Транскаспийский маршрут — как драйвер евразийской логистики: опыт KTZ Express

Интервью
23.09.2025, 12:10
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Управляющий директор по новым проектам и маркетингу АО «KTZ Express» Асем Мухамедиева в интервью нашему изданию рассказала о востребованных маршрутах, оптимизации логистических процессов, создании терминальной инфраструктуры, развитии мультимодальных решений.

– Асем Бериковна, расскажите о положительных результатах в развитии контейнерных перевозок?
– Рынок контейнерных перевозок продолжает расти, что подтверждает его значимость. С 2015 года транзит через Казахстан увеличился почти в пять раз и по итогам прошлого года достиг 1,4 миллиона ДФЭ.  

В 2022-2024 годах транзитные объемы АО «KTZ Express» выросли более чем вдвое, что позволило расширить маршруты и предложить клиентам новые мультимодальные сервисы. Особенно быстро развивается Транскаспийский маршрут: перевозки из Китая увеличились в 33 раза, составив 358 контейнерных поездов.

Эти успехи стали возможны благодаря расширению сервисов, развитию инфраструктуры и цифровизации. Автоматизация ускорила оформление документов и отслеживание грузов, сделав процесс удобнее для клиентов. Достигнутые показатели создают основу для дальнейшего увеличения объемов перевозок и укрепления роли Казахстана в евразийской логистике.

– Какие преимущества контейнерных перевозок уже отмечают потребители грузов, и над чем еще нужно работать?

– Контейнерные перевозки зарекомендовали себя как надежный способ доставки. Клиенты ценят предсказуемые сроки, сохранность грузов и возможность интеграции в мультимодальные схемы.  

АО «KTZ Express» развивает сеть маршрутов: транзит через Казахстан, доставку автомобилей и комплектующих, экспортные перевозки по миру, регулярные перевозки в багажных отделениях пассажирских поездов и транспортировку рефрижераторными контейнерами.

В числе востребованных цифровых решений – «Единое цифровое окно». Через него можно подать заявку, отслеживать груз и получать аналитику. За первое полугодие 2025 года им воспользовались более 1 200 компаний из Казахстана, Китая, Европы, Центральной Азии и Ближнего Востока. Это важный шаг к созданию интегрированной цифровой экосистемы.

– Изменилось ли время доставки грузов?

– Сокращение сроков доставки является одним из ключевых приоритетов АО «KTZ Express». Оптимизация логистических процессов, создание терминальной инфраструктуры и развитие мультимодальных решений позволили не только ускорить перевозки, но и сформировать эффективные альтернативные маршруты, проходящие через территорию Казахстана.

Наиболее заметные результаты достигнуты на направлениях ТМТМ. Сегодня доставка контейнеров из Китая в Европу по ТМТМ занимает около 25 дней вместо прежних 35-40. Для сравнения, морская перевозка по тому же направлению длится от 45 до 60 дней, то есть почти в два раза дольше.

Такой результат достигнут благодаря слаженной работе железнодорожных администраций стран-участников и устранению узких мест на маршруте.

– Какую роль ТМТМ играет в развитии контейнерных перевозок?

– Транскаспийский международный транспортный маршрут – стратегический транспортный коридор, соединяющий Китай, Центральную Азию, Кавказ и Европу. Он становится конкурентоспособной альтернативой традиционным морским и сухопутным направлениям. За счет него сроки доставки сокращаются почти вдвое, а затраты на логистику снижаются, что делает маршрут все более востребованным у клиентов.

Так, в начале 2024 года в сжатые сроки мы запустили терминал в Сиане, расширили сухой порт Khorgos Gateway, построили терминал ГТС-2 в Алматы, обеспечивающий бесперебойную обработку контейнерных поездов, следующих по направлениям Китай – Европа и Китай – Средняя Азия. В июне текущего года ввели первый комплекс контейнерного хаба в порту Актау.

Параллельно с развитием инфраструктуры внутри страны АО «НК «ҚТЖ» последовательно расширяет терминальное присутствие за рубежом. Ведется работа по созданию опорных логистических центров в портах Черного моря и ряде европейских стран. Это позволит интегрировать ТМТМ в европейскую сеть, обеспечить сквозные сервисы «от двери до двери» и сделать перевозки более предсказуемыми и удобными для клиентов.

Значительное внимание уделяется и международной координации. Странами – участницами маршрута реализуется Дорожная карта по устранению узких мест, внедряются единые тарифные подходы и цифровые решения, направленные на упрощение процедур и повышение прозрачности.

Не менее важным направлением является развитие флота на Каспийском море. В настоящее время ведется работа по наращиванию количества судов, что позволит исключить дефицит, обеспечить бесперебойность перевозок, сократить время ожидания в портах и повысить общую надежность маршрута.

В комплексе все эти меры создают прочную основу для превращения ТМТМ в устойчивый, современный и конкурентоспособный международный транспортный коридор, сопоставимый по качеству и масштабу с традиционными глобальными маршрутами.

– Какие направления наиболее востребованы, какие – менее загружены?

– Сегодня спрос на рынке контейнерных перевозок распределяется по нескольким ключевым направлениям. Самыми загруженными остаются Китай – Россия и Китай – Европа. Быстро растет спрос на Транскаспийский маршрут, а также перевозки в Центральную Азию и Беларусь.  

Южные маршруты (КНР – Иран – КНР) остаются менее загружены по объемам, однако демонстрируют опережающие темпы роста. Потенциал развития этих направлений напрямую связан с углублением торгово-экономических связей со странами Ближнего Востока и Южной Азии.

Отдельное значение имеет Трансафганский коридор, который открывает Казахстану прямой выход на рынки Индии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Совместно с международными партнерами ведется работа по повышению экономической эффективности перевозок по коридору, совершенствованию логистических сервисов и развитию необходимой инфраструктуры.  

– Благодарю вас за очень интересную беседу!

Пассажирские перевозки
03.12.2025
Поезд «Астана – Омск» начнет курсировать в декабре
Инфраструктура
03.12.2025
КТЖ перевыполнило план ремонта путей на 2025 год
Новости
02.12.2025
Навигационные пломбы в ЕАЭС начнут применять с февраля 2026 года
Новости
02.12.2025
Программно-аппаратный комплекс установили на автомотрисах Астанинской дистанции электроснабжения
Пассажирские перевозки
02.12.2025
ЕАЭС упростит железнодорожные пассажирские перевозки
Грузовые перевозки
02.12.2025
Перевозки грузов по сети ҚТЖ выросли до 287,8 млн тонн
Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР