Железнодорожной линии Аксу – Дегелен: 20 лет со дня открытия

Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В этом году исполняется 20 лет со дня открытия железнодорожной линии Аксу – Дегелен, связавшей север страны с восточными регионами. Это одна из крупнейших строек за годы независимости Казахстана. О том, как реализовывался этот масштабный проект, нам рассказали железнодорожники, благодаря которым он и появился. Напомним, возведение железной дороги общей протяженностью 184 километра стартовало 17 июня 1998 года. Строительство продолжалось три года. 19 июня 2001 года состоялось официальное открытие, в котором принял участие Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Благодаря появлению железнодорожной ветки Аксу – Дегелен на 600 километров сократилось расстояние между северными и восточными регионами. Она связала области между собой. До этого они были отдаленными друг от друга, транспортная связь осуществлялась через южный регион Казахстана или по железной дороге России. Как сообщали тогда СМИ, при перевозках грузов по новому маршруту транспортные расходы сократились на 15-20%, а со сдачей линии в постоянную эксплуатацию – в три раза по сравнению с существовавшим уровнем. Как рассказывают железнодорожники, жизнь в Майском районе после запуска линии, можно сказать, расцвела. Сельчане теперь имеют возможность, не приезжая в Павлодар, купить билеты, из Коктобе без пересадок добраться до Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска, сейчас по этому участку курсируют пассажирские и скоростные электропоезда «Тальго». Кроме этого, было создано более 150 новых рабочих мест. В организацию строительства железнодорожной ветки большой вклад внесли известные железнодорожники Аби Саркыншаков, Калтай Самбетов, Кадыл Таласпеков. Кроме того заместитель начальника ДГП «Акмолинская железная дорога» по Павлодарскому региону Ерик Жидилов, начальник Павлодарской дистанции пути Олег Цой, руководитель Павлодарской путевой машинной станции Тулебай Буебаев, начальник станции Аксу Николай Федоришин, директора (в разные годы) Павлодарского отделения грузовых перевозок Канат Альмагамбетов и Шагдарбек Жайсанбаев, главный инженер Павлодарского отделения грузовых перевозок Рафаил Сабаров, главный инженер Павлодарской дистанции электро- снабжения Станислав Потовский, начальник Павлодарской дистанции сигнализации и связи Юрий Жупинский, директор ДГП «Строительство линии Аксу – Дегелен» Базарбай Конурбаев, начальник главного управления пути РГП «Казахстан темир жолы» Елемес Альжанов и заместитель начальника Екибастузского локомотивного депо Николай Шкет. Олег Цой принимал непосредственное участие в строительстве этой железной дороги. Он 13 лет проработал начальником Павлодарской дистанции пути, которая оказывала всестороннюю помощь подрядной организации. – На стальной магистрали я начал работать дорожным мастером в 1980 году в Целиноградской дистанции пути после окончания Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. В Павлодарское отделение дороги перешел через два года ревизором по безопасности движения путевого хозяйства, а в январе 1985-го стал главным инженером Павлодарской дистанции пути, – вспоминает Олег Иванович. – В то время коллектив имел право выбирать руководителя, меня коллеги избрали начальником этого предприятия. В 2002 году перешел в отдел пути, который только создали в отделении дороги. 14 лет занимал должность заместителя директора отделения магистральной сети, открывшегося в 2002 году. Оттуда и ушел на пенсию. К слову, более половины коллектива железнодорожников линии Аксу – Дегелен работают на участке с момента его запуска в эксплуатацию. Это электромеханики СЦБ Мейрам Быхин, Рашит Жапишев, Мурат Сулейменов, работники Павлодарской дистанции электроснабжения Ардак Каппасов, Толеу Байбатин, Каирболат Каббасов, сотрудники путевого хозяйства Фердинанд Байер, Нуржан Булатов, Нуркаир Бакенов и многие другие.

Грузовые перевозки
02.05.2025
Почти 72 млн тонн угля доставлено железнодорожным транспортом в отопительном сезоне 2024–2025 годов
Новости
02.05.2025
Представители Минтранса проводят профориентационную работу
Пассажирские перевозки
30.04.2025
Более 120 пассажиров отправились в путешествие на туристическом поезде «Jibek Joly»
Новости
30.04.2025
Казахстан и Пакистан расширяют транспортное сотрудничество
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстанское зерно отправили по железной дороге в Марокко
Регионы
30.04.2025
Память фронтовиков-железнодорожников почтили в Караганде
Интервью
30.04.2025
Жером Бойе рассказал о миссии Alstom, новых депо и будущем железнодорожной отрасли Казахстана
Регионы
30.04.2025
Вокзалы реконструируют на 6 станциях в Костанайском регионе
Грузовые перевозки
30.04.2025
Казахстан значительно нарастил поставки зерна в Иран и Азербайджан
Регионы
30.04.2025
Отчетно-выборная конференция профсоюзного комитета прошла в Алматинском отделении ГП
Регионы
30.04.2025
Стали известны подробности о системе видеоаналитики, испытанной КТЖ на переездах
Новости
29.04.2025
Заседание профсоюзного актива железнодорожного узла «Астана» посвятили Дню охраны труда
Регионы
29.04.2025
Павлодарские железнодорожники обсудили важность использования современных технологий в День охраны труда
Регионы
29.04.2025
Железнодорожники провели викторину ко Дню охраны труда в Усть-Каменогорске
Новости
29.04.2025
KTZ Express представил планы развития на форуме ESE ASIA 2025
Новости
29.04.2025
Повышение конкурентоспособности ТМТМ обсудили в Бишкеке
Новости / Архив
29.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №33 от 29 апреля 2025 года
Новости
28.04.2025
КТЖ и РЖД подвели итоги сотрудничества и наметили планы до 2027 года
Новости
28.04.2025
Итоги работы по предупреждению несчастных случаев на железной дороге подвели в Кокшетау
Новости
28.04.2025
Встреча с ветеранами-железнодорожниками прошла в Высшем колледже транспорта и коммуникаций