Макат-Актау: 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали
История железной дороги
01.07.2021, 14:30


Жанна Иссингарина
Ровно 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали Макат-Актау. В середине 60-х годов прошлого столетия главной транспортной артерией в Западном Казахстане была тупиковая линия Гурьев – Кандыагач, построенная в годы Великой Отечественной войны по облегченным нормам.
Необходимость дальнейшего освоения природных ресурсов Западного Казахстана и особенно нефтяных месторождений полуострова Мангышлак требовала создания надежных транспортных связей для планомерного развития региона.
Весной 1961 года на станцию Макат, расположенной на линии Кандагач-Гурьев, приехали строители. От нее они двинулись на юг. На строительстве была привлечена и мощная техника широким фронтом.
Осенью того же года в пустынным берегам Центрального Каспия причалили теплоходы из Баку. На берег стал высаживаться второй отряд строителей дороги.
Километр за километром механизаторы отсыпали земляное полотно. За ними мощные краны укладывали 25-метровые рельсовые звенья. Чтобы ускорить укладку и заинтересовать всех рабочих в увеличении производительности труда, на стройке применили новый метод работы – эстафетный. Если раньше укладку вела постоянная группа путейцев, все время удалявшаяся от своей базы, то теперь ее стали производить те строительно-монтажные поезда, к которым ближе всего подходила рельсовая колея. Такая технология ускорила работы.
Наконец, 29 июня 1964 года стальные пути магистрали Макат-Актау протяженностью 706 км сомкнулись.
После стыковки трудящиеся города Шевченко встретили первый эшелон с грузами. И с этого дня отделение временной эксплуатации начало массовые железнодорожные перевозки в адрес многочисленных предприятий и строек Мангышлака. Еще до сдачи дороги в постоянную эксплуатацию к перерабатывающим заводам было перевезено около полутора миллионов тонн мангышлакской нефти.
30 декабря 1966 года государственная комиссия подписала акт о приемке линии в постоянную эксплуатацию.
В целом работниками в ходе строительства было выполнено около 20 миллионов кубометров земляных работ, уложено и забалластировано более 760 км главных и станционных путей, возведено из сборных железобетонных конструкций, изготовленных на полигонах и заводах, 437 мостов и труб, в том числе 19 больших и средних.
Станции и перегоны оборудованы электрической и диспетчерской централизацией, автоблокировкой и радиосвязью, включая поездную. На магистральной линии связи установлено более 1400 железобетонных опор, оборудовано девять домов связи. Вдоль всей линии протянулась линия электропередачи напряжением 10 киловатт, которая полностью обеспечила энергией производственные и жилые здания.
Были построены вокзалы на 100 пассажиров на станциях Макат и Актау, на 50 – на станциях Кульсары, Бейнеу, Шетпе, на 25 пассажиров – по всем остальным станциям и разъездам. Построено девять благоустроенных поселков, множество служебных и культурно-бытовых зданий. Было сделано централизованное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Больницы, школы, дома отдыха локомотивных бригад были оснащены современной техникой и оборудованием.
Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ