 году
Инфраструктура
26.11.2024
Ремонтные работы железных дорог завершили на 96% в Казахстане
Грузовые перевозки
26.11.2024
Годовой план по сдаче грузов через Достык – Алашанькоу выполнили досрочно
Пассажирские перевозки
26.11.2024
Нацперевозчик напомнил правила использования стоп-крана в пассажирских вагонах
Новости
26.11.2024
Развитие ТМТМ обсудили в Стамбуле
Инфраструктура
26.11.2024
Инфраструктуру железных дорог продолжают улучшать в Павлодарском отделении магистральной сети
Новости / Архив
26.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №100 от 26 ноября 2024 года
Новости
25.11.2024
Неизвестные похитили болты скрепления пути на перегоне Көкпекті – Нұра
Новости
25.11.2024
Около 3 тысяч раз пришлось применить экстренное торможение машинистам КТЖ в 2024 году
Регионы
25.11.2024
Тянь-шаньские ели посадили сотрудники Алматинского отделения ГП
Новости
25.11.2024
Обучение по повышению компетенций провели для работников узла Кокшетау
Регионы
25.11.2024
С выходом бродячего скота на железнодорожные пути продолжают бороться в Костанайском регионе
Спорт
25.11.2024
Команда КТЖ заняла первое место на ІХ спартакиаде «Самрук-Қазына»
Регионы
25.11.2024
Итоги работы за 10 месяцев подвели в Алматинском отделении ГП