Что делает ҚТЖ для выхода из финансового кризиса?

Новости
30.07.2020, 17:10
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «ҚТЖ» постепенно стабилизируется финансовая ситуация, которая до недавнего времени была критической из-за огромных долгов. Компания продолжает работу по оптимизации затрат, не имеющих прямого отношения к основной производственной деятельности. Реорганизация структуры, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности.

Нет непрофильному

В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 миллиардов тенге в год. С 2020-го – еще две непрофильные компании: АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с отрицательным финансовым показателем в размере 2 миллиарда тенге, а также получен эффект от реализации доли участия в АО «Транстелеком» в размере 2,3 миллиарда тенге.

Помимо этого, до конца текущего года планируется вывести еще пять непрофильных активов. При этом предполагается получить экономический эффект от реализации двух активов. Также будут выведены еще три компании, которые в настоящее время генерируют убыток в размере более 3 миллиардов тенге в год.

Одновременно ведется расторжение или пересмотр условий невыгодных для ҚТЖ долгосрочных договоров. К примеру, расторгнут долгосрочный off-take-контракт с торгово-логистическим центром в Нур-Султане на общую сумму обязательств ҚТЖ в размере 240 миллиардов тенге. Улучшены условия договора технического обслуживания тепловозов с американским конгломератом «Дженерал электрик» и договора по поставке электровозов «Alstom».

Под знаком бережливости

Параллельно производится оптимизация производственных затрат. Так, наблюдается снижение удельного расхода топлива на тягу поездов. Здесь экономия составила 3 миллиарда тенге в год. Отмечается и снижение цены по услуге «экипировка локомотивов топливом» – с 1 июля 2019 года на 32%. По этому пункту экономия составляет 5 миллиардов тенге ежегодно.

Немаловажную роль в оптимизации затрат сыграл и тот факт, что осенью 2019 года с компанией «Патентес Тальго» достигнута договоренность о сокращении расходов АО «Пассажирские перевозки» на техническое обслуживание вагонов «Тальго».

Борьба по всем фронтам

Дает свои плоды и работа, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Ведь от рейтингов во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность ее активов.

Борется руководство компании и с негативным влиянием пандемии на финансовое состояние ҚТЖ: своевременно отреагировало на возникшую ситуацию, провело оптимизацию расходов и капитальных вложений. В частности, 10 апреля этого года Советом директоров АО «НК «ҚТЖ» утвержден скорректированный бюджет компании на 2020 год с учетом влияния коронавируса, изменения курса национальной валюты, а также оптимизации затрат. К примеру, операционные затраты сокращены на 43 миллиарда тенге, финансирование капитальных вложений оптимизировано на 31 миллиард тенге.

Долг платежом красен

Важно, что при поддержке Правительства РК и фонда «Самрук-Қазына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании.

На конец 2018 года доля валютных долгов составляла 57% от кредитного портфеля ҚТЖ, при том что доля валютной выручки составляла 24%. За 2019-2020 годы проведена большая работа по снижению доли кредитного портфеля в твердой валюте. На текущий момент она составляет 33%.

Принимаются меры для сокращения размера основного долга, реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду.

Грузовые перевозки / Цифра недели
06.10.2025
Более 28 млн тонн угля перевезено по железной дороге
Регионы
06.10.2025
Совет ветеранов железнодорожного узла Астана поздравил пенсионеров с Днем пожилых людей
Регионы
06.10.2025
Условный пожар потушили на ТЭК станции Кызылорда
Регионы
06.10.2025
О системной работе по безопасности и социальной поддержке рассказали в ПЧ-37
Регионы
06.10.2025
Подготовку вокзалов к зиме завершают в Костанайском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
06.10.2025
Более 300 взрослых и детей стали пассажирами первого «Поезда Поттера» в Казахстане
Новости
06.10.2025
XXVIII Казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика» прошла в Алматы
Новости
06.10.2025
КТЖ запустило экочеллендж в рамках «Таза Қазақстан»
Новости
03.10.2025
VI Евразийский форум по безопасности и цифровизации на транспорте прошел в Алматы
Новости
03.10.2025
Запуск единой транзитной системы ЕАЭС и цифровизацию перевозок обсудили в Минске
Новости
03.10.2025
Более 500 делегатов из 30 стран приняли участие в VII форуме New Silk Way в Алматы
Новости
03.10.2025
KTZ Express представило Казахстан на CILF 2025
Пассажирские перевозки
03.10.2025
Более 100 казахстанских туристов отправились в путешествие на Keruen express
Новости
03.10.2025
КТЖ и Dynamic Aviation обсудили перспективы сотрудничества в сфере грузовой авиации
Новости / Архив
03.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №81 от 03 октября 2025 года
Новости
02.10.2025
КТЖ и AD Ports Group обсудили перспективы сотрудничества
Социум
02.10.2025
Комфортные условия для работы и отдыха создали для электриков станции Кушмурун
Новости
02.10.2025
Девушку задержали за повреждение поезда в Акмолинской области
КТЖ в лицах
02.10.2025
Единственная женщина-бригадир пути Караганды: история Елены Борисовой
Спорт
02.10.2025
Более 600 железнодорожников приняли участие в корпоративном забеге в Астане