Что делает ҚТЖ для выхода из финансового кризиса?

Новости
30.07.2020, 17:10
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «ҚТЖ» постепенно стабилизируется финансовая ситуация, которая до недавнего времени была критической из-за огромных долгов. Компания продолжает работу по оптимизации затрат, не имеющих прямого отношения к основной производственной деятельности. Реорганизация структуры, сокращение количества юридических лиц, уровней управления активами и вывод непрофильных активов позволят эффективно перераспределить ресурсы для повышения стоимости АО «НК «ҚТЖ» и увеличения доходности.

Нет непрофильному

В 2019 году из группы компаний АО «НК «ҚТЖ» выведено 12 непрофильных компаний, отрицательные финансовые показатели которых в сумме составляли более 5 миллиардов тенге в год. С 2020-го – еще две непрофильные компании: АО «УК СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» с отрицательным финансовым показателем в размере 2 миллиарда тенге, а также получен эффект от реализации доли участия в АО «Транстелеком» в размере 2,3 миллиарда тенге.

Помимо этого, до конца текущего года планируется вывести еще пять непрофильных активов. При этом предполагается получить экономический эффект от реализации двух активов. Также будут выведены еще три компании, которые в настоящее время генерируют убыток в размере более 3 миллиардов тенге в год.

Одновременно ведется расторжение или пересмотр условий невыгодных для ҚТЖ долгосрочных договоров. К примеру, расторгнут долгосрочный off-take-контракт с торгово-логистическим центром в Нур-Султане на общую сумму обязательств ҚТЖ в размере 240 миллиардов тенге. Улучшены условия договора технического обслуживания тепловозов с американским конгломератом «Дженерал электрик» и договора по поставке электровозов «Alstom».

Под знаком бережливости

Параллельно производится оптимизация производственных затрат. Так, наблюдается снижение удельного расхода топлива на тягу поездов. Здесь экономия составила 3 миллиарда тенге в год. Отмечается и снижение цены по услуге «экипировка локомотивов топливом» – с 1 июля 2019 года на 32%. По этому пункту экономия составляет 5 миллиардов тенге ежегодно.

Немаловажную роль в оптимизации затрат сыграл и тот факт, что осенью 2019 года с компанией «Патентес Тальго» достигнута договоренность о сокращении расходов АО «Пассажирские перевозки» на техническое обслуживание вагонов «Тальго».

Борьба по всем фронтам

Дает свои плоды и работа, направленная на поддержание/повышение уровней корпоративных кредитных рейтингов. Ведь от рейтингов во многом зависит стоимость заемного финансирования для компании, а также в целом инвестиционная привлекательность ее активов.

Борется руководство компании и с негативным влиянием пандемии на финансовое состояние ҚТЖ: своевременно отреагировало на возникшую ситуацию, провело оптимизацию расходов и капитальных вложений. В частности, 10 апреля этого года Советом директоров АО «НК «ҚТЖ» утвержден скорректированный бюджет компании на 2020 год с учетом влияния коронавируса, изменения курса национальной валюты, а также оптимизации затрат. К примеру, операционные затраты сокращены на 43 миллиарда тенге, финансирование капитальных вложений оптимизировано на 31 миллиард тенге.

Долг платежом красен

Важно, что при поддержке Правительства РК и фонда «Самрук-Қазына» реализуются мероприятия, направленные на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости компании.

На конец 2018 года доля валютных долгов составляла 57% от кредитного портфеля ҚТЖ, при том что доля валютной выручки составляла 24%. За 2019-2020 годы проведена большая работа по снижению доли кредитного портфеля в твердой валюте. На текущий момент она составляет 33%.

Принимаются меры для сокращения размера основного долга, реализуется ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду.

Новости
25.07.2025
Кедентранссервис отправило 500 контейнерных поездов с агропродукцией в Китай
Регионы
25.07.2025
Акцию «Железная дорога глазами детей» провели в Караганде
Новости
25.07.2025
Железнодорожники напомнили правила безопасного проезда через переезды 44 тыс. водителей
Регионы
25.07.2025
Алматинское и Достыкское депо предъявили к осмотру 58 тысяч поездов
Новости
25.07.2025
КПП Хоргос увеличил перевозки до 22,2 млн тонн
Новости / Архив
25.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №56 от 25 июля 2025 года
Новости
24.07.2025
Эстония и Латвия могут стать транзитными узлами для казахстанского зерна
Спорт
24.07.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл в Астане
Пассажирские перевозки
24.07.2025
Электропоезд «Астана – Павлодар» изменил расписание
Новости
24.07.2025
Министр энергетики поручил КТЖ обеспечить бесперебойную логистику угля в отопительный сезон
Новости
24.07.2025
Транспортная полиция выявила около 48 тысяч правонарушений
Регионы
24.07.2025
Более 7 тысяч пациентов получили помощь специалистов поезда «Саламатты Қазақстан» в ЗКО
Регионы
24.07.2025
Более 12 тысяч контейнеров погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
23.07.2025
Более 150 железнодорожных пассажирских маршрута курсируют в Казахстане
Новости
23.07.2025
ЕАЭС расширяет цифровые грузоперевозки: в 2025 подключат новые направления
Новости
23.07.2025
О работе по предотвращению несчастных случаев на железной дороге рассказали в КТЖ
Инфраструктура
23.07.2025
На участке Алтынколь – Жетыген отсыпано 975 тысяч кубометров земляного полотна
Новости
23.07.2025
Первый контейнерный поезд отправлен по маршруту ТМТМ из провинции Шаньси в Азербайджан
Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ