Оразгали Ахметбаев: «Главная цель профсоюза неизменна — защита работников»

Интервью
05.09.2025, 16:14
Фото автора
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Казахстанский отраслевой профсоюз работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта (Профсоюз железнодорожников) - один из крупнейших отраслевых профсоюзов Республики Казахстан.  Сегодня его ряды насчитывают более 108 тысяч работников транспортной отрасли, из которых более 70% составляют производственные специалисты.  В год, когда отмечается 120-летие профсоюзного движения железнодорожников Казахстана, организация продолжает активно защищать социально-трудовые права работников, участвует в законотворческой деятельности и укрепляет систему социального партнёрства.  

О том, с какими результатами профсоюз подходит к очередному съезду, какие задачи стоят на повестке и что остаётся в центре внимания, мы побеседовали с председателем Оразгали Ахметбаевым.  

– Оразгали Тулепбекович, мы встречаемся с Вами накануне очередного съезда, который состоится 10 сентября. Этот год особенный: исполняется 120 лет с момента создания первой профсоюзной ячейки железнодорожников в депо станции Перовск (ныне Кызылорда). Какие параллели вы видите между работой профсоюзных организаций тогда и сегодня? И с какими результатами профсоюз железнорожников выходит на отчет перед делегатами? Есть ли нерешенные вопросы с работодателями?

– Если оглянуться на историю, то цель профсоюзного движения в 1905 году и сегодня едина – это защита трудовых прав и социальная поддержка работников. В далеком 1905 году 20-21 апреля в Москве прошел первый Съезд представителей десяти железных дорог, среди них и делегаты Оренбург-Ташкентской линии. Тогда был принят устав и программа Всероссийского железнодорожного союза. Это стало основой для формирования первых ячеек – прообраза нынешних профсоюзных организаций. Их главной задачей, как и сегодня, было отстаивание интересов рабочих и защита их прав.

Нашим основным социальным партнером является АО «НК «Қазақстан темір жолы» и его дочерние общества. Основная задача профсоюза остается неизменной: защита трудовых прав, социальная поддержка, забота о работниках и их благополучии.

Документом, закрепляющим основные принципы социального партнерства, является трехстороннее Отраслевое соглашение по социально-экономическим вопросам, заключенное между представителем государства, работодателем и профсоюзом. На сегодняшний день действуют Отраслевое соглашение и Коллективные договоры на 2024-2026 годы.  

Хочу подчеркнуть, что при каждом заключении новых Коллективных договоров мы твердо держим позицию по сохранению действующих льгот и гарантий для работников и также на постоянной основе проводим работу по улучшению условий коллективных договоров.  

Приведу лишь несколько наиболее значимых изменений.

Благодаря нашей твердой позиции в Коллективные договоры группы компаний АО «НК «ҚТЖ» введены четыре обязательные единовременные премии ко Дню Республики Казахстан, Дню Независимости Республики Казахстан, Наурыз мейрамы, а также к профессиональному празднику – День работников железнодорожного транспорта.

К слову, на государственном уровне мы добились отдельного профессионального праздника железнодорожников, теперь официально у нас есть День работников железнодорожного транспорта.

Также, по настоянию профсоюза, в перечень работников, имеющих права на досрочное прекращение трудовых отношений и получение отраслевого пособия по возрасту, включены дополнительные категории работников: монтеры, бригадиры пути, составители и помощники составителей поездов. Это справедливое решение, поскольку именно эти работники ежедневно несут на себе тяжелую нагрузку.

Отдельное внимание – молодые специалисты, прибывшие на работу на станции 3, 4, 5-го классов, обгонные пункты и разъезды,  им предусмотрена материальная помощь на обустройство и 20%-ная надбавка к тарифной ставке в течение первых двух лет работы. Это очень важный шаг: он помогает закреплять молодых кадров в отрасли и стимулирует их профессиональный рост.

На особом контроле и поддержка детей, пенсионеров отрасли, работников с инвалидностью, это и организации летнего отдыха детей работников, и  оздоровление пенсионеров. Это важная часть нашей работы.

– Одним из приоритетных направлений работы профсоюза всегда является охрана труда. Какие шаги предприняты для обеспечения безопасности работников?

– Мы действительно уделяем этому направлению особое внимание. За последние годы проведена большая работа. Совместно с Федерацией профсоюзов Республики Казахстан мы инициировали пересмотр пенсионного возраста для отдельных категорий работников, чья деятельность связана с вредными и опасными условиями труда. Обновили формы отчетности по безопасности, провели технические занятия с инспекторами по охране труда в Алматинском, Западно-Казахстанском, Абайском, Восточно-Казахстанском и Туркестанском регионах, а также организовали совместные семинары с профкомами.

Мы добиваемся, чтобы администрация компании обеспечивала выплаты за вредные условия, предоставляла дополнительные отпуска, выдачу молока. Но важно не только требовать, но и менять саму психологию работников: формировать культуру безопасности, обучать навыкам, которые помогут трудиться без риска для здоровья.

– Что делает профсоюз для улучшения условий труда на практике?

– По нашей инициативе были созданы производственные советы по безопасности и охране труда, активизирована работа технических инспекторов. Представители профсоюза включены в комиссию по закупу спецодежды – и мы тщательно следим, чтобы работники были обеспечены всем необходимым.

При выездах на линии мы проверяем подразделения на соответствие нормам безопасности. Нарушения устраняются на месте, а в сложных случаях вопрос решается на уровне руководства.

Также нами разработаны и переданы структурным подразделения компании плакаты по безопасности, подготовлены знаки и удостоверения единого образца для технических инспекторов, направлены в регионы электронные версии нормативные документы по охране труда.  

– Какая роль у профсоюзных активистов в этой работе?

– Огромная. Активисты должны проявлять реальную заботу о людях, быть честными и принципиальными при проверках, в комиссиях по расследованию несчастных случаев. К сожалению, нередко бывает так, что вина перекладывается на самого пострадавшего. Наша задача – не допускать несправедливости, защищать права работников и их семей.

Особая ответственность лежит и на профкомах, которые участвуют в комиссиях по аттестации производственных объектов. Именно они должны добиваться сохранения льгот для тех, кто трудится во вредных и тяжелых условиях. Ведь любое упущение может привести к тому, что работник лишится заслуженных гарантий.

– Вопрос заработной платы всегда был самым чувствительным для трудовых коллективов. Какова ситуация сегодня?

– Вы абсолютно правы: заработная плата – главный показатель социального благополучия. И для нас важно, чтобы люди получали ее вовремя и в полном объеме. Сегодня можно отметить положительный момент, выплата заработной платы, начисление и оплата ежегодных трудовых отпусков работникам компании и дочерних организаций производятся без задержек и в сроки, оговоренные Коллективными договорами. Задолженность по заработной плате на текущий момент отсутствует.

– Можно ли сказать, что профсоюз влияет на решения по повышению зарплаты?

– Среди перечня социальных вопросов, стоящих перед профсоюзом, вопрос заработной платы, безусловно, является главным.  

В период 2021-2023 годов была проведена огромная работа по существенному повышению заработной платы работников группы компаний АО «НК «ҚТЖ», в 2021 году повышение заработной платы работникам на тарифной системе оплаты труда было произведено дважды: с 1 января 2021 года на 10% и с 1 июля 2021 года на 10%.  

 В 2022 году произведено дифференцированное повышение заработной платы с 1 января 2022 года в зависимости от группы разрядов от 20 000 до 40 000 тысяч тенге (инициатива со стороны компаний), в два этапа произведен перевод на областные коэффициенты, которые были выравнены до максимального областного уровня, в 2023 году повышение заработной платы работникам группы компаний АО «НК «ҚТЖ» было произведено дважды: с 1 января 2023 года на 5% и с 1 марта 2023 года на 15%.

В 2024-2025 годах повышение заработной платы работникам группы компаний АО «НК «ҚТЖ» произведено с 1 января – на 7%.

За прошедшие пять лет рост заработной платы железнодорожников составил более чем в 2,2 раза.  

Средняя заработная плата по группе компаний АО «НК «ҚТЖ» выше средней заработной платы по Республике Казахстан примерно на 12,4%.

– Оразгали Тулепбекович, помимо защиты трудовых прав, важное место в деятельности профсоюза занимает работа с семьями железнодорожников. Как организовано это направление?

– Это действительно одно из ключевых направлений. Мы всегда говорим: Профсоюз работает не только для самого работника, но и для его семьи. Через филиалы, представительства и первичные организации мы держим на постоянном контроле вопросы охраны труда, заботимся о здоровье людей, предоставляем путевки на отдых и лечение, организуем детский досуг, оказываем помощь в сложных ситуациях, поддерживаем ветеранов и пенсионеров.

Даже в самые трудные периоды, например, во время пандемии, профсоюз не оставался в стороне. Мы закупали медикаменты, средства защиты, выделяли финансовую помощь пострадавшим и их семьям. Поддержали железнодорожников и в чрезвычайных ситуациях – будь то ЧС на станции Арыс или пожар в Аулиекольском районе. Организовывался сбор средств, и наши активисты помогали семьям, оказавшимся в беде.

– Какая помощь оказывается профсоюзом в повседневной жизни?

– За отчетный период профсоюз оказал материальную помощь работникам, их семьям, ветеранам и пенсионерам на сумму более 2 миллиардов 190 миллионов тенге. Это поддержка при тяжелых заболеваниях, в реабилитации, лечении, оздоровлении. Для нас это не формальность, а реальная забота.

Особое внимание уделяем детям. Каждый год накануне учебного сезона проводится акция «Дорога в школу», в рамках которой более 3 000 детей из малообеспеченных семей железнодорожников получают школьные наборы. А к 1 июня, в Международный день защиты детей, мы организуем праздники во всех регионах: концерты, экскурсии, посещение музеев, кинотеатров, парков.

После этого начинается сезон лагерей. Более 27 тысяч детей работников компании за 2021-2025 годы отдохнули в оздоровительных центрах по всей стране. Только в столице за этот период побывало более 2,5 тысячи детей из всех регионов. Для них организуются экскурсии, мастер-классы, развлекательные программы. Мы считаем важным, чтобы дети железнодорожников знали профессию родителей, гордились ими и при этом сами чувствовали заботу.

– Профсоюз активно работает и с молодежью. Какие результаты есть здесь?

– Молодежь – это будущее профсоюза и всей железнодорожной отрасли. Сегодня среди председателей профкомов 8% – это люди до 35 лет, среди членов профкомов – 35%. А всего в составе отраслевого профсоюза около 35,5% молодежи. Мы проводим форумы, семинары, конкурсы вроде «Жас кәсіби маман», работаем в партнерстве с ҚТЖ и другими работодателями, активно участвуем в международных проектах.

– Сегодня Казпрофтранс – это крупная организация. Можно ли сказать, что Профсоюз укрепил свои позиции?

– Безусловно. Сегодня мы объединяем более 100 тысяч работников железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного транспорта. Это одна из самых стратегических отраслей экономики, и профсоюз здесь – реальная сила. Наши отношения с ҚТЖ и его дочерними компаниями строятся на принципах равноправного партнерства.

И в юбилейный, 120-й год профсоюзного движения, мы отмечаем дату не словами, а делами: проводим культурные, спортивные, благотворительные акции, работаем с детьми, чествуем ветеранов. Но при всем этом главное для нас остается неизменным – защита трудовых прав, социальная поддержка, забота о работниках и их семьях.

Интервью
05.09.2025
120 лет профсоюзного движения: взгляд почетного железнодорожника Калтая Самбетова
Интервью
05.09.2025
Оразгали Ахметбаев: «Главная цель профсоюза неизменна — защита работников»
Регионы
05.09.2025
Новые руководители станций прошли обучение в Акмолинском отделении ГП
Новости
05.09.2025
Международный пассажирский форум прошел в Санкт-Петербурге
Новости
05.09.2025
КТЖ продолжает обновление парка
Инфраструктура
05.09.2025
Капитальный ремонт железнодорожного пути завершается в Алматинском регионе
Новости
05.09.2025
Масштабный капитальный ремонт ведется на вокзале Астана-1
Новости
05.09.2025
Казахстан и Китай обсуждают расширение контейнерного транзита
Новости / Архив
05.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №71-72 от 05 сентября 2025 года
Новости
04.09.2025
ЗИКСТО начнет использовать роботов для сборки подвижного состава
КТЖ в лицах
04.09.2025
Станции, проекты, люди: путь Риты Енсебаевой от инструктора до почетного железнодорожника
Регионы
04.09.2025
Железнодорожники и полицейские напомнили уральцам о правилах безопасности вблизи ж/д путей
Регионы
03.09.2025
Пожарный поезд станции Кушмурун отметил 85-летний юбилей
Регионы
03.09.2025
Угольные склады проверило руководство Алматинского отделения ГП
Новости
03.09.2025
Кедентранссервис и China Construction развивают совместные инфраструктурные проекты
Новости
03.09.2025
Железнодорожники приняли участие в дармарке в рамках «Таза Қазақстан»
Пассажирские перевозки
03.09.2025
Более 20 тысяч билетов оформлено через услугу «Поезд+Поезд»
Новости
02.09.2025
Президент Казахстана обсудил с главой CRRC локализацию производства локомотивов
Регионы
02.09.2025
«Дорога в школу»: около 150 первоклассников-детей железнодорожников получили ранцы к 1 сентября
Новости
02.09.2025
Токаев: транзит по маршруту «Китай – Европа» через Казахстан вырастет в 5 раз