Железнодорожники хотят включить 100-летний паровоз в список объектов культурного наследия столицы

Новости
29.06.2022, 09:18
Фото Александра Жабчука
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Легендарный паровоз-памятник, украшающий столичную привокзальную площадь, в этом году отметил вековой юбилей. С момента установки его внешний вид своими силами сохраняют работники Астанинского эксплуатационного локомотивного депо, однако периодически ценный экспонат страдает от рук вандалов.

Проблему надлежащего содержания этого исторического объекта железнодорожники и ветераны отрасли поднимают давно. Так как паровоз не находится в муниципальной собственности, власти столицы и полицейские не несут ответственности за его состояние и охрану. Работники депо самостоятельно делают косметический ремонт, чистят, чинят, красят локомотив, однако уследить за хулиганами, которые время от времени наносят ему очередной ущерб, нет возможности.

– Одним из вариантов сохранения памятника является включение паровоза в список объектов культурного наследия столицы. С таким предложением Казпрофтранс и мы уже не первый год обращаемся к руководству города, – делится наболевшим Почетный железнодорожник, бывший машинист-инструктор, ныне руководитель музея столичного локомотивного депо Владимир Ульяненко. – Это память о боевом и трудовом героизме железнодорожников, и он должен жить. 

История старейшего в Казахстане паровоза действительно достойна уважения. Локомотив лимитированной серии ЭШ произведен по заказу СССР на одном из заводов шведской компании NOHAB в 1922 году. 

В тридцатых годах прошлого века он обслуживал участки Турксиба. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал перевозку грузов к прифронтовой полосе и не раз попадал под обстрелы и бомбежки. Уже после войны, очищая паровоз от слоев краски, железнодорожники увидели историческую надпись «Смерть немецким оккупантам!», а также обнаружили десятки залатанных пробоин и осколков. В 1945 году его передали в Жамбылское локомотивное депо, где он еще 40 лет приносил пользу в маневровом движении. В 1982 году паровоз установили на постамент там же в депо, где он простоял более 20 лет. А в 2004-м в честь векового юбилея Казахстанской железной дороги паровоз-памятник перенесли на привокзальную площадь в столицу. С тех пор забота о нем лежит исключительно на плечах железнодорожников.

– Каждый день по пути на работу я визуально осматриваю паровоз, зачастую приходится делать замечания жителям и гостям столицы, которые взбираются на него, пытаются попасть в кабину. Мы заварили дверь, потому что вандалы уже вынесли из кабины все оборудование, украли некоторые металлические узлы, разбили стекла, – сетует Владимир Васильевич. 

Вместо новых стекол железнодорожники намеренно установили закрытые алюкобондовые плиты, но впоследствии и их повредили – разрисовали, погнули. 

– Установка камер, ограждения, табличек позволила бы пресекать и отслеживать такие моменты. У депо и отраслевого профсоюза, к сожалению, нет возможности произвести установку за свой счет. Мы надеемся, власти города обратят внимание на проблему поддержания памятника в надлежащем состоянии, ведь для многих именно с привокзальной площади начинается знакомство со столицей и даже страной, а встречает их наш паровоз, – говорит Владимир Ульяненко. 

Согласился с ним и местный житель – ветеран труда Иван Оробец. 

– Часто провожу время на лавочке в этом сквере, смотрю на паровоз, вспоминаю молодость, когда и сам трудился в локомотивном депо. Ради нашего и будущих поколений мы обязаны сохранить этот исторический объект, – говорит Иван Федорович. 

К слову, в 2014 году памятник посетил посол Швеции в Казахстане и был искренне восхищен этим «долгожителем» и его практически первозданным обликом. 

Железнодорожники надеются, что паровоз серии ЭШ-4161 однажды будет внесен в список памятников культурного наследия страны и охраняемых государством памятных объектов столицы. По этому вопросу ОО «Казпрофтранс» направило официальное письмо руководству города и ждет ответа.

Новости
03.06.2025
Павлодарские железнодорожники провели благотворительную акцию в Доме ребёнка
Новости
03.06.2025
Первый контейнерный поезд примет новый контейнерный терминал Zhetysu
Пассажирские перевозки
03.06.2025
Пятимиллионного пассажира торжественно встретили на столичном вокзале
Новости
03.06.2025
Более 240 наездов на скот зафиксировано на железной дороге в Казахстане
Новости / Архив
03.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №42 от 03 июня 2025 года
Новости
02.06.2025
Стотысячный контейнер отправлен из Сианя по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Итоги весеннего комиссионного осмотра подвели в Павлодарском регионе
Регионы
02.06.2025
Учения по тушению лесного пожара прошли в окрестностях Риддера
Новости
02.06.2025
Карагандинский железнодорожный колледж отмечает 60-летний юбилей
Новости
02.06.2025
Участие ÖBB в развитии ТМТМ обсудили в Астане
Новости
02.06.2025
Казахстан представил транспортный потенциал на AIF-2025
Новости
02.06.2025
Минтранс РК и CMA CGM обсудили развитие перевозок по ТМТМ
Регионы
02.06.2025
Школьникам напомнили о правилах безопасности на железной дороге в Костанае
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Более 484 тысяч детей перевезено поездами КТЖ
Новости
01.06.2025
Водитель бросил авто на железнодорожных путях в Туркестанской области
Новости
01.06.2025
Первое сервисное депо Alstom открылось в Шу
Пассажирские перевозки
01.06.2025
Первый туристический поезд из Сианя прибыл в Алматы
Новости
31.05.2025
KTZ Express и TCS Logistics подписали меморандум о сотрудничестве
Новости
31.05.2025
Завершаются приготовления к пуску контейнерного хаба в Актау
Новости
31.05.2025
Казахстан и Австрия намерены расширять логистическое сотрудничество