Легендарной стройке Турксиба без десяти 100 лет
Новости
10.12.2020, 21:48

Асель Шайхынова
Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»
Международная онлайн-конференция, организованная в прямом эфире АО «НК
«ҚТЖ» и посвященная 90-летнему юбилею легендарного Турксиба, собрала 10 декабря 2020 года участников и зрителей из разных уголков мира. В мероприятии приняли участие руководство АО «НК «ҚТЖ» и железнодорожных администраций стран-партнеров, представители отраслевых ассоциаций, научно-исследовательских институтов транспорта, ветераны отрасли.
2020 год на железной дороге Казахстана проходит под лозунгом «Турксибу-90», с акцентом на высокую значимость Туркестано-Сибирской магистрали в развитии независимого Казахстана и железнодорожной отрасли.
В преддверии Дня независимости Республики Казахстан в ходе конференции подвели итоги мероприятий, посвященных этой дате, которые проведены в течение текущего года. Отдельно отмечена роль и значение Турксиба, начиная с истории его героического строительства и заканчивая настоящим и будущим в части эксплуатации, модернизации и перспектив развития.
– Прошло уже 90 лет, но Турксиб и сегодня продолжает успешно работать на экономику не только Казахстана, но и всех республик Центральной Азии, соединяя их в единый Шелковый путь – от Китая, через Россию,
Центральную Азию, страны Ближнего Востока, и до Европы, – отметил министр индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбут Атамкулов в видео-обращении к участникам конференции.
Высокую значимость Туркестано-Сибирской магистрали в развитии экономики независимого Казахстана отметил председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев.
– Мы все помним, что Турксиб – великая стройка ХХ века, ставшая важной вехой в истории становления стальной магистрали Казахстана. Так, новая история стальной магистрали стала достойным продолжением
Турксиба. За годы независимости в Казахстане построены новые железные дороги протяженностью 2,5 тысячи километров.
Они обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, – подчеркнул он.
Во время выступления спикер также отметил, что у истоков рождения Турксиба стояла целая плеяда талантливых организаторов и ру-ководителей железнодорожного транспорта.
Символично дал старт официальной части конференции ударом в колокол первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов.
– Именно Туксиб сформировал класс строителей и железнодорожников из национальных кадров. Среди турксибовцев десять Героев Советского Союза, одиннадцать Героев Социалистического Труда, три полных кавалера Ордена Славы, тысячи награжденных орденами и медалями. Имена Турара Рыскулова, Мухамеджана Тынышпаева, Ахмеджана Маженова и многих других «золотыми» буквами вписаны в летопись строительства легендарной железной дороги, – отметил в своем выступлении Канат Альмагамбетов.
В свою очередь заслуженный ветеран железнодорожной отрасли Калтай Самбетов назвал Турксиб «рекордом, достойным Книги Гиннесса». Он рассказал о строительстве Турксиба и людях, его строивших, внесших большую лепту в историю не только Казахстана, но и других стран бывшего Советского Союза.
– Сегодня кажется невероятным, что тогда люди почти вручную сумели в кратчайший срок построить легендарный Турксиб. Это более 1,4 тысячи километров рельсовой колеи через безводные степи и пустынные пески, горные реки и скалистые хребты. Сейчас молодому поколению нужно знать историю Турксиба, знать о подвиге его создателей. Славные традиции строителей Турксиба должны быть продолжены современной
молодежью, – отметил он.
Тогда тысячи людей, пришедших на строительство дороги, обучились грамоте, приобрели технические специальности путейцев, машинистов, механиков, связистов. Многие в итоге стали родоначальниками целых династий железнодорожников.
В разные годы о Турксибе было снято и сложено немало фильмов, стихотворений, но и в наше время есть неравнодушные люди, для которых эта дорога не просто слова, а частичка их собственной жизни. Сотрудники Алматинского отделения грузовых перевозок при поддержке известного акына сочинили стихи о Турксибе, положили их на музыку, и данная видеозапись также стала украшением международной конференции.
Кроме того, в честь празднования 90-летия легендарной стройки АО «НК «Қазақстан темір жолы» выпустило нагрудный знак «ТҮРКСІБ 90».
Им награждены порядка 1 000 человек, в числе которых ветераны и специалисты железнодорожной отрасли Казахстана, внесшие особый вклад в развитие железной дороги Казахстана.
– Несмотря на пандемию, железнодорожники достойно отметили юбилей насыщенной программой мероприятий. Были проведены виртуальная выставка с использованием уникальных архивных фотографий «Что такое Турксиб?», конкурс детских рисунков «Турксиб глазами детей», фотоконкурсы, интеллектуальные викторины, спортивные мероприятия и другое. Знаковым событием юбилейного года стало переименование станции
Луговая в Турксиб. Выпущена марка, посвященная Турксибу, – говорит главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев.
Как оказалось, славную историю Турксиба знают многие. Так, участники и зрители приняли активное участие в праздничной викторине, которая состоялась во время конференции и касалась именно истории строительства великой магистрали.
Отмечено во время конференции и то, что на протяжении многих десятилетий неразрывная связь объединяет железнодорожников стран постсоветского пространства. И одним из главных звеньев этой цепи стал Турксиб. Это подчеркнул в своем выступлении президент некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» Российской Федерации Валентин Гапанович.
– Это поистине общий праздник для всех. Ведь вся страна оказывала Турксибу помощь в строительстве. Из Москвы, Ленинграда, Харькова и других промышленных центров СССР на стройку ехали квалифицированные рабочие: бетонщики, арматурщики, связисты, укладчики.
Сюда была направлена большая группа опытных инженеров и техников. Железная дорога – это живой организм, который постоянно развивается. Турксиб – не исключение. Надеюсь, что 100-летие Турксиба мы отметим офлайн, и к этому времени увидим дальнейшее его преображение, – сказал заслуженный ветеран железнодорожной отрасли, прошедший путь от дежурного по парку станции Павлодар-Южный до министра транспорта Республики Казахстан, заместитель председателя объединения юридических лиц «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций«KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко.
В свою очередь, главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев отметил немалую роль в деле сохранения прошлого как источника гордости, которая незримо несет нас сквозь время, изучении истории отечественных железных дорог, лучших традиций железнодорожников на основе принципа преемственности поколений –
отраслевые музеи.
Об одном из них, расположенном в центральном аппарате компании, рассказала менеджер департамента технической политики и регулирования АО «НК «ҚТЖ» Гульнар Дабыскызы.
– В настоящее время в музеях станций Жамбыл, Алматы, Семей хранятся немые свидетели эпохи строительства Турксиба – уникальные экспонаты и артефакты, бережно собранные работниками
музеев, – поведала она во время онлайн-экскурсии по музею.
Участники конференции также отметили, что Турксиб – это не просто стальная магистраль.
Это полноценное становление на территории Казахстана новой железнодорожной отрасли – базовой основы развития экономики и промышленной мощи республики. Эту мысль в своем флешмобе донес и коллектив железнодорожного вокзального комплекса «Астана – Нұрлы жол».
– Мы гордимся своей историей, своими предками. Турксиб стал для всех тем кирпичиком славной истории нашей страны, который вызывает чувство гордости и желание внести личный вклад в историю железной дороги независимого Казахстана, – говорят молодые представители железнодорожной отрасли, работники вокзального комплекса.
Интервью
16.04.2025
На связи 24/7: О роли коммуникации в работе рассказали в АО «Пассажирские перевозки»
Регионы
16.04.2025
Итоги первого квартала 2025 года подвели на координационном совете уральские железнодорожники
Регионы
16.04.2025
Цифровой аппарат для медосвидетельствования работников появился в Оскеменском эксплуатационном локомотивном депо
Новости
16.04.2025
Центр трансформации бизнеса КТЖ внедряет передовые технологии
Новости
16.04.2025
Глава Минтранса представил стратегию развития ТМТМ на IV Анталийском дипломатическом форуме
Регионы
16.04.2025
Почти 10 тысяч фитинговых платформ были погружены в Костанайском регионе
Регионы
15.04.2025
Более 500 железнодорожников приняли участие в субботнике в Карагандинском регионе
Регионы
15.04.2025
Меры пожарной безопасности усиливают в Алматинской области
Новости
15.04.2025
ВЖДО подвела итоги работы за 2024 год
Новости
15.04.2025
Более 740 тонн рельсов для строительства столичного LRT прибыли на станцию Сороковая
Регионы
15.04.2025
Мужчина погиб под колесами поезда на станции Павлодар
Новости / Архив
15.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №28 от 15 апреля 2025 года
Новости
14.04.2025
Казпрофтранс помог школьнице из Щучинска представить проект «умной остановки» в Актобе
Регионы
14.04.2025
Лекции к 80-летию Победы читают в музее железнодорожников Уральска
Грузовые перевозки / Цифра недели
14.04.2025
Железнодорожные перевозки выросли на 4,4%
Новости
14.04.2025
Минтранс сообщил о начале модернизации 125 железнодорожных вокзалов
Регионы
14.04.2025
Железнодорожники и полицейские продолжают вести профилактические беседы с уральскими школьниками
Пассажирские перевозки
14.04.2025
КТЖ готовит пассажирские поезда к летним перевозкам
Инфраструктура
11.04.2025
КТЖ приступит к модернизации участка Алтынколь – Жетыген в этом году
Новости
11.04.2025
Железнодорожники обсудили развитие логистических маршрутов в Минске