На охране дороги
Жаңалықтар
09.08.2016, 11:58
У охранника стрелковой команды на станции Кокшетау был обычный день: пришел на работу, принял пост у коллеги и заступил на смену. Мог ли он подумать, что через несколько часов ему придется собственноручно обезвреживать бомбу!
Стать «сотрудником» Военизированной железнодорожной охраны меня подтолкнула мечта детства. Стражи порядка вызывали у нас восхищение. Может, благодаря образу Дяди Степы. А может, привлекали режим, дисциплина, устав.
Реализовать задуманное мне помог коллектив филиала Военизированной железнодорожной охраны в городе Кокшетау и заместитель директора Мадияр Шакиров. Работают тут 106сотрудников под руководством директора ЖангалиХасенова. Несколько человек приняли меня в свою смену, а заместитель начальника стрелковой командына станции Кокшетау МырзагалиМуканов, который уже 20 лет трудится в охране, устроил экскурсию по «владениям» филиала ВЖДО.
Для начала разберемся, как построена работа военизированной железнодорожной охраны.Филиал в Кокшетау обслуживает 6 стационарных объектов: здание Акмолинского отделения дороги, вокзал, товарная касса на станции Кокшетау, дистанция электроснабжения, сигнализации и связи, вагонное депо. Также работу ведут в парке станции, где дислоцировано 8 постов: 4 стационарных и 4 –по приему грузов. Сопровождение грузов осуществляют в 4-х направлениях: Кокшетау – Новоишимская, Кокшетау – Петропавловск, Кокшетау – Курорт Боровое, Кокшетау – Кызыл Ту. Протяженность обслуживаемой командой территории составляет около 600 км.
День для сотрудников начинается в 8.30. Всего 4 смены караула, в каждой к работе заступает порядка 20 человек на целые сутки. Начальник смены, который считается старшим охранником, принимает работу упредыдущей. В 8.45 производится развод по распорядку дня, затем все расходятся по своим местам.
Как несложно догадаться, военные – люди несловоохотливые. А если им еще и охранять что-то приходится, то активной беседы не дождешься. Они привыкли больше слушать и наблюдать. И даже говорливый человек тут станет молчаливым, потому что служба обязывает. Но эта черта не делает их угрюмее, а наоборот придает авторитета. Порой мужчины перекидывались фразами, смысл которых уловить не удавалось. Но я успокоила себя тем, что меньше знать иногда лучше, чтобы избыток свежей информации не устроил кавардак в голове.
Сначала мы побывали на посту помощника начальника караула и приемщика грузов, который ведет контрольный учет вагонов. На наш приход они особо не реагировали, потому что нужно было заниматься своей работой. Помощник начальника отслеживал через камеры видеонаблюденияситуацию на территории вокруг здания, а приемщик вводил данные в компьютер.
Затем отправились в здание станции Кокшетау. Как только мы вошли,охранник товарной кассы Анатолий Ершовотдал честь старшему – Виктору Данченко– и доложил обстановку:
–Господин начальник смены, за время моего дежурства происшествий не случилось. Охранник Ершов.
Все было спокойно, поэтому, воспользовавшись моментом, я расспросила опытного сотрудника о работе.
– Сюда, в товарную кассу, люди проходят свободно. Когда нужна подпись начальника или по другим вопросам хотят подняться, то на основании удостоверения личности выписывается разовый пропуск. Железнодорожники проходят по предъявлении в развернутом виде служебного удостоверения. Постоянных клиентов я практически всех знаю в лицо. Смотрю, чтобы не проносили крупные предметы, пакеты, не было подозрительных лиц. Это своего рода фэйс-контроль, – ввел меня в курс дела старший товарищ с 20-летним стажем работы, который через год выйдет на пенсию.
За это время он сталкивался с разными ситуациями. Поскольку товарная касса работает круглосуточно, а здание находится в криминогенном районе, бывало, что сюда ломились пьяные. Попадались и конфликтные клиенты, которых нужно было тактично успокоить и отвести к руководству для разрешения ситуации. Иногда люди попросту заходили в здание по ошибке.
Один из самых сложных и обширных участков – это вокзал. Два этажа здания, прилегающая территория, перрон – за всем этим должны следить всего два охранника. Даже мне, человеку неосведомленному, понятно, что тут нужно быть сверхбдительным и внимательным. Одни спешат на поезд, вторые встречают родственников, третьи спорят у кассы насчет очереди, четвертые волокут в столовую какие-то баулы, еще несколько десятков бесцельно бродят по первому и второму этажам, привлекая к себе внимание. Стараясь мыслить как сотрудник ВЖДО, которому доверено следить за порядком и безопасностью граждан, вдруг начинаешь понимать, что подозрительным может быть кто и что угодно. При этом надо пытаться запоминать лица, чтобы потом можно было опознать или заметить в новом месте. Женщины с детьми и пожилые кажутся самыми безобидными, но потом вспоминаешь факты, когда правонарушителем и даже преступником оказывается самый невероятный персонаж, на которого бы и не подумали.
Поэтому охранники этого поста вызвали у меня особенное уважение. Но когда познакомилась ближе и услышала одну историю, была еще больше удивлена… В мае этого года один изохранников стрелковой команды на станции Кокшетау как обычно заступил на смену. Ничто не предвещалочего-то экстраординарного. Но после последних грустных событий в стране и введения желтого уровня террористической опасности сотрудники ВЖДО уже не доверяют солнечным погожим дням. Может поэтому, но скорее благодаря своей бдительности и имеющемуся опыту,охранник обратил внимание на мужчину, который странно себя вел. Он не ругался, не устраивал сцен посреди зала, но что-то в его поведении смущало моего «коллегу». Имея наметанный глаз, он почувствовал, что посетитель вокзала ведет себя неестественно, даже походка казалось нечеловеческой. Чтобы убедиться, что он никому не представит угрозы, охранник стал следить за ним. Целый часходил по пятам, присматривался. Когда уже понял, что опасения не беспочвенны, вызвал полицейского. Вместе отвели подозрительного человека в кабинет и произвели досмотр. Оказалось, тот был вооружен «взрывчаткой» – мужчине под одеждусотрудники национальной безопасности закрепили муляж, чтобы проверить готовность ВДЖО. Такой сложный тест ребята прошли успешно.
– Мы смотрим, чтобы пассажиры переходили путь через пешеходный настил. Многие норовят перебежать в неположенном месте. Также следим, чтобы никто не оставит пакет, никуда ничего не подложил. Приходится присматриваться и к женщинам в хиджабах, поскольку под длинной черной одеждой они могут спрятать что угодно, – поделился ЖасауКожиков. – Когда бывают вопросы, вызываем полицейского и совместно предпринимаем действия.
На вопрос, сложнее ли трудиться в темное время суток, ЖасауСаденович предпочитает не жаловаться. Говорит, что условия созданы нормальные, и ночью дается два часа на отдых, а также по часу на обед и ужин. Это позволяет не терять бдительность и немного восстановить силы.
Конечно, хотелось испытать себя не только в роли «стационарного» охранника, но и побыть в движении. Познакомившись с приемщиком ЖоламаномБаймукановым, мы отправились проверять крытые грузовые вагоны в парке станции. Предварительно на меня надели опознавательный жилет, без которого на путях появляться запрещено.
– Нужно обращать внимание на возможные повреждения замков, следы вскрытия. Все дверцы и люки должны быть закрыты. Также могут выявиться поломки, о которых тоже нужно сразу же сообщать, – объясняет в ходе осмотра ЖоламанАбильзарович.
Я заглянула под вагон и наступила на рельс. Старший охранник Виктор Викторович, имеющий 19-летнийопыт работы и блестящие знания своего дела, сделал мне замечание: по технике безопасности так делать нельзя – если состав вдруг двинется, беды не миновать.
Довозил нас с ветерком до объектов водитель команды на служебном «УАЗе». Больше всего ему хотелось, чтобы в объектив камеры попала эмблема ВЖДО на любимой машине. А коллектив признался, что это один из самых нужных людей в команде, ведь без него никто не сможет добраться до нужного поста.
Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА,Кокшетау
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр
Жаңалықтар
20.11.2024
Мәскеуде Қазақстан мен Ресей көлік министрлері кездесті