Порт Актау: доступность, скорость и надежность
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Порт Актау является важным транспортным узлом в Каспийском бассейне. Морская гавань, расположенная на западе Казахстана, круглогодично открыта для захода судов всех типов. Отсюда паромами уходят нефть и нефтепродукты, металл, зерно и многое другое. С начала года общая перевалка грузов через современный многоцелевой терминал составила три миллиона 458 тысяч тонн различных грузов.
Порт Актау расположен на пересечении транспортных коридоров, соединяющих Казахстан, Иран, Азербайджан, Туркменистан, Россию и Турцию. Это позволило за 11 месяцев 2022 года перевезти два миллиона 208 тысяч тонн нефти, 411 тысяч тонн зерна, 107 тысяч тонн металла 732 тысячи других грузов.
– Благодаря соответствующей инфраструктуре здесь ведется обработка практически любого вида грузов, включая контейнеры. В текущем году объем перевалки контейнерных грузов вырос на 12%, до 28 391 ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). По маршруту ТМТМ этот показатель составил 25 466 ДФЭ.
Кроме того, одобрено включение Актауского морского торгового порта в состав территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау». Это обеспечит дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, расширит спектр и повысит качество услуг, будет способствовать увеличению контейнерных перевозок и грузооборота.
Для дальнейшего развития портов запланирована реализация ряда инфраструктурных проектов. В частности, к 2025 году намечено создание контейнерного хаба, который позволит сформировать контейнерный сервис и парк для стран Каспийского региона и Центральной Азии. Проект включен в нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны». Реализация данного проекта позволит оказывать полный спектр услуг по перевалке контейнеров с увеличением их объемов до 300 тысяч ДФЭ в год. Для достижения проектной мощности контейнерного хаба планируется удлинение причала № 3 и реконструкция причала № 12 с учетом дноуглубления. Для восстановления нефтеналивных мощностей порта Актау до 12,5 миллиона тонн в год будет осуществлена реконструкция нефтеналивных причалов № 9 и № 10.
Кроме того, для развития транспортно-логистической инфраструктуры, а также цифровизации таможенных и торговых процессов ведется работа по взаимодействию с сингапурской компанией PSA International. Для этого на площадке Международного финансового центра «Астана» с участием PSA International и ҚТЖ учреждена дочерняя компания KPMC Ltd.
В целом последовательная реализация намеченных стратегических инициатив порта Актау еще больше расширит возможности казахстанской транспортно-логистической инфраструктуры на Каспии.