120 лет профсоюзного движения: взгляд почетного железнодорожника Калтая Самбетова

Интервью
05.09.2025, 16:28
Фото Александра Жабчука
Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Почётный железнодорожник, ветеран труда, обладатель звания «Қазақстанның Еңбек Ері» Калтай Самбетов рассказал в интервью о значении профсоюза в развитии железнодорожной отрасли. Его имя хорошо известно в железнодорожной отрасли. Свою жизнь Калтай Самбетов посвятил стальной магистрали, был свидетелем становления и развития железных дорог Казахстана, а вместе с тем и активной работы профсоюзного движения.

– Калтай Самбетович, какую роль, на ваш взгляд, играет и всегда играл профсоюз в жизни железнодорожников?

– Железная дорога – это огромный коллектив, где трудятся тысячи людей. Без сплочённости и взаимной поддержки невозможно было добиться успеха в прошлом и невозможно сегодня. Профсоюз всегда был и остаётся связующим звеном, объединяющим людей и защищающим их интересы. Для нас он был не просто организацией, а настоящей опорой. И сейчас профсоюз помогает решать как производственные, так и социальные вопросы: от обеспечения безопасных условий труда до организации санаторного лечения, культурного досуга и отдыха железнодорожников и их семей. Такая поддержка укрепляла дисциплину и продолжает это делать, повышает ответственность и напрямую влияет на рост производительности труда. В любой ситуации мы знали и знаем: за нами стоит коллектив, и есть кому заступиться.  

– Как Вы вспоминаете работу профсоюза в годы независимости Казахстана и какую роль он играет сегодня?

– Это было непростое время. Страна только обрела самостоятельность, экономика перестраивалась, предприятия сталкивались с трудностями, порой не хватало средств, вставал вопрос о сокращениях. Именно тогда профсоюз удерживал баланс: помогал сохранить рабочие места, добивался своевременной выплаты зарплаты, отстаивал социальные гарантии. Он давал людям уверенность, что они не одни, что рядом есть сильная организация, способная защитить и поддержать.

И сегодня роль профсоюза остаётся не менее значимой. Он стоит на страже интересов железнодорожников, помогает решать социальные вопросы, укрепляет дисциплину и ответственность за общее дело. Благодаря преемственности удалось сохранить традиции железнодорожного братства и заложить прочный фундамент для дальнейшего развития отрасли.  

– Какие социальные инициативы профсоюза вы считаете особенно важными?

– В те годы главной задачей было сохранить уверенность людей в завтрашнем дне. Профсоюз уделял большое внимание медицинскому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, оздоровлению детей железнодорожников. Для семей это имело огромное значение и давало ощущение защищенности.

Большую роль играли жилищные программы, а также поддержка молодых специалистов, которые только начинали свой путь в профессии. Человек чувствовал заботу: знал, что его труд ценят и в трудной ситуации он не останется один. Кроме того, работникам оказывали юридическую помощь, а ветераны отрасли всегда были в центре внимания и окружены поддержкой.

Сегодня многие из этих инициатив сохранили актуальность: забота о здоровье, отдыхе, жилищных условиях и поддержке семей по-прежнему остается важной частью профсоюзной работы.

При этом достаточно сильную роль играли профсоюзные лидеры, которые играли ключевую роль в выстраивании взаимоотношений и эффективной работы в трудовых коллективах.  

Среди плеяды ярких профсоюзных лидеров, с кем мне в свое время довелось работать, выделялся Борис Шубин – профсоюзный лидер, которому железнодорожники доверили возглавлять Центральный совет профсоюза несколько сроков подряд. Стабильность в руководстве профсоюза означает устойчивое развитие организации и надежную защиту прав работников.  

Борис Шубин умел находить общий язык и с руководством, и с простыми людьми. Был принципиальным и требовательным, когда речь шла о защите интересов работников, но вместе с тем оставался добродушным и отзывчивым человеком. Именно это сочетание твердости и человечности помогало завоевывать доверие коллектива и обеспечить авторитет профсоюзного движения. Его слово всегда имело вес, а решения были справедливыми. Мы знали, если за дело брался Борис Егорович, оно будет доведено до конца.  

– Изменились ли по вашему мнению задачи профсоюзного движения?  

– За последние годы в отрасли происходят колоссальные сдвиги. Совершенствуются технологии, модернизируется техника, подвижной состав, появляются и развиваются новые транспортные коридоры и все это в условиях жесткой конкуренции. В таких условиях работают железная дорога и железнодорожники, в таких условиях растет и развивается профсоюз. При этом задачи профсоюзного движения – неизменны: защита прав работников – членов профсоюза, забота о достойных условиях труда и качественном медицинском обслуживании. Иначе и быть не может, ведь вся история профсоюзного движения железнодорожников ярко демонстрирует: сильный профсоюз – это сильная, стабильно развивающаяся отрасль.

Сегодня перед профсоюзами стоят новые вызовы, но главная задача остается прежней – быть рядом с человеком труда, защищать его права и интересы, никогда не забывать изначальную функцию профсоюзов, для чего они создавались – для защиты прав и интересов трудящихся.  

Солидарность и единство, взаимопонимание и взаимодействие при работе с трудовыми коллективами, стабильность в руководстве – это основа сильной профсоюзной организации. Там, где люди сплочены, всегда есть результат.

Грузовые перевозки
21.10.2025
Экспорт казахстанского зерна вырос до 7,3 млн тонн
Грузовые перевозки
21.10.2025
Казахстан планирует увеличить грузопоток по ТМТМ до 10 млн тонн
Новости
21.10.2025
Президентам Казахстана и Азербайджана презентовали проект «Развитие Среднего коридора»
Новости
21.10.2025
В транспортные коридоры Центральной Азии инвестируют 52 млрд долларов
Новости
21.10.2025
Железнодорожники Акмолинского региона представили 64 рационализаторских предложения
Пассажирские перевозки
21.10.2025
ТОП-5 удобных сервисов для пассажиров поездов назвали в КТЖ
Новости
21.10.2025
ОТЛК ЕРА обслуживает 800 маршрутов на Евразийском континенте
Новости / Архив
21.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №87 от 21 октября 2025 года
Новости
20.10.2025
Руководство КТЖ посетило завод Stadler для проверки готовности к запуску новых вагонов
Регионы
20.10.2025
Акмолинские железнодорожники погрузили 7,2 миллиона тонн грузов
Регионы
20.10.2025
Павлодарские железнодорожники отметили 120-летие профсоюзного движения
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники Семейского отделения магистральной сети высадили более 3 тысяч деревьев
Регионы
20.10.2025
Карагандинский филиал «Казпрофтранс» вручил ветеранам памятные медали к 120-летию профсоюзного движения
Пассажирские перевозки
20.10.2025
Нацперевозчик запустил новый пригородный маршрут Аркалык — Державинская
Регионы
20.10.2025
Железнодорожники и полицейские провели профилактический рейд на станции Жетысу
Новости
20.10.2025
Работники KTZ Express высадили более 1300 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Регионы
20.10.2025
Более 470 тыс. тонн зерна нового урожая отправлено из Костанайского региона
Регионы
19.10.2025
Талгат Алдыбергенов проверил ход реконструкции вокзала в Уральске
Новости
17.10.2025
Преподаватели железнодорожных вузов и колледжей прошли стажировку в КТЖ
Регионы
17.10.2025
Железнодорожники Восточного Казахстана провели мониторинг наличия угля на угольных тупиках региона