Концепцию по совершенствованию технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» представили в КТЖ

Новости
11.02.2025, 12:22
Фото Александра Жабчука
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

АО «НК «ҚТЖ» в рамках своей программы по обеспечению устойчивого взаимодействия колеса с рельсами на 2024 год разработала концепцию, которая направлена на совершенствование технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» на период с 2025 по 2030 год, передает Rail-news.kz.

Основная цель концепции – повышение эффективности использования технологии лубрикации. При этом лубрикация зоны контакта «колесо-рельс» предназначена для повышения срока службы колес и рельсов, снижения эксплуатационных расходов на их ремонт и приобретение в результате уменьшения интенсивности износа гребней колес подвижного состава и боковой грани головки рельсов.  Также лубрикация снижает расход топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в результате уменьшения сил сопротивления по рельсам, повышает устойчивость колеса от вкатывания на головку рельса. Немаловажным фактором можно назвать и то, что происходит снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду от взаимодействия колес и рельсов.

«На сегодняшний день на магистрали АО «НК «ҚТЖ» эксплуатируется более 2 600 километров кривых радиусом до 1 200 метров. За последние три года замена изношенных рельсов составила более 300 километров, что свидетельствует о значительном уровне износа. В данное время на магистральной сети компании работают некоторые передвижные рельсосмазыватели: на базе вагона – одна и на базе локомотива – четыре. Несмотря на установку 395 стационарных лубрикаторов в кривых участках, эффективное их использование оставляет желать лучшего – только 71 из них находится в рабочем состоянии», – отметил главный менеджер Технического центра ҚТЖ Расылхан Тоқтағұл.

Спикер заметил, что нынешняя ситуация подталкивает к поиску решений для улучшения системы лубрикации и снижения расходов на ремонт. Анализ мирового опыта показывает, что для эффективного функционирования необходимо значительно увеличить количество как стационарных, так и передвижных рельсосмазывателей.

Также необходимо развитие системы мониторинга работы технических средств лубрикации и эффективности их использования на основе данных о ресурсе и состоянии элементов пары взаимодействия «колесо-рельс».

Инновации и новые технологии

Для достижения этих целей новая концепция поможет решить сразу несколько задач – от формирования и развития системы управления и мониторинга технологии лубрикации зоны контакта «колесо-рельс» до повышения эффективности технологии лубрикации.

В числе ключевых направлений концепции – оптимизация смазочных материалов и инновации, применение новых технологий. Подбор более эффективных смазочных материалов, которые обеспечат высокий антифрикционный эффект при минимальном расходе поможет увеличить ресурс рельсов и колесных пар. Внедрение инновационных решений, таких как модификаторы и активаторы трения, а также комплексные методы обработки поверхности катания рельсов, позволит улучшить качество лубрикации и снизить эксплуатационные расходы. А разработка программы по дооснащению железных дорог эффективными техническими средствами лубрикации, включая как стационарные, так и передвижные установки, обеспечит более равномерное покрытие всех ключевых участков пути.

Риски и пути их минимизации

В реализации концепции существуют и определенные риски, связанные с техническим обслуживанием новых установок, а также с возможными задержками в поставках смазочных материалов. Однако специалисты отмечают, что эти риски можно компенсировать за счет правильного планирования и создания эффективной системы сервисного обслуживания, а также использования передовых международных практик и технологий.

Перспективы и экономическая эффективность

Основной экономический эффект от внедрения новой концепции – снижение затрат на ремонт и замену изношенных элементов инфраструктуры. Согласно прогнозам, каждый вложенный тенге в технологию лубрикации может принести экономический эффект не менее двух тенге. Это позволяет компании не только улучшить эксплуатационные характеристики, но и повысить свою экономическую устойчивость на фоне растущих требований к качеству перевозок.

Современные методы лубрикации, использование инновационных технологий и систем мониторинга способны значительно снизить износ рельсов и колесных пар, а также снижения расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. Внедрение этих решений будет способствовать не только улучшению качества транспортных услуг, но и повышению безопасности и надежности транспортной системы Казахстана в целом.

Новости / Архив
16.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №37 от 16 мая 2025 года
Новости
15.05.2025
Порт Курык и SPG Циндао подписали меморандум на транспортном форуме Казахстан — Китай
Новости
15.05.2025
Казахстан и КНР: мосты, реки, хабы — на повестке транспортного форума в Астане
Новости
15.05.2025
KTZ Express ведёт переговоры по сотрудничеству с портом Чабахар
Регионы
15.05.2025
Весенний осмотр завершился в Оскеменском регионе
Регионы
15.05.2025
Более 2 млн тонн грузов отправлено в апреле со станций Костанайского региона
Пассажирские перевозки
15.05.2025
Более 9,5 тысячи пассажиров воспользовались услугами «Поезд+поезд» и «Вагон+вагон»
Новости
15.05.2025
Железнодорожники совершенствуют действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Новости
14.05.2025
Неделя на финансирование: правительство ускоряет торгово-транзитные проекты
Регионы
14.05.2025
Уральские железнодорожники провели конкурс по технике безопасности
Новости
14.05.2025
Более 20 км железнодорожного полотна отремонтировало Теміржол жөндеу
Безопасность
14.05.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного поведения на путях 21 тысячи граждан
Новости
14.05.2025
Казахстан и Шэньси обсудили развитие маршрута Китай – Европа
Регионы
13.05.2025
Цветы, знаки, воспоминания: уральские железнодорожники провели памятные акции ко Дню Победы
Новости
13.05.2025
Имена фронтовиков — на бумажных крыльях: акцию памяти провели в Кокшетау
Регионы
13.05.2025
Цветы, слёзы и песни Победы: как в Караганде прошла годовщина Великой Отечественной
Регионы
13.05.2025
Железнодорожники Оскеменского региона провели серию памятных акций к юбилею Победы
Новости
13.05.2025
Вопросы укрепления стратегического партнерства обсудили Казахстан и ОАЭ
Грузовые перевозки / Цифра недели
13.05.2025
Объем грузоперевозок увеличился на 4,5% на сети КТЖ
Новости / Архив
13.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №36 от 13 мая 2025 года