Кусаин Кожахметов. Четверть века в пути

КТЖ в лицах
09.08.2022, 10:19
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Для меня железнодорожники – люди героической профессии. Невзирая на погодные условия, время года и суток, они добросовестно выполняют возложенные на них обязанности. Только за 25 лет существования АО «НК «ҚТЖ» в этой отрасли по Восточному Казахстану выросло много профессионалов, преданных делу людей, династий. Очевидно, что именно люди являются главным достоянием железной дороги. 

Председатель Совета ветеранов Защитинского узла Семейского отделения грузовых перевозок Кусаин Кожахметов на стальной магистрали с 1975 года. В том далеком году он устроился на станцию Жангизтобе стрелочником. После небольшого перерыва вновь вернулся на железную дорогу в 1981 году.

За 35 лет своей деятельности на железной дороге он работал стрелочником, помощником составителя и составителем поездов, запасным дежурным по станциям Усть-Каменогорск, Ермаковка, Иртышский завод, Фестивальная.  Был ревизором движения в аппарате ревизоров департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» по Восточно-Казахстанскому участку, заместителем начальника станции Защита по оперативной работе. 

На заслуженный отдых Кусаин Каримжанович ушел в 2015 году, а Совет ветеранов возглавил в 2020-м. Поскольку должность у него теперь больше связана с помощью и организацией досуга для пенсионеров стальной магистрали, мы с ним, в первую очередь, порассуждали о социальном аспекте деятельности АО «НК «ҚТЖ».

Сегодня, помимо постоянного профессионального обучения кадров, АО «НК «ҚТЖ», а также отраслевой профсоюз ОО «Казпрофтранс» проводят много мероприятий, тренингов для повышения эффективности работы в команде, раскрытия лидерских качеств. К слову, в этом году на базе отдыха «Голубой залив» недалеко от Усть-Каменогорска прошел организованный первичными профсоюзными организациями форум для молодых железнодорожников, который стал первым таким мероприятием в регионах.

Конечно, большим плюсом в функционировании железной дороги Казахстана вплоть до начала 1990-х годов Кусаин Кожахметов называет наличие своей социальной инфраструктуры: детских садов, баз отдыха, дворцов культуры. Те времена канули в Лету, говорит ветеран. Но и сейчас АО «НК «ҚТЖ» предусматривает в Коллективном договоре весомый социальный пакет для своих сотрудников. 

– Работники, пенсионеры имеют возможность отдохнуть в санаториях, а дети железнодорожников – в летних лагерях со скидкой 90%. В этом году 20 детей за средства профсоюза съездили на экскурсию в Нур-Султан. По Колдоговору пенсионерам выделяют деньги на протезирование зубов – раз в два года по 10 МРП, раз в год они пользуются бесплатным проездом по Казахстану в оба конца, – перечисляет Кусаин Кожахметов. – Нам по Колдоговору дают по 8 МРП, и мы посещаем одиноких, больных ветеранов железной дороги. 

 Железнодорожные предприятия региона еще в 2012 году стали участниками Комплексного плана Восточно-Казахстанской области по поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 

Самыми трудными временами на железной дороге и в Казахстане Кусаин Кожахметов считает 1990-е годы, когда развалилось советское хозяйство, а новые экономические, социальные связи только формировались. 

– Было, когда зарплату выдавали талонами, так называемыми «степурками», по фамилии его руководителя Александра Степуры. Их можно было обменять на товары первой необходимости в железнодорожных магазинах. Потом потихоньку все восстанавливалось, зарплату стали платить без задержек, – вспоминает ветеран. – Понемногу увеличивали зарплату. К слову, в этом году хорошо добавили, люди почувствовали это повышение. Правда, инфляция, вызванная мировыми геополитическими процессами, «съела» часть прибавки. Но люди надеются на лучшее. 

За 25 лет в железнодорожном транспорте Восточного Казахстана произошло много знаковых событий: построили частную дорогу Шар-Новоустькаменогорск, благодаря которой сократили время и расстояние при движении поездов с востока страны в другие регионы. При этом не приходится выезжать из Казахстана на территорию Российской Федерации. В регионе 10 лет назад появились новые маневровые и магистральные тепловозы, проложены маршруты для пассажирских поездов «Тальго», стали развиваться новые виды грузовых перевозок, включая контейнерные, расширились экспортные рынки грузов из Восточного Казахстана, получили развитие цифровые технологии.

Регионы
06.10.2022
Железнодорожники высадили туи к 10-летнему юбилею станции Алтынколь
Новости
05.10.2022
ҚТЖ исключит коррупционные риски при подаче-уборке вагонов
Новости
05.10.2022
В Казахстане начали реализацию крупных проектов для укрепления транзитного потенциала
Социум
05.10.2022
Алматинцы могут приобрести социальный уголь через мобильное приложение
Новости
05.10.2022
Глава Роспрофжела поздравил Казпрофтранс с 30-летним юбилеем
Новости
05.10.2022
Казпрофтранс сыграл исключительную роль в развитии профсоюзного движения других стран - генсек МКПЖ
Новости
05.10.2022
Главы профсоюзов железнодорожников разных стран поздравляют Казпрофтранс с юбилеем
Социум
04.10.2022
Железнодорожникам улучшают бытовые условия труда
Спорт
04.10.2022
Более 120 спортивных мероприятий прошли в честь юбилейных дат ҚТЖ и профсоюза с начала года
Социум
04.10.2022
Радуга талантов Казпрофтранс-2022: железнодорожники проявили свой талант
Новости
04.10.2022
Активисты организовали флешмоб к 30-летию Казпрофтранса
Интервью / КТЖ в лицах
04.10.2022
Как работает профсоюз на Западе Казахстана?
КТЖ в лицах
04.10.2022
Фарида Галимова более 20 лет жизни отдала профсоюзной работе
Регионы
04.10.2022
Активных членов профсоюза наградили в Карагандинском филиале ОО «Казпрофтранс»
КТЖ в лицах
04.10.2022
Аман Турегожин: "Любовь к железной дороге пришла еще в детстве"
КТЖ в лицах
04.10.2022
Такие люди нам нужны
Новости
04.10.2022
Международная конфедерация профсоюзов железнодорожников: объединенные общими целями
Новости
04.10.2022
"Первичка" профсоюза Тобольской дистанции пути: рука на пульсе времени
История железной дороги
04.10.2022
История появления профсоюза железнодорожников
Новости
04.10.2022
Казпрофтранс отмечает 30-летний юбилей