На охране дороги

Новости
09.08.2016, 11:58
У охранника стрелковой команды на станции Кокшетау был обычный день: пришел на работу, принял пост у коллеги и заступил на смену. Мог ли он подумать, что через несколько часов ему придется собственноручно обезвреживать бомбу! Стать «сотрудником» Военизированной железнодорожной охраны меня подтолкнула мечта детства. Стражи порядка вызывали у нас восхищение. Может, благодаря образу Дяди Степы. А может, привлекали режим, дисциплина, устав. Реализовать задуманное мне помог коллектив филиала Военизированной железнодорожной охраны в городе Кокшетау и заместитель директора Мадияр Шакиров. Работают тут 106сотрудников под руководством директора ЖангалиХасенова. Несколько человек приняли меня в свою смену, а заместитель начальника стрелковой командына станции Кокшетау МырзагалиМуканов, который уже 20 лет трудится в охране, устроил экскурсию по «владениям» филиала ВЖДО. Для начала разберемся, как построена работа военизированной железнодорожной охраны.Филиал в Кокшетау обслуживает 6 стационарных объектов: здание Акмолинского отделения дороги, вокзал, товарная касса на станции Кокшетау, дистанция электроснабжения, сигнализации и связи, вагонное депо. Также работу ведут в парке станции, где дислоцировано 8 постов: 4 стационарных и 4 –по приему грузов. Сопровождение грузов осуществляют в 4-х направлениях: Кокшетау – Новоишимская, Кокшетау – Петропавловск, Кокшетау – Курорт Боровое, Кокшетау – Кызыл Ту. Протяженность обслуживаемой командой территории составляет около 600 км. День для сотрудников начинается в 8.30. Всего 4 смены караула, в каждой к работе заступает порядка 20 человек на целые сутки. Начальник смены, который считается старшим охранником, принимает работу упредыдущей. В 8.45 производится развод по распорядку дня, затем все расходятся по своим местам. Как несложно догадаться, военные – люди несловоохотливые. А если им еще и охранять что-то приходится, то активной беседы не дождешься. Они привыкли больше слушать и наблюдать. И даже говорливый человек тут станет молчаливым, потому что служба обязывает. Но эта черта не делает их угрюмее, а наоборот придает авторитета. Порой мужчины перекидывались фразами, смысл которых уловить не удавалось. Но я успокоила себя тем, что меньше знать иногда лучше, чтобы избыток свежей информации не устроил кавардак в голове. Сначала мы побывали на посту помощника начальника караула и приемщика грузов, который ведет контрольный учет вагонов. На наш приход они особо не реагировали, потому что нужно было заниматься своей работой. Помощник начальника отслеживал через камеры видеонаблюденияситуацию на территории вокруг здания, а приемщик вводил данные в компьютер. Затем отправились в здание станции Кокшетау. Как только мы вошли,охранник товарной кассы Анатолий Ершовотдал честь старшему – Виктору Данченко– и доложил обстановку: –Господин начальник смены, за время моего дежурства происшествий не случилось. Охранник Ершов. Все было спокойно, поэтому, воспользовавшись моментом, я расспросила опытного сотрудника о работе. – Сюда, в товарную кассу, люди проходят свободно. Когда нужна подпись начальника или по другим вопросам хотят подняться, то на основании удостоверения личности выписывается разовый пропуск. Железнодорожники проходят по предъявлении в развернутом виде служебного удостоверения. Постоянных клиентов я практически всех знаю в лицо. Смотрю, чтобы не проносили крупные предметы, пакеты, не было подозрительных лиц. Это своего рода фэйс-контроль, – ввел меня в курс дела старший товарищ с 20-летним стажем работы, который через год выйдет на пенсию. За это время он сталкивался с разными ситуациями. Поскольку товарная касса работает круглосуточно, а здание находится в криминогенном районе, бывало, что сюда ломились пьяные. Попадались и конфликтные клиенты, которых нужно было тактично успокоить и отвести к руководству для разрешения ситуации. Иногда люди попросту заходили в здание по ошибке. Один из самых сложных и обширных участков – это вокзал. Два этажа здания, прилегающая территория, перрон – за всем этим должны следить всего два охранника. Даже мне, человеку неосведомленному, понятно, что тут нужно быть сверхбдительным и внимательным. Одни спешат на поезд, вторые встречают родственников, третьи спорят у кассы насчет очереди, четвертые волокут в столовую какие-то баулы, еще несколько десятков бесцельно бродят по первому и второму этажам, привлекая к себе внимание. Стараясь мыслить как сотрудник ВЖДО, которому доверено следить за порядком и безопасностью граждан, вдруг начинаешь понимать, что подозрительным может быть кто и что угодно. При этом надо пытаться запоминать лица, чтобы потом можно было опознать или заметить в новом месте. Женщины с детьми и пожилые кажутся самыми безобидными, но потом вспоминаешь факты, когда правонарушителем и даже преступником оказывается самый невероятный персонаж, на которого бы и не подумали. Поэтому охранники этого поста вызвали у меня особенное уважение. Но когда познакомилась ближе и услышала одну историю, была еще больше удивлена… В мае этого года один изохранников стрелковой команды на станции Кокшетау как обычно заступил на смену. Ничто не предвещалочего-то экстраординарного. Но после последних грустных событий в стране и введения желтого уровня террористической опасности сотрудники ВЖДО уже не доверяют солнечным погожим дням. Может поэтому, но скорее благодаря своей бдительности и имеющемуся опыту,охранник обратил внимание на мужчину, который странно себя вел. Он не ругался, не устраивал сцен посреди зала, но что-то в его поведении смущало моего «коллегу». Имея наметанный глаз, он почувствовал, что посетитель вокзала ведет себя неестественно, даже походка казалось нечеловеческой. Чтобы убедиться, что он никому не представит угрозы, охранник стал следить за ним. Целый часходил по пятам, присматривался. Когда уже понял, что опасения не беспочвенны, вызвал полицейского. Вместе отвели подозрительного человека в кабинет и произвели досмотр. Оказалось, тот был вооружен «взрывчаткой» – мужчине под одеждусотрудники национальной безопасности закрепили муляж, чтобы проверить готовность ВДЖО. Такой сложный тест ребята прошли успешно. – Мы смотрим, чтобы пассажиры переходили путь через пешеходный настил. Многие норовят перебежать в неположенном месте. Также следим, чтобы никто не оставит пакет, никуда ничего не подложил. Приходится присматриваться и к женщинам в хиджабах, поскольку под длинной черной одеждой они могут спрятать что угодно, – поделился ЖасауКожиков. – Когда бывают вопросы, вызываем полицейского и совместно предпринимаем действия. На вопрос, сложнее ли трудиться в темное время суток, ЖасауСаденович предпочитает не жаловаться. Говорит, что условия созданы нормальные, и ночью дается два часа на отдых, а также по часу на обед и ужин. Это позволяет не терять бдительность и немного восстановить силы. Конечно, хотелось испытать себя не только в роли «стационарного» охранника, но и побыть в движении. Познакомившись с приемщиком ЖоламаномБаймукановым, мы отправились проверять крытые грузовые вагоны в парке станции. Предварительно на меня надели опознавательный жилет, без которого на путях появляться запрещено. – Нужно обращать внимание на возможные повреждения замков, следы вскрытия. Все дверцы и люки должны быть закрыты. Также могут выявиться поломки, о которых тоже нужно сразу же сообщать, – объясняет в ходе осмотра ЖоламанАбильзарович. Я заглянула под вагон и наступила на рельс. Старший охранник Виктор Викторович, имеющий 19-летнийопыт работы и блестящие знания своего дела, сделал мне замечание: по технике безопасности так делать нельзя – если состав вдруг двинется, беды не миновать. Довозил нас с ветерком до объектов водитель команды на служебном «УАЗе». Больше всего ему хотелось, чтобы в объектив камеры попала эмблема ВЖДО на любимой машине. А коллектив признался, что это один из самых нужных людей в команде, ведь без него никто не сможет добраться до нужного поста.

Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА,Кокшетау

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО