Железнодорожники хотят включить 100-летний паровоз в список объектов культурного наследия столицы

Новости
29.06.2022, 09:18
Фото Александра Жабчука
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Легендарный паровоз-памятник, украшающий столичную привокзальную площадь, в этом году отметил вековой юбилей. С момента установки его внешний вид своими силами сохраняют работники Астанинского эксплуатационного локомотивного депо, однако периодически ценный экспонат страдает от рук вандалов.

Проблему надлежащего содержания этого исторического объекта железнодорожники и ветераны отрасли поднимают давно. Так как паровоз не находится в муниципальной собственности, власти столицы и полицейские не несут ответственности за его состояние и охрану. Работники депо самостоятельно делают косметический ремонт, чистят, чинят, красят локомотив, однако уследить за хулиганами, которые время от времени наносят ему очередной ущерб, нет возможности.

– Одним из вариантов сохранения памятника является включение паровоза в список объектов культурного наследия столицы. С таким предложением Казпрофтранс и мы уже не первый год обращаемся к руководству города, – делится наболевшим Почетный железнодорожник, бывший машинист-инструктор, ныне руководитель музея столичного локомотивного депо Владимир Ульяненко. – Это память о боевом и трудовом героизме железнодорожников, и он должен жить. 

История старейшего в Казахстане паровоза действительно достойна уважения. Локомотив лимитированной серии ЭШ произведен по заказу СССР на одном из заводов шведской компании NOHAB в 1922 году. 

В тридцатых годах прошлого века он обслуживал участки Турксиба. В годы Великой Отечественной войны обеспечивал перевозку грузов к прифронтовой полосе и не раз попадал под обстрелы и бомбежки. Уже после войны, очищая паровоз от слоев краски, железнодорожники увидели историческую надпись «Смерть немецким оккупантам!», а также обнаружили десятки залатанных пробоин и осколков. В 1945 году его передали в Жамбылское локомотивное депо, где он еще 40 лет приносил пользу в маневровом движении. В 1982 году паровоз установили на постамент там же в депо, где он простоял более 20 лет. А в 2004-м в честь векового юбилея Казахстанской железной дороги паровоз-памятник перенесли на привокзальную площадь в столицу. С тех пор забота о нем лежит исключительно на плечах железнодорожников.

– Каждый день по пути на работу я визуально осматриваю паровоз, зачастую приходится делать замечания жителям и гостям столицы, которые взбираются на него, пытаются попасть в кабину. Мы заварили дверь, потому что вандалы уже вынесли из кабины все оборудование, украли некоторые металлические узлы, разбили стекла, – сетует Владимир Васильевич. 

Вместо новых стекол железнодорожники намеренно установили закрытые алюкобондовые плиты, но впоследствии и их повредили – разрисовали, погнули. 

– Установка камер, ограждения, табличек позволила бы пресекать и отслеживать такие моменты. У депо и отраслевого профсоюза, к сожалению, нет возможности произвести установку за свой счет. Мы надеемся, власти города обратят внимание на проблему поддержания памятника в надлежащем состоянии, ведь для многих именно с привокзальной площади начинается знакомство со столицей и даже страной, а встречает их наш паровоз, – говорит Владимир Ульяненко. 

Согласился с ним и местный житель – ветеран труда Иван Оробец. 

– Часто провожу время на лавочке в этом сквере, смотрю на паровоз, вспоминаю молодость, когда и сам трудился в локомотивном депо. Ради нашего и будущих поколений мы обязаны сохранить этот исторический объект, – говорит Иван Федорович. 

К слову, в 2014 году памятник посетил посол Швеции в Казахстане и был искренне восхищен этим «долгожителем» и его практически первозданным обликом. 

Железнодорожники надеются, что паровоз серии ЭШ-4161 однажды будет внесен в список памятников культурного наследия страны и охраняемых государством памятных объектов столицы. По этому вопросу ОО «Казпрофтранс» направило официальное письмо руководству города и ждет ответа.

Новости
17.05.2024
Столичные абитуриенты посетили Высший колледж транспорта и коммуникации
Новости
17.05.2024
Представители порта Актау приняли участие в бизнес-форуме по транспорту в Риге
Регионы
17.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Алтай – Оскемен-1»
Интервью
17.05.2024
КТЖ и МВД усилят работу по обеспечению безопасности на железной дороге
Грузовые перевозки
17.05.2024
Более 81 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 4 месяца 2024 года
Новости / Архив
17.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №42 от 17 мая 2024 года
Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ