Работа диспетчера - в самом «сердце» перевозочного процесса

КТЖ в лицах
19.01.2024, 10:23
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Работа в Автоматизированном центре управления перевозками не терпит случайных людей – она требует особого профессионализма и ответственности, ведь именно здесь находится «сердце» перевозочного процесса. Вот уже 20 лет Ляззат Кальпебаева успешно справляется с обязанностями старшего диспетчера по направлениям, а за ее плечами – более чем 30-летний стаж в отрасли. 

Чтобы поезд пришел в пункт назначения строго по графику, диспетчерский аппарат организует, контролирует и корректирует движение на железной дороге. Список должностных обязанностей поездного диспетчера для человека со стороны может показаться неподъемным, а на старшего по направлениям возлагается еще больше обязанностей и ответственности.

Наблюдая за Ляззат Иманкожаевной во время рабочей смены, понимаешь, что такое настоящий профессионализм. Сосредоточенная, сдержанная, она контролирует работу сразу двух отделений, причем в каждую смену – разных. Это порядка 25 поездных диспетчеров и 300 работников других служб в каждом. 

Незнакомых участков обслуживания для старшего смены нет, она отпрактикована на всех – «пешком прошла всю железную дорогу». Поэтому легко ориентируется в хитросплетении разноцветных линий на мониторах и быстро находит решения в нестандартных ситуациях.

– Каждый день по 13 межгосударственным стыкам из Казахстана выезжает 150 поездов, столько же заезжает. Не считая передвижений внутри страны. Во время смены нельзя упускать ни одной детали, вплоть до погоды. Ведь мы отвечаем за все – погрузку, сбор поездов, прием и отправку по направлениям, закрытие и открытие перегонов, работу сигнализации, стрелок, сохранность грузов и пассажиров и так далее, – говорит Ляззат Иманкожаевна. 

Насыщенность графика, поток транзитных и местных грузов, пассажирских поездов – ничто не должно пугать хорошего поездного диспетчера, уверена Ляззат Кальпебаева.

– Железо есть железо, иногда что-то выходит из строя или идет не по плану, хорошо обученный диспетчер никогда не теряется в нестандартных ситуациях и не должен. Он быстро распределяет работу каждой службы, чтобы все работы были проведены в срок и качественно. Путейцы, энергетики, связисты, вызов ЧС – все это в руках поездного диспетчера, – отмечает железнодорожница.

Сейчас сложно поверить, что когда-то Ляззат Кальпебаеву даже пугал шум приближающихся поездов. Коренная алматинка, в юности она работала на швейной фабрике и планировала по примеру родных стать учителем, но встреча с будущим супругом – потомственным железнодорожником Маратом Кальпебаевым – предопределила ее судьбу. После замужества какое-то время жила на станции Сарыозек, начальником которой была ее свекровь.

Основателем династии Кальпебаевых был прадед, который трудился на станции Айна-Булак и стал свидетелем стыковки Турксиба. Работали на железной дороге дедушка, бабушка и другие родственники мужа. Сам Марат Кальпебаев был электромехаником, затем старшим электромехаником, инженером участка в дистанции сигнализации и связи. 

Свой путь на железной дороге Ляззат Кальпебаева начала электромонтером на маленьком разъезде Майтобе в 1988 году. Без отрыва от производства проходила повышение квалификации, отучилась на дежурного по станции, даже в декрете задержалась лишь на три месяца. 

В 1993 году семья вернулась в Сарыозек, где железнодорожница совмещала должность электромонтера с дежурной по парку, затем стала дежурной по станции. После перевода мужа в Алматы восемь лет работала дежурной по станции Жетысу первого класса, тогда же успешно окончила техникум КазАТК. Затем перевелась маневровым диспетчером на станцию Алматы-1, через полгода стала поездным диспетчером Алматинского отделения дороги. В 2002 году – Акмолинского. 

– Раньше, чтобы стать поездным диспетчером, нужно было отработать дежурным на линейной станции не менее 10 лет, – вспоминает Ляззат Кальпебаева. 

Помнит и то, как вручную чертила графики на бумаге, которые сейчас делает компьютер. Последние 20 лет Ляззат Иманкожаевна «рулит» поездами из кабинета АЦУП. Она прошла все этапы его развития, легко освоила новые программы и автоматизированные системы и охотно делится знаниями с молодыми коллегами. Подготовила большое число достойных поездных диспетчеров. 

Ее заслуги неоднократно отмечались грамотами и благодарственными письмами руководства. 

Супруг Ляззат Иманкожаевны ушел из жизни, когда старшему сыну едва исполнилось 13. Сильная, трудолюбивая, ответственная, несмотря на сложную работу, 12-часовый график, она сумела поднять сына и дочь, дала им достойное образование и сама реализовалась в любимом деле. 

Сегодня Ляззат Кальпебаева не представляет себя в другой профессии. Волею судьбы она теперь единственная продолжательница династии Кальпебаевых. Достойнейшая продолжательница! 

Регионы
22.07.2025
Итоги работы за первое полугодие 2025 года подвели в РЦУП-2
Новости
22.07.2025
Сотрудничество Казахстана и Грузии в сфере транспорта и логистики обсудили в КТЖ
Спорт
22.07.2025
Команда КАЗПРОФТРАНС завоевала бронзу на II Спартакиаде АО «QARMET»
Новости
22.07.2025
Развитие Среднего коридора и контейнерных перевозок обсудили Казахстан и Грузия
Новости
22.07.2025
Казахстан и Грузия обсуждают укрепление торгово-экономического сотрудничества и развитие Транскаспийского маршрута
Новости
22.07.2025
Пожарный поезд задействовали при тушении склада в Алматы
Новости / Архив
22.07.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №55 от 22 июля 2025 года
Новости
21.07.2025
КТЖ и РЖД усиливают стратегическое партнёрство
Новости
21.07.2025
Батумский морской порт и Северный морской терминал Актау подписали соглашение о сотрудничестве
Спорт
21.07.2025
Уральские железнодорожники победили в летней спартакиаде
Регионы
21.07.2025
Осмотрщик Алтынбек Омаров вовремя обнаружил опасную неисправность на станции Сары-Озек
Грузовые перевозки
21.07.2025
Экспорт угля по железной дороге с начала года увеличился на 14%
Новости
21.07.2025
Водитель автомобиля врезался в маневровый тепловоз на станции Шымкент
Регионы
21.07.2025
Работы по модернизации 16 вокзалов ведут на станциях Акмолинской области
Регионы
21.07.2025
Противопожарные учения прошли на станциях Костанай и Тобол
Регионы
18.07.2025
Воспитанники детсада посетили Уральский железнодорожный музей
Новости
18.07.2025
Более 9 млн тонн казахстанского зерна отправлено на экспорт
Новости
18.07.2025
Эксплуатацию вагонов с продленным сроком службы ограничат в Казахстане
Инфраструктура
18.07.2025
Железнодорожный мост построят через Сырдарью
Новости
18.07.2025
Развитие морской отрасли обсудили в Министерстве транспорта РК