Вопросы развития ТМТМ обсудили в Актау
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Вопросы развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) обсудили в Актау. Мероприятие прошло на уровне министров иностранных дел и глав министерств Казахстана, Азербайджана, Грузии и Турции, ответственных за транспортные вопросы, передает Rail-news.kz.
В ходе встречи участники отметили многократный рост перевозки грузов через ТМТМ, а также обсудили вопросы, касающиеся расширения пропускной способности международного маршрута.
По словам министра индустрии и инфраструктурного развития РК Каирбека Ускенбаева, за 10 месяцев 2022 года через морские порты Актау и Курык по ТМТМ перевезено порядка 1,5 миллиона тонн, что в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом динамика роста объемов контейнерных перевозок увеличилась на 55%. Также он сказал, что в настоящее время транспортная инфраструктура ТМТМ позволяет перевозить по нему около шести миллионов тонн, в том числе 80 тысяч ДФЭ.
С резким ростом объемов перевозок грузов выявлены «узкие» места на маршруте. В этой связи между заинтересованными странами было инициировано создание «дорожной карты» по синхронному устранению «узких» мест и развитию Среднего коридора на 2022-2027 годы.
Глава МИИР РК сообщил, что с казахстанской стороны в целях расширения пропускной способности проводятся работы по развитию железнодорожной сети и портовой инфраструктуры, а также углублению дна моря в акваториях портов.
– Прорабатываются вопросы по пополнению контейнерного парка и собственного паромного флота, а также упрощению процедур по пересечению границ. Казахстан уже неделю назад приступил к реализации строительства вторых путей на участке Достык – Мойынты протяженностью 836 километров. Также проработаны вопросы открытия третьего погранперехода на границе между Казахстаном и Китаем и строительства новой железнодорожной линии Бахты – Аягоз. В данный момент уже разрабатывается ТЭО проекта. Планируется, что 80% средств будет предоставлено ЕАБР, 20% – ҚТЖ, – сообщил министр.
Кроме того, для развития транспортно-логистической инфраструктуры, а также цифровизации таможенных и торговых процессов ведется работа по взаимодействию с сингапурской компанией PSA International. Для этого на площадке международного финансового центра «Астана» с участием PSA International и АО «НК «ҚТЖ» учреждена дочерняя компания KPMC Ltd.
Реализация мероприятий «дорожной карты», по данным МИИР РК, позволит к 2025 году увеличить пропускную способность по коридору до 10 миллионов тонн в год.
К слову, Европейский союз также проявляет заинтересованность в развитии маршрута. По словам Каирбека Ускенбаева, ЕС готов оказать финансовую поддержку в данном вопросе.