Железнодорожной линии Аксу – Дегелен: 20 лет со дня открытия

Жанар Жусупова

Собственный корреспондент по Павлодарской области

В этом году исполняется 20 лет со дня открытия железнодорожной линии Аксу – Дегелен, связавшей север страны с восточными регионами. Это одна из крупнейших строек за годы независимости Казахстана. О том, как реализовывался этот масштабный проект, нам рассказали железнодорожники, благодаря которым он и появился. Напомним, возведение железной дороги общей протяженностью 184 километра стартовало 17 июня 1998 года. Строительство продолжалось три года. 19 июня 2001 года состоялось официальное открытие, в котором принял участие Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Благодаря появлению железнодорожной ветки Аксу – Дегелен на 600 километров сократилось расстояние между северными и восточными регионами. Она связала области между собой. До этого они были отдаленными друг от друга, транспортная связь осуществлялась через южный регион Казахстана или по железной дороге России. Как сообщали тогда СМИ, при перевозках грузов по новому маршруту транспортные расходы сократились на 15-20%, а со сдачей линии в постоянную эксплуатацию – в три раза по сравнению с существовавшим уровнем. Как рассказывают железнодорожники, жизнь в Майском районе после запуска линии, можно сказать, расцвела. Сельчане теперь имеют возможность, не приезжая в Павлодар, купить билеты, из Коктобе без пересадок добраться до Нур-Султана, Алматы, Усть-Каменогорска, сейчас по этому участку курсируют пассажирские и скоростные электропоезда «Тальго». Кроме этого, было создано более 150 новых рабочих мест. В организацию строительства железнодорожной ветки большой вклад внесли известные железнодорожники Аби Саркыншаков, Калтай Самбетов, Кадыл Таласпеков. Кроме того заместитель начальника ДГП «Акмолинская железная дорога» по Павлодарскому региону Ерик Жидилов, начальник Павлодарской дистанции пути Олег Цой, руководитель Павлодарской путевой машинной станции Тулебай Буебаев, начальник станции Аксу Николай Федоришин, директора (в разные годы) Павлодарского отделения грузовых перевозок Канат Альмагамбетов и Шагдарбек Жайсанбаев, главный инженер Павлодарского отделения грузовых перевозок Рафаил Сабаров, главный инженер Павлодарской дистанции электро- снабжения Станислав Потовский, начальник Павлодарской дистанции сигнализации и связи Юрий Жупинский, директор ДГП «Строительство линии Аксу – Дегелен» Базарбай Конурбаев, начальник главного управления пути РГП «Казахстан темир жолы» Елемес Альжанов и заместитель начальника Екибастузского локомотивного депо Николай Шкет. Олег Цой принимал непосредственное участие в строительстве этой железной дороги. Он 13 лет проработал начальником Павлодарской дистанции пути, которая оказывала всестороннюю помощь подрядной организации. – На стальной магистрали я начал работать дорожным мастером в 1980 году в Целиноградской дистанции пути после окончания Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. В Павлодарское отделение дороги перешел через два года ревизором по безопасности движения путевого хозяйства, а в январе 1985-го стал главным инженером Павлодарской дистанции пути, – вспоминает Олег Иванович. – В то время коллектив имел право выбирать руководителя, меня коллеги избрали начальником этого предприятия. В 2002 году перешел в отдел пути, который только создали в отделении дороги. 14 лет занимал должность заместителя директора отделения магистральной сети, открывшегося в 2002 году. Оттуда и ушел на пенсию. К слову, более половины коллектива железнодорожников линии Аксу – Дегелен работают на участке с момента его запуска в эксплуатацию. Это электромеханики СЦБ Мейрам Быхин, Рашит Жапишев, Мурат Сулейменов, работники Павлодарской дистанции электроснабжения Ардак Каппасов, Толеу Байбатин, Каирболат Каббасов, сотрудники путевого хозяйства Фердинанд Байер, Нуржан Булатов, Нуркаир Бакенов и многие другие.

Регионы
13.06.2025
Внутренние тренеры КТЖ провели обучение по культуре безопасности труда в Уральске
Регионы
13.06.2025
Локомотивные бригады 10 раз экстренно тормозили в мае в ВКО
Новости
13.06.2025
Ключевые транспортные проекты рассмотрели в правительстве
Новости
13.06.2025
Железнодорожники обсудили меры по увеличению пропускной способности станции Алтынколь
Новости
13.06.2025
Где поезда не спят: один день на сортировочной горке Алматы-1
Новости / Архив
13.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №45 от 13 июня 2025 года
Новости
12.06.2025
Представители КТЖ приняли участие в «Форуме казахстанских экспортеров – 2025»
Новости
12.06.2025
Около 9 тысяч человек воспользовались помощью медпоезда «Саламатты Қазақстан»
Регионы
12.06.2025
Карагандинцы обменяли пустые бутылки на мороженое в рамках «Таза Қазақстан»
Грузовые перевозки
12.06.2025
Объём перевозок между Китаем и Казахстаном продолжает расти
Регионы
12.06.2025
Двух опытных специалистов проводили на заслуженный отдых в ВЧД-13
Новости
11.06.2025
LXXXII заседание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества состоялось в Душанбе
Пассажирские перевозки
11.06.2025
КТЖ запустило новый электропоезд Comfort+ на маршруте Астана – Караганда
Новости
11.06.2025
Первые экологичные тепловозы прибыли в Казахстан
Регионы
11.06.2025
Сотрудники ВЖДО проводят рейды в Костанайском регионе
Регионы
11.06.2025
Более 15 км железнодорожного полотна обновят в ВКО
Регионы
11.06.2025
Более 2 тысяч нарушений выявили ревизоры в Алматинском регионе
Новости
10.06.2025
Международный логистический хаб ZHETYSU открыли в Алматы
Новости
10.06.2025
КТЖ стало лидером по поддержке отечественных производителей в рамках закупок фонда «Самрук-Қазына»
Спорт
10.06.2025
Среди павлодарских железнодорожников прошел турнир по асық ату и бес асық