Центр управления движением поездов - инновационный проект

Новости
19.12.2022, 09:28
Фото Александра Жабчука
Руслан Рахметов

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В текущем году в столице создан РЦУП-3 с передислокацией диспетчерских кругов Акмолинского, Костанайского, Павлодарского и Карагандинского отделений ГП. В центре будут объединены все службы, которые влияют на управление перевозками.

Инновационный проект «Центр управления движением поездов» успешно реализуется департаментом автоматики, телемеханики и телекоммуникаций АО «НК «ҚТЖ» с 2018 года. Передвижения поездов и маневровые работы на станциях Северного региона контролируются в режиме онлайн. Все это возможно благодаря использованию современных технологий. Управление движением поездов на магистральной железнодорожной сети осуществляется посредством микропроцессорной диспетчерской централизации, оперативно-технологической связью и радиосвязью, установленной в трех центрах и в линейных пунктах по всему региону. 

Внедрение МП АСДЦ позволило успешно запустить РЦУП-1 в Актобе, а с конца 2021 подобный центр РЦУП-2 начал функционировать в Алматы. Создание данных центров в рамках «Цифровой трансформации» позволило провести модернизацию 15 ЛАЗ, в том числе девять в 2021 году. Также завершить внедрение автоматизированной системы контроля подвижного состава (АСК-ПС) по всем ВЧД для сбора, обработки и вывода на мониторы информации, поступающей с пунктов контроля КТСМ операторам ВЧД и в региональные центры Актобе, Алматы. Кроме того, завершено внедрение автоматизированной системы ведения технической документации (АРМ ВТД) и проектирования (АРМ ПТД).

По словам главного менеджера департамента автоматики, телемеханики и телекоммуникаций АО «НК «ҚТЖ» Тлегена Бисенева, 27 диспетчерских кругов оборудованы микропроцессорными устройствами ДЦ НЕМАН – 1 356 километров, ДЦ-ЮГ – 367, МПЦ Ебилок-950 – 280, МП АСДЦ собственной разработки – 2 704. Кроме того, устройствами ВОЛС – 2 198 километров, КЛС – 7 465, ОТС – 141 станция, радиосвязью – 4 436 километров. 

– В данное время все диспетчерские круги работают. Создание данного центра позволит обеспечить контроль за движением поездов во всем северном регионе, увеличить пропускную способность станций, оптимизировать эксплуатационные расходы, повысить безопасность железнодорожных перевозок, увеличить маршрутную скорость транзитных поездов, а также плечи обслуживания локомотивов и вагонов, – отмечает заместитель начальника РЦУП-3 Кайраткен Ныгыметов. 

К числу ключевых вопросов на ближайшее время относятся сохранение квалифицированных кадров, а также развитие системы мотивации персонала. По словам представителей Цкадр и профсоюза отрасли, уже сегодня большой процент работников изъявил желание переехать в Астану для работы в РЦУП-3. В течение двух лет АО «НК «ҚТЖ» по выбору передислоцированного работника будет возмещать расходы по аренде жилья либо расходы по оплате ипотечного займа на жилье в Астане. Кроме того, предусмотрена финансовая помощь при переезде в размере одного оклада на работника и 25% на каждого члена семьи. Компания предлагает благоприятные условия труда. К примеру, увеличение заработной платы. Здесь будут учитываться стаж и категория работников. 

– Более 15 лет уже работаю на железной дороге. Наш регион является погрузочным отделением. Основную номенклатуру грузов составляют уголь и нефть. А вот Акмолинское отделение обслуживает транзитные поезда. Поэтому вопрос переезда долго обсуждался в кругу семьи. Ведь нас, как и любого родителя, волнуют вопросы устройства детей в школу, детский сад, – поделился поездной диспетчер Павлодарского отделения ГП Азамат Курманов. 

РЦУП является интегрированной системой мониторинга перевозочного процесса и диспетчерского управления, где целью ставится не автоматизация отдельных рабочих мест, функций и элементов технологий, а разработка сквозных комплексных информационно-технологических «вертикалей» управления перевозочным процессом. Это позволит увеличить эффективность управления, при этом снижая эксплуатационные затраты.

Инфраструктура
04.07.2025
Новая щебнеочистительная машина пополнила парк КТЖ
Регионы
04.07.2025
Комплексную проверку провели на станции Сары-Озек
Инфраструктура
04.07.2025
Комплекс мероприятий КТЖ обеспечил снижение числа инцидентов
Новости
04.07.2025
Менеджер Департамента инфраструктурного развития Тулеген Утегенов помог спасти жизнь коллеге
Новости
04.07.2025
ТОО «Теміржол жөндеу» капитально отремонтировало более 120 км путей
Новости / Архив
04.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №51 от 04 июля 2025 года
Новости
03.07.2025
Число инцидентов на железной дороге сократилось вдвое
Новости
03.07.2025
Глава государства обозначил ключевые задачи для министра транспорта
КТЖ в лицах
03.07.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Евгений Журавский отметил 90-летний юбилей
Новости
03.07.2025
Председателем правления КТЖ назначен Талгат Алдыбергенов
Регионы
03.07.2025
Более 103 км скотоизгороди возведено на железнодорожных участках Карагандинского региона
Пассажирские перевозки
03.07.2025
Более 1,2 млн пассажиров перевезено поездами КТЖ в июне
Новости
03.07.2025
XII совещание министров транспорта ШОС «Глобальный устойчивый транспорт» прошло в Тяньзыне
Новости
02.07.2025
Атырауский вагоностроительный завод планирует выпускать до 7 тыс. вагонов к 2026 году
Грузовые перевозки
02.07.2025
Рост экспортных перевозок зафиксирован в первом полугодии на сети КТЖ
Регионы
02.07.2025
Предприятия Оскеменского региона наградили по итогам весеннего осмотра
Новости
02.07.2025
Станция Достык готовится отметить 35-летний юбилей
Грузовые перевозки / Цифра недели
01.07.2025
Перевозки зерна по сети КТЖ выросли на 53%
Регионы
01.07.2025
Учебно-показательный комиссионный осмотр прошел на станции Орал
Новости
01.07.2025
Антитеррористические учения прошли в порту Актау