Профессия машинист поезда: как устроиться на работу?
Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск
На железной дороге ни одна служба не может обойтись без другой. Но, по-моему, все они работают на локомотивщиков. Потому что главная функция «железки» – перевозка пассажиров и груза.
Конечно, женщин сейчас не берут в машинисты. Последние представительницы прекрасного пола ушли из профессии полвека назад. А во время Великой Отечественной войны они лихо управляли паровозами, были даже женские локомотивные бригады.
По словам начальника Оскеменского эксплуатационного локомотивного депо Ермека Смагулова, дамы-машинисты работали на предприятии вплоть до середины 60-х годов прошлого века. Сейчас эта профессия – исключительная прерогатива мужчин. Чтобы ею овладеть, придется потрудиться. Сначала нужно обучиться на помощника машиниста, получить диплом. Потом пройти установленные процедуры, тестирование в депо, если там будет набор на эту специальность. Предприятие обязательно направит запрос в учебное заведение, чтобы получить подтверждение: человек действительно здесь учился! 15 поездок нужно проехать в качестве дублера помощника машиниста, и потом комиссия устроит ему теоретические ис пытания. Если они пройдены, человека зачислят в помощники машиниста. Потом нужно поработать еще 18 месяцев, зарекомендовать себя с лучшей стороны, чтобы отправиться на курсы машинистов и сдать тест.
Работники направляются на курсы машинистов по такому критерию отбора как сдача успешных тестов перед комиссией депо. И, конечно же, основной упор делается на выслугу лет. На машиниста нужно отучиться семь месяцев. Если на предприятии есть в них потребность, то кандидата поставят «на обкатку», минимально она составит три месяца. И опять нужно успешно сдать экзамен при депо, после него за тобой закрепят более опытного помощника машиниста. И ты уже становишься машинистом–первозимником. После «боевого крещения холодом» есть шанс стать полноценным машинистом тепловоза. В неделю локомотивные бригады совершают по три-четыре поездки. За свой нелегкий труд они получают достойную зарплату. Выйти раньше других на заслуженный отдых и получать социальное пособие можно после приобретения так называемого горячего стажа в 12,5 лет. В 57 лет можно уйти на пособие, а в 63 года стать официально пенсионером.
В ТЧЭ-22 штат составляет 504 человека. Из них 185 машинистов тепловозов и 168 помощников. Но сейчас здесь еще набирают кадры.
Локомотивные бригады Оскеменского эксплуатационного локомотивного депо водят грузовые и пассажирские поезда. Грузовые – по направлениям Риддер, Серебрянка, Зыряновск, Шемонаиха, Локоть, Шар. За последние четыре года почти в три раза увеличилось число пассажирских локомотивных бригад, с 12 до 32. Они перевозят пассажиров по направлению в Нур-Султан, обслуживают пригородные перевозки. Локомотивные бригады ТЧЭ-22 работают на современных магистральных тепловозах ТЭ33А серии «Эволюшн», а старые тепловозы 2Т10М выполняют хозяйственные работы. В пассажирском движении для «Тальго» используют тепловозы ТЭП33 приписного парка Алматы.
Для того чтобы я лучше поняла профессию, машинист Оскеменского эксплуатационного локомотивного депо Бахтияр Уразаев показал мне «интерьер» тепловоза «Эволюшн», провел по предприятию, показал, где машинисты и их помощники проходят медицинский осмотр.
День работников транспорта – это еще один повод вспомнить, что ты принадлежишь к огромному сообществу смелых, дисциплинированных, грамотных, умных и трудолюбивых людей – железнодорожников.
– Хочу поздравить работников стальной магистрали всех профессий. Каждый труд на железной дороге почетен, и мы делаем общее дело, – сказал Ермек Смагулов по окончании нашей беседы. – Мы не можем друг без друга. Хочу пожелать, чтобы было меньше нарушений безопасности, чтобы каждый любил свою профессию. На железную дорогу приходят люди с призванием, не случайно здесь так много династий. Всех благ, и чтобы наше АО «НК «ҚТЖ» процветало!