Контейнерному сервису рыночное качество
Идеи и предложения по качественному увеличению транзита через границу РК и КНР обсуждались за «круглым столом» в рамках 23 Казахстанской международной выставки «Транспорт и логистика», которая прошла в Алматы. В работе заседания приняли участие представители АО «НК «ҚТЖ», АО «Қазтеміртранс», АО «KTZ Express», Международной ассоциации «Транскаспийский международный транспортный маршрут», Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS», НПП «Атамекен», Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК), Консультационного центра по логистике трансконтинентального моста в Пекине» (Beijing Land Bridge Logistics Consultation Center).
Как отметил генеральный директор ООО «Консультационный Центр по логистике трансконтинентального моста в Пекине» Ву Цзинюй, алматинский форум дает возможность обсудить с коллегами новые тенденции развития контейнерных поездов из Китая в Европу и Центральную Азию, а также в обратном направлении.
Он напомнил, что данный контейнерный транспортный маршрут действует уже 8 лет. За эти годы по нему было пропущено более 30 тысяч поездов, торговый оборот составил более 30 миллиардов долларов.
– Казахстан является основным регионом при перевозках грузов из Китая в Центральную Азию. Пришло время качественных изменений в этом направлении, – заявил г-н Ву. Директор департамента маркетинга и транзитной политики АО «НК «ҚТЖ» Айгерим Мухамедрахимова сообщила участникам «круглого стола», что за 8 месяцев грузооборот компании составил 144,2 миллиарда тонно-километров, что выше показателей прошлого года. – У Казахстана большой транзитный потенциал, которым нужно пользоваться. При этом контейнерный транзит является стратегическим направлением, основной упор делаем на его развитие, – подчеркнула она.
За 8 месяцев общий объем контейнерного транзита составил 411,2 тысячи ДФЭ. При этом рост по сравнению с предыдущим годом – 35%. Основной объем перевозок осуществляется в направлении Китай – Европа – Китай, который составляет около 45%.
При этом директор департамента отметила, что основной объем контейнерных перевозок приходится на маршрут Китай – Центральная Азия, его рост составил 61%.
Основное направление сейчас – это станции ташкентского узла, что связано с ростом экономики Узбекистана. Также отрабатывается афганский вектор. Так, в этом году был запущен новый поезд Афганистан – Китай.
Большим спросом пользуются на российском транспортном рынке перевозки в контейнерах транзитом через Казахстан. Их объем вырос в 8 раз. Ведется контейнеризация грузоперевозок леса, химикатов, товаров народного потребления.
Стратегически выгодным становится иранское направление. Для китайских и иранских клиентов было создано 3 маршрута: через станцию Болашак по маршрутам Казахстан – Туркменистан – Иран, Казахстан – Узбекистан – Туркменистан – Иран; морские перевозки с привлечением морского порта Актау. Одновременно усиливается сложный логистический маршрут ТМТМ, объединяющий Азербайджан, Грузию, Турцию и другие страны. В этом году рост на этом направлении составил 63%. ҚТЖ многое делает для увеличения грузопотока на этом направлении. В первую очередь, увеличивается средняя скорость контейнерного поезда, в этом году по Казахстану она достигла 1026 км/сутки.
Осуществляются модернизация и ремонт инфраструктуры. В этом году принято более 110 тарифных решений с учетом предложений клиентов и спроса на транспортные услуги.
Во время заседания было объявлено о снижении тарифной ставки на Транскаспийском международном транспортном маршруте. Принято решение создать рабочие группы с целью обмена информацией, а также единую базу контактов железных дорог.