Кусаин Кожахметов. Четверть века в пути

КТЖ в лицах
09.08.2022, 10:19
Ольга Ушакова

Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск

Для меня железнодорожники – люди героической профессии. Невзирая на погодные условия, время года и суток, они добросовестно выполняют возложенные на них обязанности. Только за 25 лет существования АО «НК «ҚТЖ» в этой отрасли по Восточному Казахстану выросло много профессионалов, преданных делу людей, династий. Очевидно, что именно люди являются главным достоянием железной дороги. 

Председатель Совета ветеранов Защитинского узла Семейского отделения грузовых перевозок Кусаин Кожахметов на стальной магистрали с 1975 года. В том далеком году он устроился на станцию Жангизтобе стрелочником. После небольшого перерыва вновь вернулся на железную дорогу в 1981 году.

За 35 лет своей деятельности на железной дороге он работал стрелочником, помощником составителя и составителем поездов, запасным дежурным по станциям Усть-Каменогорск, Ермаковка, Иртышский завод, Фестивальная.  Был ревизором движения в аппарате ревизоров департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» по Восточно-Казахстанскому участку, заместителем начальника станции Защита по оперативной работе. 

На заслуженный отдых Кусаин Каримжанович ушел в 2015 году, а Совет ветеранов возглавил в 2020-м. Поскольку должность у него теперь больше связана с помощью и организацией досуга для пенсионеров стальной магистрали, мы с ним, в первую очередь, порассуждали о социальном аспекте деятельности АО «НК «ҚТЖ».

Сегодня, помимо постоянного профессионального обучения кадров, АО «НК «ҚТЖ», а также отраслевой профсоюз ОО «Казпрофтранс» проводят много мероприятий, тренингов для повышения эффективности работы в команде, раскрытия лидерских качеств. К слову, в этом году на базе отдыха «Голубой залив» недалеко от Усть-Каменогорска прошел организованный первичными профсоюзными организациями форум для молодых железнодорожников, который стал первым таким мероприятием в регионах.

Конечно, большим плюсом в функционировании железной дороги Казахстана вплоть до начала 1990-х годов Кусаин Кожахметов называет наличие своей социальной инфраструктуры: детских садов, баз отдыха, дворцов культуры. Те времена канули в Лету, говорит ветеран. Но и сейчас АО «НК «ҚТЖ» предусматривает в Коллективном договоре весомый социальный пакет для своих сотрудников. 

– Работники, пенсионеры имеют возможность отдохнуть в санаториях, а дети железнодорожников – в летних лагерях со скидкой 90%. В этом году 20 детей за средства профсоюза съездили на экскурсию в Нур-Султан. По Колдоговору пенсионерам выделяют деньги на протезирование зубов – раз в два года по 10 МРП, раз в год они пользуются бесплатным проездом по Казахстану в оба конца, – перечисляет Кусаин Кожахметов. – Нам по Колдоговору дают по 8 МРП, и мы посещаем одиноких, больных ветеранов железной дороги. 

 Железнодорожные предприятия региона еще в 2012 году стали участниками Комплексного плана Восточно-Казахстанской области по поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. 

Самыми трудными временами на железной дороге и в Казахстане Кусаин Кожахметов считает 1990-е годы, когда развалилось советское хозяйство, а новые экономические, социальные связи только формировались. 

– Было, когда зарплату выдавали талонами, так называемыми «степурками», по фамилии его руководителя Александра Степуры. Их можно было обменять на товары первой необходимости в железнодорожных магазинах. Потом потихоньку все восстанавливалось, зарплату стали платить без задержек, – вспоминает ветеран. – Понемногу увеличивали зарплату. К слову, в этом году хорошо добавили, люди почувствовали это повышение. Правда, инфляция, вызванная мировыми геополитическими процессами, «съела» часть прибавки. Но люди надеются на лучшее. 

За 25 лет в железнодорожном транспорте Восточного Казахстана произошло много знаковых событий: построили частную дорогу Шар-Новоустькаменогорск, благодаря которой сократили время и расстояние при движении поездов с востока страны в другие регионы. При этом не приходится выезжать из Казахстана на территорию Российской Федерации. В регионе 10 лет назад появились новые маневровые и магистральные тепловозы, проложены маршруты для пассажирских поездов «Тальго», стали развиваться новые виды грузовых перевозок, включая контейнерные, расширились экспортные рынки грузов из Восточного Казахстана, получили развитие цифровые технологии.

Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан
Новости
17.06.2025
Перевозчики ЕАЭС смогут использовать иностранные контейнеры без ограничений
Новости / Архив
17.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №46 от 17 июня 2025 года
Новости
16.06.2025
Молодые железнодорожники рассказали студентам ALT о своём опыте работы в КТЖ
КТЖ в лицах
16.06.2025
Машинист Игорь Мандрыка рассказал о работе в Павлодарском депо
Новости
16.06.2025
KTZ Express подписало меморандум с китайской YXE и портом Актау
Новости
16.06.2025
Итоги конкурса детского рисунка «Балауса болашақ» подвели в КТЖ
Регионы
16.06.2025
Карагандинская молодежь КТЖ провела профвстречу в детской библиотеке
Регионы
13.06.2025
Внутренние тренеры КТЖ провели обучение по культуре безопасности труда в Уральске
Регионы
13.06.2025
Локомотивные бригады 10 раз экстренно тормозили в мае в ВКО
Новости
13.06.2025
Ключевые транспортные проекты рассмотрели в правительстве