Евразийский транзит: как «Север-Юг» меняет правила игры в логистике
На этой неделе Астану посетил глава правительства России Михаил Мишустин. Премьер-министры Казахстана и России провели двусторонние переговоры. Министр транспорта Марат Карабаев по итогам их двусторонней встречи рассказал о динамичном развитии транспортной отрасли и ряде важных инициатив, направленных на улучшение транзитных коридоров и инфраструктуры. Он отметил, что одним из главных вопросов стала работа над коридором Север-Юг. Rail-news.kz обсудил с политологом Ануаром Искаковым роль коридора «Север-Юг» для Казахстана.
1. Какое значение имеет коридор «Север-Юг» для Казахстана?
«Север–Юг» обеспечивает прямой доступ к масштабным российским производственным и потребительским центрам. Казахстан, участвуя в этом коридоре, не только усиливает свою роль как транзитного узла, но и формирует платформу для расширения двусторонней торговли. Это позволяет снизить логистические издержки и ускорить движение грузов, что имеет решающее значение для ресурсной экономики страны.
В отличие от маршрутов, зависящих от морских и альтернативных сухопутных коридоров, «Север–Юг» ориентирован на тесное сотрудничество с Россией, что обеспечивает более стабильное и предсказуемое движение грузов. Это критически важно в условиях глобальной нестабильности и санкционных режимов, когда надежность транспортных потоков становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности.
Россия традиционно вкладывает значительные ресурсы в развитие своих транспортных и логистических систем. Участие Казахстана в коридоре «Север–Юг» открывает возможность для совместных проектов по модернизации пограничных пунктов, цифровизации и автоматизации процессов, что способствует ускорению развития всей инфраструктурной базы региона.
2. В чем заключается принципиальное отличие коридора «Север-Юг» от других маршрутов, например, Транскаспийского транспортного маршрута, в которых участвует Казахстан?
Коридор «Север–Юг» для Казахстана имеет принципиально иное стратегическое значение, чем Транскаспийский транспортный маршрут. Если Транскаспийский маршрут ориентирован прежде всего на диверсификацию экспортных путей, позволяющих Казахстану выходить на рынки Европы, а также служит инструментом обхода традиционных логистических зависимостей, то «Север–Юг» выступает в роли усилителя интеграции с Россией, создавая надежное и ускоренное сообщение с соседним государством, чьи экономические и политические приоритеты традиционно связаны с инфраструктурным развитием Евразии.
3.Что делают Казахстан и Россия для укрепления экономических и транспортных связей, и какие выгоды это приносит?
Обе страны работают над созданием унифицированных систем контроля и таможенного оформления. Это позволяет сократить время на транзит грузов, снизить бюрократические проволочки и обеспечить более прозрачное взаимодействие между таможенными службами. Для Казахстана это означает возможность ускоренного вывода продукции на российский и европейский рынки, а для России – расширение транзитного потенциала и улучшение контроля за торговыми потоками.
Россия и Казахстан реализуют проекты по модернизации железнодорожных линий, обновлению парка подвижного состава и созданию мультимодальных логистических центров вдоль коридора. Для Казахстана это дает стимул к развитию регионов, повышение привлекательности для инвесторов и рост дополнительной стоимости логистических услуг. Для России — укрепление позиций на евразийском транзитном рынке и возможность интеграции с ключевыми центрами Центральной Азии.
Совместное продвижение коридора «Север–Юг» является частью более широкой стратегии по созданию единой евразийской транспортной сети. Казахстан, как страница этой сети, получает возможность выстраивать дополнительные маршруты экспорта и импорта, что способствует диверсификации торговых потоков и снижению зависимости от традиционных транспортных путей. Для России это – инструмент укрепления влияния в регионе и возможности использования транспортного потенциала Казахстана для обеспечения устойчивых логистических решений.
Совместные проекты укрепляют не только экономические, но и политические связи. Для Казахстана сотрудничество с Россией – гарантия стабильности, безопасности и поддержки на международной арене. Для России – возможность сохранить влияние в регионе, обеспечивая гармонизацию экономических интересов и укрепляя партнёрские отношения.
4. Страны планируют модернизацию в шести пунктах пропуска. Что это даст нашим странам?
Модернизация шести пунктов пропуска в рамках коридора «Север-Юг» – это стратегически важный шаг для наших стран, способный существенно укрепить экономические и транспортные связи между Казахстаном и Россией.
Современные пункты пропуска с внедрением цифровых систем контроля и автоматизации позволят сократить время на таможенное оформление и пограничный контроль. Это приведёт к более быстрой и стабильной транспортировке грузов, снижению издержек и повышению конкурентоспособности как наших производителей, так и логистических компаний.
Быстрый и эффективный транзит стимулирует объёмы торговли. Меньше задержек на границе означает возможность увеличения потоков товаров между Россией и Казахстаном, что благоприятно скажется на экспортно-импортных операциях обеих стран. Это особенно актуально для регионов, где экономика напрямую зависит от транспортных потоков.
Обновлённые пункты пропуска создают условия для более тесной интеграции между российской и казахстанской транспортной инфраструктурой. Это способствует формированию единой логистической системы на пространстве Евразии, где наши страны выступают в роли стратегических транзитных узлов. Такой интегрированный подход повышает устойчивость и адаптивность всей системы при изменении глобальных торговых условий.
Современная инфраструктура – это магнит для инвесторов. Модернизация не только улучшит транспортные потоки, но и создаст дополнительные возможности для развития сопутствующих секторов, таких как складская логистика, сервисное обслуживание и IT-поддержка. Это, в свою очередь, будет способствовать экономическому развитию пограничных регионов и стимулировать создание новых рабочих мест.
Совместные проекты по модернизации границ служат не только экономическим, но и политическим целям. Они укрепляют доверие между странами, демонстрируя нашу готовность к глубокому сотрудничеству и реализации общих интересов. Это создаёт фундамент для дальнейших совместных инициатив, как в транспортном секторе, так и в других областях.