Электромеханик СЦБ на железной дороге: бойцы невидимого фронта

Новости
08.08.2019, 14:51
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Одной из особо значимых для безопасности движения в железнодорожной отрасли является профессия электромеханика СЦБ. Именно СЦБисты отвечают за правильную и надежную работу практически всех элементов железной дороги, участвующих в пропуске поездов: светофоров, стрелочных переводов, их автоматического действия. Тонкости этой профессии постигала и я, корреспондент «Қазақстан теміржолшысы».

Временно в свою команду меня принял коллектив контрольно-испытательного пункта сигнализации, централизации, блокировки Уральской дистанции сигнализации и связи в качестве электромеханика КИП СЦБ, в обязанности которого входят чистка, регулировка, измерение параметров приборов СЦБ. Эти приборы устанавливаются на перегонах и станциях в релейных шкафах. Цель – обеспечить бесперебойную работу устройств сигнализации, централизации и блокировки железнодорожных систем автоматики. Поэтому здесь внимательнейшим образом следят за их исправностью, проверка качества и замена проводится согласно графику в зависимости от типа реле.

– Без этих приборов система работать не будет, – поясняет старший механик СЦБ Сауле Жаныкулова. – Важ нейшими средствами железнодорожной автоматики и телемеханики являются устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Они предназначены для обеспечения четкой и безопасной организации движения поездов. Нам нельзя допускать ситуации, при которой наши приборы дадут сбой в работе. Поэтому задача нашего подразделения – обеспечить коллег исправно работающими приборами.

Конечно, со стороны работа электромеханика СЦБ выглядит совсем не романтично, а уж у работников КИП СЦБ (контрольно-испытательного пункта сигнализации, централизации, блокировки) вообще «рай». Подумаешь, сидишь себе в тепле, с хорошим освещением, ковыряешься в схемах, никаких тебе выходов на пути с преодолением палящего зноя, проливного дождя или трескучего мороза с леденящим душу ветром.

На самом деле проверка реле требует больших знаний, внимательности, аккуратности и умения мыслить логически. Видимо, поэтому именно в ШЧ развито рационализаторство и новаторство. Регулировщикпломбировщик бесконтактной аппаратуры Константин Лысенко и непосредственный «шеф» КИП СЦБ – начальник ремонтно-технического участка (РТУ) Николай Любин тому пример.

А вообще-то коллектив КИП СЦБ преимущественно женский и молодой. Средний возраст – 30-35 лет, практически все с высшим техническим образованием, молодежь приходит после окончания КазАТК имени М. Тынышпаева и Казахстанского университета путей сообщения.  

– Коллектив у нас дружный, сплоченный, каким его создали наши ветераны отрасли Наталья Маштакова, Нина Сергеева, Тояш Кулбулова, Тамара Астафьева. Они и будучи на пенсии поддерживают с нами связь, всегда готовы дать дельный совет. Сегодня опытнейшие работники Наталья Самарина и Гульнира Адилова являются наставниками нашей молодежи, – рассказывает Сауле Жаныкулова.

По ходу «освоения» профессии электромеханика СЦБ я узнала, что в настоящее время на железной дороге начинают применять микропроцессорные системы и компьютеры. Новая техника позволяет повысить безопасность движения и пропускную способность железнодорожных участков и станций, сократить количество потребляемой электроэнергии, снизить трудозатраты на техническое обслуживание. В будущем же поддержка оборудования будет осуществляться удаленно через интернет, когда специалистам не придется делать технологический обход своего участка, поскольку новые технологии позволят вести непрерывный контроль и выдавать сообщения в случае неисправности устройств или их предотказного состояния на центральный пункт, а электромеханики СЦБ станут диагностами и аналитиками.

На этом я перестала «мучить» реле и попрощалась с доброжелательными СЦБистами. Возвращалась на свое рабочее место, распираемая гордостью: более 10 лет коллектив КИП СЦБ работает без брака, и уже второй год подряд Уральская дистанция сигнализации и связи является победителем отраслевого конкурса «Салалық жарыстың жеңімпазы». С профессиональным праздником, дорогие коллеги! Здоровья вам и процветания!

Регионы
16.05.2025
Конкурс «Лучший по профессии» прошел в Илецком отделении ГП
Регионы
16.05.2025
Руководство КТЖ проинспектировало участок Мойынты – Балхаш
Новости / Архив
16.05.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №37 от 16 мая 2025 года
Новости
15.05.2025
Порт Курык и SPG Циндао подписали меморандум на транспортном форуме Казахстан — Китай
Новости
15.05.2025
Казахстан и КНР: мосты, реки, хабы — на повестке транспортного форума в Астане
Новости
15.05.2025
KTZ Express ведёт переговоры по сотрудничеству с портом Чабахар
Регионы
15.05.2025
Весенний осмотр завершился в Оскеменском регионе
Регионы
15.05.2025
Более 2 млн тонн грузов отправлено в апреле со станций Костанайского региона
Пассажирские перевозки
15.05.2025
Более 9,5 тысячи пассажиров воспользовались услугами «Поезд+поезд» и «Вагон+вагон»
Новости
15.05.2025
Железнодорожники совершенствуют действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Новости
14.05.2025
Неделя на финансирование: правительство ускоряет торгово-транзитные проекты
Регионы
14.05.2025
Уральские железнодорожники провели конкурс по технике безопасности
Новости
14.05.2025
Более 20 км железнодорожного полотна отремонтировало Теміржол жөндеу
Безопасность
14.05.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного поведения на путях 21 тысячи граждан
Новости
14.05.2025
Казахстан и Шэньси обсудили развитие маршрута Китай – Европа
Регионы
13.05.2025
Цветы, знаки, воспоминания: уральские железнодорожники провели памятные акции ко Дню Победы
Новости
13.05.2025
Имена фронтовиков — на бумажных крыльях: акцию памяти провели в Кокшетау
Регионы
13.05.2025
Цветы, слёзы и песни Победы: как в Караганде прошла годовщина Великой Отечественной
Регионы
13.05.2025
Железнодорожники Оскеменского региона провели серию памятных акций к юбилею Победы
Новости
13.05.2025
Вопросы укрепления стратегического партнерства обсудили Казахстан и ОАЭ