Психолог на производстве

Новости
07.03.2017, 15:11
Психолог-диагност Алматинского эксплуатационного локомотивного депо Фарида Алтыбаева занимается проблемами подготовки машинистов, профессиональным отбором кадров, налаживанием психологического климата в коллективе. Важное в процессе работы локомотивных бригад эмоциональное состояние машинистов в поездке, их физическое и психическое самочувствие в ее руках. Кабинет психологической разгрузки, где проводится тестирование машинистов при помощи универсального психодиагностического  комплекса, значительно облегчает работу машинистов-инструкторов,  а также  руководства предприятия. В основу программы положены тесты, разработанные специально для проверки локомотивщиков на устойчивость и умение быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, их способностей к вниманию, логике, мышлению и смекалки. И на основе компьютерных данных можно вести комплектацию локомотивных бригад по принципу совместимости. – К комплектации локомотивных бригад нужно подходить очень тонко, ведь возникали такие случаи, когда квалифицированный машинист и знающий помощник, а вместе не могут работать. Важен факт психологической совместимости, когда надо учитывать и характер, и темперамент человека, – объясняет психолог. При тестировании выдается объективная оценка  психологических и профессиональных возможностях машиниста, рекомендации о перспективах использования кандидата, раскрывается картина тестируемого в области достижений, интервальности при неудачах, семейных и производственных отношений, межличностном общении и в отношении здоровья. Как говорит Фарида Арыстановна, в последнее время участились случаи наезда на людей, и здесь на первый план выходит проведение  коррекционных мероприятий   с машинистами. По всем случаям проводим разборы аварийных ситуаций,  делаем  анализ психического состояния локомотивных бригад, при этом используя тесты на наличие тревожности и степени раздражительности. Ведь, согласитесь, любой наезд, даже не по вине машиниста, создает неблагоприятную среду и широко влияет на психофизическое состояние человека, – подчеркивает Фарида Алтыбаева. Чтобы вывести из стрессовой ситуации специалиста, проводится беседа для переключения внимания на другие аспекты жизни и поиска выхода негативных эмоций. Хорошо применим в этой связи  метод релаксации – эффективное дыхание. Такие занятия дают положительный эффект и машинисты охотно проходят данную  процедуру. Как поясняет психолог, работа машинистов происходит в постоянном напряжении, сопряжена с долей риска. На нервную систему локомотивщиков влияют дополнительные факторы производственной среды: шум, вибрация, неблагоприятный климат. К тому же вождение тяжеловесных составов, переход на длинные плечи, работа в одно лицо и скоростное движение значительно усложнили условия труда машинистов. Все это приводит к высоким нагрузкам, чрезмерной мобилизации и напряжению резервных возможностей организма. По словам специалиста, длительная работа в подобных условиях - результат нарастающего переутомления, астенизации, психоэмоционального перенапряжения, которые являются причиной психосоматических заболеваний.  А задачей психолога на производстве  является сохранение здоровья локомотивных бригад, их ровного эмоционального состояния, обеспечения безопасности движения поездов и устойчивого психологического климата в коллективе,  профилактических и восстановительных мероприятий, направленных на устранение отрицательных последствий перегрузок, эмоционального стресса и других неблагоприятных факторов.

Елена КОЛДАСБАЕВА, Алматы

Регионы
03.09.2025
Пожарный поезд станции Кушмурун отметил 85-летний юбилей
Регионы
03.09.2025
Угольные склады проверило руководство Алматинского отделения ГП
Новости
03.09.2025
Кедентранссервис и China Construction развивают совместные инфраструктурные проекты
Новости
03.09.2025
Железнодорожники приняли участие в дармарке в рамках «Таза Қазақстан»
Пассажирские перевозки
03.09.2025
Более 20 тысяч билетов оформлено через услугу «Поезд+Поезд»
Новости
02.09.2025
Президент Казахстана обсудил с главой CRRC локализацию производства локомотивов
Регионы
02.09.2025
«Дорога в школу»: около 150 первоклассников-детей железнодорожников получили ранцы к 1 сентября
Новости
02.09.2025
Токаев: транзит по маршруту «Китай – Европа» через Казахстан вырастет в 5 раз
Новости
02.09.2025
КТЖ запустило новый формат перевозки растительного масла в Китай
Новости
02.09.2025
КТЖ и «Китайские железные дороги» обсудили развитие перевозок и инфраструктуры
Новости
02.09.2025
«Дорога в школу»: в КТЖ поздравили семьи железнодорожников
Новости
02.09.2025
КТЖ и China Communications Construction Company обсудили строительство железнодорожной линии «Бахты – Аягоз»
Новости
29.08.2025
«PRO//Движение.Экспо»: лидерам отрасли представили инновации и новые проекты
Новости
29.08.2025
Более 96 тысяч железнодорожников приняли участие в отчетно-выборной кампании профсоюза
Регионы
29.08.2025
Итоги отчетно-выборной кампании профсоюза железнодорожников подвели в Караганде
Социум
29.08.2025
Железнодорожники могут получить выходной на первый звонок и выпускной детей
Инфраструктура
29.08.2025
Первый стрелочный перевод уложен на перегоне Сарыагаш – Дарбаза
Новости / Архив
29.08.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №70 от 29 августа 2025 года
Новости
28.08.2025
KTZ Express приступит к строительству 6 современных морских судов
Регионы
28.08.2025
Около 100 школьников стали участниками проекта «Железная дорога глазами детей» в Караганде