Комплаенс-служба ҚТЖ о формировании антикоррупционной культуры в компании
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Как известно, в своем Послании Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что борьба с коррупцией является одним из приоритетов стратегического развития страны. Для АО «НК «ҚТЖ», как субъекта квазигосударственного сектора, вопрос о необходимости усиления борьбы с коррупцией во всех сферах железнодорожной отрасли также не теряет своей актуальности. В компании антикоррупционной борьбе особая роль отведена именно комплаенс-службе. И, по словам руководителя комплаенс-службы АО «НК «ҚТЖ» Ирины Капановой, важно антикоррупционное просвещение. Конечно же, в компании нет сомнений в том, что львиная доля успеха в противодействии коррупции – это формирование антикоррупционной культуры. Главным фактором в противодействии коррупции является обучение по вопросам этики и комплаенс. Так, с начала года обучение прошли около 12 тысяч работников ҚТЖ и его дочерних организаций. Для полного охвата работников обучающими семинарами разработаны онлайн-курсы на такие темы как «Противодействие коррупции» и «Кодекс этики и поведения». При этом предусмотрена обязательная последующая сдача тестов, которые размещены в системе дистанционного обучения и тестирования.
Для пилотной апробации обучающий курс «Противодействие коррупции» был назначен всем должностным лицам и работникам филиала «Костанайское отделение магистральной сети». По результатам его прохождения с последующей сдачей теста получены неплохие результаты. Так, общее количество работни- ков, прошедших курс, – 2 766, средний балл по итогам прохождения теста – 92. А общее количество работников, набравших менее 60% баллов (минимальный порог), – 172. После успешной апробации указанные курсы были назначены должностным лицам и работникам АО «Кедентранссервис», АО «Қазтеміртранс» и АО «KTZ Express». По состоянию на 15 октября текущего года уже получены результаты прохождения курсов. По теме «Противодействие коррупции» обучение прошли 846 работников, средний балл – 73,5, по теме «Кодекс этики и поведения» – 808 работников, средний балл – 80,8. Помимо прочего, службой проведена работа по внедрению модуля «Комплаенс» в корпоративное мобильное приложение, пользователями которого являются более 100 тысяч работников группы компаний АО «НК «ҚТЖ». При этом, в компании с 8 апреля по 28 мая 2021 года проведен внутренний анализ коррупционных рисков в деятельности ҚТЖ и всех его дочерних организаций с участием представителей проектного офиса «Адал жол» Агентства РК по противодействию коррупции.
- Читать также: ҚТЖ представил план борьбы с коррупцией
Результаты анализа указывают, что, несмотря на принимаемые меры по снижению причин и условий, способствующих возникновению коррупции, высокие риски выявлены при оказании услуг, в осуществлении закупочной деятельности, управлении персоналом и исполнении договоров. В целях их минимизации разработаны конкретные мероприятия по устранению причин и условий, создающих коррупционные проявления. В настоящее время владельцами бизнес-процессов с участием представителей проектного офиса «Адал жол» проведена большая работа. Так, произведена актуализация внутренних документов на предмет исключения дискреционных полномочий и норм, создающих условия для проявления коррупции; усиления ответственности и внедрения контрольных процедур, в отраслевые министерства и ведомства направлены предложения по автоматизации процесса выдачи технических условий на примыкание подъездных путей и согласование проектной документации; по внесению изменений в Правила перевозок грузов в части возможности применения безбумажной технологии при оказании услуг по подаче/уборке вагонов, которые уже утверждены МИИР РК. В компании есть каналы конфиденциального информирования, в том числе «горячая линия».