Психолог на производстве
Новости
07.03.2017, 15:11
Психолог-диагност Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Фарида Алтыбаева занимается проблемами подготовки машинистов, профессиональным отбором кадров, налаживанием психологического климата в коллективе. Важное в процессе работы локомотивных бригад эмоциональное состояние машинистов в поездке, их физическое и психическое самочувствие в ее руках.
Кабинет психологической разгрузки, где проводится тестирование машинистов при помощи универсального психодиагностического комплекса, значительно облегчает работу машинистов-инструкторов, а также руководства предприятия. В основу программы положены тесты, разработанные специально для проверки локомотивщиков на устойчивость и умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, их способностей к вниманию, логике, мышлению и смекалки. И на основе компьютерных данных можно вести комплектацию локомотивных бригад по принципу совместимости.
– К комплектации локомотивных бригад нужно подходить очень тонко, ведь возникали такие случаи, когда квалифицированный машинист и знающий помощник, а вместе не могут работать. Важен факт психологической совместимости, когда надо учитывать и характер, и темперамент человека, – объясняет психолог.
При тестировании выдается объективная оценка психологических и профессиональных возможностях машиниста, рекомендации о перспективах использования кандидата, раскрывается картина тестируемого в области достижений, интервальности при неудачах, семейных и производственных отношений, межличностном общении и в отношении здоровья.
Как говорит Фарида Арыстановна, в последнее время участились случаи наезда на людей, и здесь на первый план выходит проведение коррекционных мероприятий с машинистами.
– По всем случаям проводим разборы аварийных ситуаций, делаем анализ психического состояния локомотивных бригад, при этом используя тесты на наличие тревожности и степени раздражительности. Ведь, согласитесь, любой наезд, даже не по вине машиниста, создает неблагоприятную среду и широко влияет на психофизическое состояние человека, – подчеркивает Фарида Алтыбаева.
Чтобы вывести из стрессовой ситуации специалиста, проводится беседа для переключения внимания на другие аспекты жизни и поиска выхода негативных эмоций. Хорошо применим в этой связи метод релаксации – эффективное дыхание. Такие занятия дают положительный эффект и машинисты охотно проходят данную процедуру.
Как поясняет психолог, работа машинистов происходит в постоянном напряжении, сопряжена с долей риска. На нервную систему локомотивщиков влияют дополнительные факторы производственной среды: шум, вибрация, неблагоприятный климат. К тому же вождение тяжеловесных составов, переход на длинные плечи, работа в одно лицо и скоростное движение значительно усложнили условия труда машинистов. Все это приводит к высоким нагрузкам, чрезмерной мобилизации и напряжению резервных возможностей организма. По словам специалиста, длительная работа в подобных условиях - результат нарастающего переутомления, астенизации, психоэмоционального перенапряжения, которые являются причиной психосоматических заболеваний. А задачей психолога на производстве является сохранение здоровья локомотивных бригад, их ровного эмоционального состояния, обеспечения безопасности движения поездов и устойчивого психологического климата в коллективе, профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных факторов.
Елена КОЛДАСБАЕВА, Алматы
Регионы
19.11.2025
Илецкие железнодорожники успешно внедряют в работу искусственный интеллект
Новости
19.11.2025
Dostyk Trans Terminal включен в перечень сухих портов Межправительственного соглашения ЭСКАТО ООН
Регионы
19.11.2025
Итоги работы подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Пассажирские перевозки
19.11.2025
Поезд Тальго будет курсировать по маршруту Алматы – Петропавловск через день
Регионы
19.11.2025
Семинар по профилактике коррупции провели для железнодорожников в Усть-Каменогорске
Новости
18.11.2025
КТЖ приняло участие во II Форуме международного сотрудничества по железнодорожному маршруту «Китай – Европа»
Новости
18.11.2025
КТЖ и Эстония обсудили развитие сотрудничества и перспективы ТМТМ
Новости
18.11.2025
АО «Кедентранссервис» обновило 19 км железнодорожных путей в 2025 году
Новости
18.11.2025
До конца года ж/д перевозки ЕАЭС – Китай перейдут на цифровой документооборот
Новости
18.11.2025
Казахстан и Узбекистан согласовали меры по стабилизации вагонопотока
Новости / Архив
18.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №96 от 18 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
17.11.2025
Почетный железнодорожник Абдуали Базаркулов отметил 70-летний юбилей
Регионы
17.11.2025
Более 300 саженцев березы высадили сотрудники ВЖДО в Костанайском регионе
Новости
17.11.2025
XXI Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России прошел в Уральске
Новости
17.11.2025
Более 3,5 тысячи сельчан получили помощь юристов поезда «Саламатты Қазақстан»
Грузовые перевозки
17.11.2025
Более 38 млн тонн угля перевезено железнодорожным транспортом за сезон
Регионы
17.11.2025
Модернизация участка Алтынколь – Жетыген увеличит пропускную способность до 33 пар поездов в сутки
Пассажирские перевозки
17.11.2025
Поезд Атырау–Алматы будет курсировать ежедневно
Грузовые перевозки
17.11.2025
КТЖ проинформировало участников рынка о ходе перевозок зерна
Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане