Психолог на производстве

Новости
07.03.2017, 15:11
Психолог-диагност Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Фарида Алтыбаева занимается проблемами подготовки машинистов, профессиональным отбором кадров, налаживанием психологического климата в коллективе. Важное в процессе работы локомотивных бригад эмоциональное состояние машинистов в поездке, их физическое и психическое самочувствие в ее руках. Кабинет психологической разгрузки, где проводится тестирование машинистов при помощи универсального психодиагностического  комплекса, значительно облегчает работу машинистов-инструкторов,  а также  руководства предприятия. В основу программы положены тесты, разработанные специально для проверки локомотивщиков на устойчивость и умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, их способностей к вниманию, логике, мышлению и смекалки. И на основе компьютерных данных можно вести комплектацию локомотивных бригад по принципу совместимости. – К комплектации локомотивных бригад нужно подходить очень тонко, ведь возникали такие случаи, когда квалифицированный машинист и знающий помощник, а вместе не могут работать. Важен факт психологической совместимости, когда надо учитывать и характер, и темперамент человека, – объясняет психолог. При тестировании выдается объективная оценка  психологических и профессиональных возможностях машиниста, рекомендации о перспективах использования кандидата, раскрывается картина тестируемого в области достижений, интервальности при неудачах, семейных и производственных отношений, межличностном общении и в отношении здоровья. Как говорит Фарида Арыстановна, в последнее время участились случаи наезда на людей, и здесь на первый план выходит проведение  коррекционных мероприятий   с машинистами. По всем случаям проводим разборы аварийных ситуаций,  делаем  анализ психического состояния локомотивных бригад, при этом используя тесты на наличие тревожности и степени раздражительности. Ведь, согласитесь, любой наезд, даже не по вине машиниста, создает неблагоприятную среду и широко влияет на психофизическое состояние человека, – подчеркивает Фарида Алтыбаева. Чтобы вывести из стрессовой ситуации специалиста, проводится беседа для переключения внимания на другие аспекты жизни и поиска выхода негативных эмоций. Хорошо применим в этой связи  метод релаксации – эффективное дыхание. Такие занятия дают положительный эффект и машинисты охотно проходят данную  процедуру. Как поясняет психолог, работа машинистов происходит в постоянном напряжении, сопряжена с долей риска. На нервную систему локомотивщиков влияют дополнительные факторы производственной среды: шум, вибрация, неблагоприятный климат. К тому же вождение тяжеловесных составов, переход на длинные плечи, работа в одно лицо и скоростное движение значительно усложнили условия труда машинистов. Все это приводит к высоким нагрузкам, чрезмерной мобилизации и напряжению резервных возможностей организма. По словам специалиста, длительная работа в подобных условиях - результат нарастающего переутомления, астенизации, психоэмоционального перенапряжения, которые являются причиной психосоматических заболеваний.  А задачей психолога на производстве  является сохранение здоровья локомотивных бригад, их ровного эмоционального состояния, обеспечения безопасности движения поездов и устойчивого психологического климата в коллективе,  профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных факторов.

Елена КОЛДАСБАЕВА, Алматы

Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года
Новости
13.11.2025
Мультимодальный транспортный форум ОТГ прошел в Ташкенте
Новости
13.11.2025
О ходе реализации крупнейших инфраструктурных проектов рассказали в КТЖ
КТЖ в лицах
13.11.2025
Бейсембай Каранеев — пример мастерства и преданности железной дороге
Регионы
13.11.2025
Учения по ликвидации возгорания цистерны прошли на станции Илецк
Пассажирские перевозки
13.11.2025
Маршрут поезда Тальго «Астана-Жезказган» продлят до Кызылорды
Новости
13.11.2025
ҚТЖ и РЖД подписали соглашение о развитии стыковых пунктов до 2030 года
Новости
13.11.2025
Президенты Казахстана и России обсудили транспортные проекты
Новости
13.11.2025
Казахстан и Россия подписали соглашения о развитии транспортного партнёрства
Новости
12.11.2025
Участников программы развития «Лидеров профессий» наградили в КТЖ
Грузовые перевозки
12.11.2025
Первая партия казахстанской пшеницы прибыла в Армению
Новости
12.11.2025
КТЖ проводит обучение по энергоэффективности и цифровым системам управления
Регионы
12.11.2025
Два состава в час: как работает станция Казанбасы
Регионы
12.11.2025
Узловое совещание по безопасности движения поездов прошло на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
11.11.2025
Встреча с корпоративным омбудсменом прошла в Усть-Каменогорске