Михаэль Кортюм об итогах работы за полгода и дальнейших планах АО «Пассажирские перевозки»

Интервью
05.05.2020, 12:15
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

О трансформации в «слышащую компанию», ее зависимости от IT-инфраструктуры, об охране окружающей среды и о многом другом рассказал генеральный директор АО «Пассажирские перевозки» Михаэль Кортюм.

– Уже прошло полгода, как Вы возглавили АО «Пассажирские перевозки». Даже до кризиса, связанного с пандемией, компания была не в очень хорошей форме. С какими главными проблемами и вопросами вам пришлось столкнуться в сентябре прошлого года, когда Вы приступили к обязанностям?

– АО «Пассажирские перевозки» можно назвать народной компанией, так как ее услугами пользуются представители всех социальных слоев населения со всех уголков Казахстана. Поэтому мы являемся объектом пристального внимания со стороны широкой общественности.

Среди накопившихся проблем, которые мне пришлось решать в первую очередь, я бы выделил слабую клиентоориентированность и общее плачевное состояние нашего классического подвижного состава. Оно особенно заметно при сравнении с вагонами «Тальго».

Стандарты чистоты как снаружи, так и внутри вагонов, включая туалетные комнаты, были среди тех явных острых вопросов, которые необходимо было срочно решать. Одновременно требовала решения непрозрачная ситуация, связанная с продажей билетов, которая позволяла буквально процветать черному рынку долгие годы.

– На какие основные вызовы пришлось реагировать, когда было объявлено, что страна начала закрываться на карантин?

– Мы хотим быть ближе к населению и во время кризисных ситуаций. Поэтому для нас было хоть и болезненным, но очевидным решение полностью возместить стоимость всех приобретенных билетов, которые пассажиры решили вернуть.

Данное решение было принято совместно с уполномоченным органом в области транспорта. В том числе мы учли сложившуюся экономическую ситуацию. Как национальный перевозчик мы должны отражать ожидания общества. Поэтому решили, что полное, стопроцентное возмещение средств является нашей социальной ответственностью.

На сегодняшний день компанией уже возвращено свыше 4,105 миллиона тенге. Это не часто можно увидеть в других странах, даже среди национальных пассажирских перевозчиков, не говоря уже о частных компаниях.

– АО «Пассажирские перевозки» является одним из самых крупных работодателей Казахстана. Скажите, как вся эта ситуация отразилась на ваших работниках.

– Пассажирские железнодорожные перевозки – это бизнес, требующий огромного количества невидимых обывателю технических процессов. С введением карантина большинство наших коллег вынуждено находиться дома.

По этой причине поезда не получают необходимого обслуживания. Оно должно производиться даже на стоянке. Большинство проводников, например, находится на простое. Они получают 50% средней месячной заработной платы. Мы платим им больше, чем предусмотрено по Коллективному договору.

В нынешней ситуации, когда компания ничего не зарабатывает, мы были вынуждены ограничить работу персонала, чья работа не может быть выполнена дистанционно либо не требуется в связи с отсутствием активности компании. Но мы никого не уволили, рассматривая это как часть нашей социальной ответственности.

– Какие главные вопросы стоят перед национальным перевозчиком на сегодняшний день?

– Парализована работа всех обслуживающих сервисных компаний, а значит не производятся заранее запланированные ремонтные работы, что потенциально негативно скажется на наших возможностях во время традиционного летнего пика. В то же время важно понимать, что общая ситуация настолько неопределенная, что мы не можем делать каких-либо прогнозов.

Например, относительно того же спроса со стороны пассажиров. Тут необходимо подчеркнуть, что даже в нормальной ситуации заблаговременное планирование путешествий – лучшая стратегия. Наша система продажи и бронирования билетов предоставляет возможность приобретать билеты за 45 дней до отправления, что позволит пассажирам сэкономить нервы и деньги. Если все же нужно срочно ехать, у людей всегда есть возможность использовать «лист ожидания».

В кризис важно, чтобы наши сотрудники были финансово защищены, а наши поезда – обслужены должным образом. Компания должна иметь достаточное количество подготовленных составов для удовлетворения потребностей пассажиров на самом высоком уровне в посткарантинное время, а также в летний сезон. Также важно, чтобы наши партнеры и поставщики справились с ситуацией и не пострадали серьезно.

– Как, по-вашему мнению, изменится же лезнодорожная индустрия после всей этой истории с пандемией?

– Пандемия показала каждому нашу зависимость от IT-инфраструктуры и доступа к интернету. Поэтому наша компания продолжит внедрять и постоянно обновлять лучшие IT-решения, устанавливать необходимое современное оборудование и улучшать виртуальные процессы. Одновременно с этим мы будем совершенствовать аналитику и вводить в работу системы рискменеджмента, что позволит АО «Пассажирские перевозки» сделать наши услуги более эффективными и стабильными.

Для отечественной железной дороги актуальны вопросы передовых IT-решений и автоматизации. Рабочие процессы должны меньше зависеть от ручного управления, а действия – быть более взаимосвязанными. Это особенно важно в условиях Казахстана, так как регионы при такой огромной территории должны лучше сообщаться друг с другом. Пандемия показала, что мы можем делать акцент на дальнейшее обучение и улучшение инструментов для удаленной работы, чтобы снизить зависимость от конкретного места.

– Каких результатов добилось АО «Пассажирские перевозки» за шесть месяцев под вашим руководством? К каким целям вы стремитесь?

– Я стараюсь показать лучший пример знаменитого немецкого порядка и эффективности, и мои коллеги поддерживают меня. С самого начала я стараюсь фокусироваться на удовлетворенности пассажиров. Мы приняли новые стандарты в отношении чистоты и постельных принадлежностей.

С ноября 2019 года пассажиры пользуются новыми простынями, наволочками, одеялами. Уже летом этого года они смогут оценить, насколько поезда станут чище. Разработана новая стратегия закупки вагонов.

Планируется приобретение примерно 400-500 вагонов до 2029 года. Это поможет нам оптимизировать бизнес. Также компания увеличила свое онлайн-присутствие, наше мобильное приложение постоянно улучшается, становится стабильным и безопасным в использовании.

Самый ценный ресурс – это наши работники, поэтому долгосрочные инвестиции мы делаем в персонал, организовываем различные тренинги, которые будут способствовать дальнейшему развитию навыков и знаний в области обслуживания пассажиров. Как ответственная национальная компания и один из крупнейших работодателей страны мы не должны оставаться в стороне от преобразований, происходящих в государстве. В настоящее время Правительством активно реализуется политика «слышащего государства».

Мы следуем этому примеру и трансформируем АО «Пассажирские перевозки» в «слышащую компанию», улучшая коммуникации, быстро и адекватно реагируя на обращения наших клиентов и сотрудников. В частности, в настоящее время нами ведется работа по внедрению таких современных способов коммуникации с пассажирами как Telegramбот и QR-коды, которые будут размещены во всех поездах и вокзалах. Люди будут иметь возможность оценивать качество наших услуг и давать более детализированную обратную связь, а мы в свою очередь – анализировать полученную информацию и соответственно реагировать.

– Расскажите более детально о ваших инициативах.

– Как я уже сказал, одной из наших приоритетных задач является превращение АО «Пассажирские перевозки» в клиентоориентированную компанию.

Мы рассчитываем достичь этого путем введения на всех уровнях концепта клиентского опыта. То есть будет четко закреплено, что нашим главным клиентом является пассажир.

Невозможно быстро поменять мышление каждого сотрудника – это долгий и болезненный процесс трансформации, который может занять годы. Это должно стать постоянным процессом, с постоянным фокусом на повышение качества обслуживания пассажиров. Концепт клиентского опыта включает в себя не только достойный уровень сервиса, но также и расширение продуктовой линейки.

Мы можем внести свою лепту в главную цель всей группы ҚТЖ – стать в будущем по-настоящему мультимодальной компанией.

Мультимодальность в АО «Пассажирские перевозки» может означать предоставление расширенных транспортных возможностей пассажирам, которые позволят им использовать нас как единого провайдера транспортных услуг по принципу «от двери до двери».

И поскольку мы являемся в первую очередь транспортной компанией, наши услуги должны выполняться точно по расписанию, чтобы пассажиры имели возможность лучше планировать свое драгоценное время.

Помимо значительных временных затрат, все вышеперечисленное нуждается в соответствующих и своевременных инвестициях как в людей, так и в первоклассную инфраструктуру.

Все это будет возможным если мы продолжим получать такой же уровень поддержки и понимания от менеджмента нашей материнской компании – АО «НК «ҚТЖ» и холдинга АО «ФНБ «Самрук-Қазына».

Другой важный вопрос, который требует большего внимания, – это экология. Он является одним из приоритетных.

Как ответственная и устойчивая компания, мы стремимся сохранить нашу планету для будущих поколений.

Поэтому запланировали несколько шагов для того, чтобы АО «Пассажирские перевозки» стало более экологичной компанией.

Помимо нашей политики по охране окружающей среды это и вопрос продвижения железных дорог как самого экологически чистого вида транспорта, и установка биотуалетов во всех наших поездах, и улучшение способов сортировки и переработки мусора, постепенный отказ от вагонов с угольным отоплением с постепенной заменой на вагоны, оборудованные дизельными установками отопления.

Все это отражено в нашей новой стратегии закупок вагонов, о которой я уже упоминал выше. Конечно, в идеале мы должны говорить о том, чтобы достичь стопроцентной электрификации вагонов. Но эти вопросы не зависят всецело от АО «Пассажирские перевозки».

Например, в настоящее время поезда в Германии курсируют, используя энергию из возобновляемых источников. Поэтому мы должны стремиться равняться на лучшие примеры. Быстрое изменение климата является актуальным и для Казахстана. Прошедшая зима, которая была достаточно мягкой, но необычно ветреной и снежной, – тому доказательство. Преимущества железной дороги очевидны: это максимально безопасный и надежный способ путешествия.

– Какие специалисты будут востребованы в железнодорожной отрасли в будущем?

– Индустрия сегодня нуждается в таких специалистах как эксперты в области клиентского опыта, инженеры железных дорог, требуется больше IT-специалистов.

Если человек будет совмещать в себе комбинацию всех этих трех сфер знаний, то такой специалист с точностью будет востребован в любой железнодорожной компании.

Мы увидим постепенное сокращение сотрудников, специальности которых органически исчезнут из-за быстрого развития интернета, автоматизации и новых технологий. Карантин, вызванный пандемией, уже показал нашу зависимость от интернета и онлайн-сервисов.

Поэтому постепенно сократятся, например, билетные кассы, так как продажи быстро перетекают в онлайн-пространство.

В связи с этим компании будут фокусироваться на перепрофилировании тех сотрудников, которые находятся в «красной» зоне, используя лучший опыт.

В АО «Пассажирские перевозки», в частности, мы бы хотели видеть больше проектных менеджеров с развитыми лидерскими качествами, чтобы наши проекты эффективнее и быстрее реализовывались.

Также нам нужны IT-специалисты, так как мы много инвестируем, к примеру, в улучшение нашей системы продажи билетов, делая ее более легкой в использовании для пассажиров, одновременно снижая любой вид мошенничества и других манипуляций, связанных с продажей билетов.

– Спасибо большое за интересную беседу! Необходимость трансформации была очевидна...

– Сложно переоценить важность происходящей трансформации в нашей компании, если хотим стать эффективным и устойчивым бизнесом, который, как мы надеемся, нарастит свою долю на общем рынке транспортных пассажирских услуг.

Мы усердно работаем, чтобы завоевать доверие наших пассажиров и восприниматься ими как безопасный, экологичный, комфортный и наиболее надежный вид транспорта.

Я надеюсь что вместе мы сможем сделать АО «Пассажирские перевозки» предметом национальной гордости, чтобы не только казахстанцы, но и путешественники со всего мира с уверенностью выбирали нас для того чтобы открывать для себя фантастический и уникальный Казахстан. 

Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО
Новости
20.11.2024
Главы транспортных ведомств Казахстана и России обсудили сотрудничество в Москве