Вперед на скорости
Новости
03.02.2017, 10:45
Скоростное движение прочно вошло в жизнь людей, услугами которого пользуются различные слои населения. Но не каждому представится такая возможность – прокатиться в кабине машиниста скоростного поезда «Тальго», как говорится, с «ветерком», и почувствовать всю мощь данной техники. Нашему корреспонденту удалось поработать помощником машиниста и прокатиться по маршруту Алматы – Шу.
Я оказалась в сверкающей кабине электровоза KZ4АТ, специально разработанного компанией «Alstom Transpor» для казахстанской железной дороги. А увидеть впереди бегущие рельсы, посмотреть, как работает уникальное оборудование весьма интересно. От изобилия кнопок, рычагов и переключателей просто разбегаются глаза.
Машинист первого класса Ренат Арыстамбаев трудится в скоростном движении с момента ввода этого транспорта, его помощник Олжас Кенгесбаев – более четырех лет. Ренат показывает, как работает бортовой компьютер. Загорается свет на мониторе, он, демонстрируя возможности уникального оборудования, рассказывает о параметрах работы. Переключение – и вот уже компьютер контролирует воздушную систему, давление в тормозном цилиндре, систему стояночного тормоза, давление уравнительного резервуара. При следующем переключении можно проследить состояние температуры колесных пар.
Используя компьютер, машинист контролирует работу локомотива. К примеру, задается определенная скорость следования по участку. Компьютер воспринимает задачу и разгоняет поезд до заданной скорости. А когда случается какая-либо неисправность или отказ в работе оборудования, то компьютер сразу фиксирует это. Записывая одновременно в память и включая контрольную лампочку на пульте, машина подает сигнал об устранении помехи. Словом, бескомпромиссный контролер! При этом неисправность в блоках микропроцессора локомотива устраняется автоматически, и машинист не отвлекается на ремонт.
В процессе поездки локомотивная бригада вела регламент переговоров с дежурными по станции, локомотивным диспетчером. Я только успевала все схватывать на лету. Причем, как отметил машинист, помощник понимает его с полуслова и взгляда, чувствуется, что эта бригада сформировала по принципу психологической совместимости. На протяжении всего рейса помощник докладывал машинисту об установленной скорости движения, в пути следования о сигналах подаваемых светофорами. Я заметила, что его внимание особенно удвоилось, когда подъезжали к железнодорожным переездам, искусственным сооружением, тоннелям и мостам. Вместе с помощником мы осматривали состав из окон кабины и докладывали о составе в пределах видимости. Теперь я могу с точностью утверждать, что действительно помощник машиниста – это глаза и уши машиниста.
Стоит сказать, что на протяжении всей поездки бдительно следит за безопасностью система КЛУБ (комплексное локомотивное устройство безопасности). Она фиксирует все параметры управления локомотивом: скорость, торможение, давление тормозной магистрали. Перед поездкой вставляется специальная кассета, на которую ведется запись состояния всех параметров, а после поездки ее отдают инженерам-расшифровщикам, которые с помощью компьютера считывают информацию обо всех нюансах при управлении, изменениях в параметрах, определяя причины каких-либо сбоев.
Я смотрю, слушаю и удивляюсь: сколько же надо знать, чтобы управлять такой сложной техникой! Причем этот ослепляющий своими габаритами четырехосный локомотив может развивать скорость движения до 200 километров в час. Специально спроектированный для ведения состава в экстремальных погодных условиях, этому гиганту не страшен ни мороз, ни холод. В конструкции использована современная тяговая система, а также комплектующие, производимые Трансмашхолдингом и Alstom. А преимущества великолепной машины состоят еще в том, что KZ4АТ требует минимального технического обслуживания и благодаря своей модульной конструкции обеспечивает высокий уровень надежности.
– Скоростной поезд «Тұлпар», можно сказать, полномочный представитель нашей республики, услугами которого пользуются политики, бизнесмены, дипломаты, наши соотечественники и иностранцы. И мы стараемся обеспечить комфорт пассажирам. Радует тот факт, что за весь период функционирования скоростного движения не было нареканий на работу машинистов, – говорит Ренат.
На скоростное движение отбираются только профессионалы, хорошо обученные кадры. Искусство машиниста состоит в том, чтобы хорошо знать профиль пути, особенности локомотива. Лишь тогда он сумеет без толчков увеличить скорость, сохранить ее постоянной или плавно притормозить, когда это необходимо. Все это достигается длительной практикой и старанием, а еще терпением, которого у машиниста Рената Арыстамбаева не занимать.
Время пролетело незаметно, за окнами молниеносно мелькали станции, полустанки и разъезды, и моя поездка подошла к концу. Остается пожелать локомотивной бригаде светлой и хорошей дороги!
Елена КОЛДАСБАЕВА, Алматы
Новости
31.10.2025
Более 500 железнодорожников написали «Ұлттық диктант»
Новости
31.10.2025
Работники РЦУП-3 награждены медалями «Достык – Мойынты»
Новости
31.10.2025
Железнодорожникам вручили награды за вклад в строительство второй линии Достык – Мойынты
Регионы
31.10.2025
Илецкие железнодорожники прошли практическое занятие на станции Чашкан
Новости
31.10.2025
Алтынколь наращивает транзит: рост грузооборота превысил 19 %
Новости
31.10.2025
Wabtec провела технический семинар для специалистов локомотивного хозяйства
Новости / Архив
31.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №90-91 от 31 октября 2025 года
Новости
30.10.2025
ВЖДО внедряет цифровую модель безопасности
Новости
30.10.2025
Работникам «Центра диагностики пути» напомнили о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Регионы
30.10.2025
Илецкие железнодорожники поддержали акцию «Таза Қазақстан»
Регионы
30.10.2025
Работники портов Актау и Курык высадили 800 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Новости
30.10.2025
Более 250 пенсионеров-железнодорожников поздравили с Днем пожилых людей в Кокшетау
Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года