Макат-Актау: 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали
История железной дороги
01.07.2021, 14:30
Жанна Иссингарина
Ровно 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали Макат-Актау. В середине 60-х годов прошлого столетия главной транспортной артерией в Западном Казахстане была тупиковая линия Гурьев – Кандыагач, построенная в годы Великой Отечественной войны по облегченным нормам.
Необходимость дальнейшего освоения природных ресурсов Западного Казахстана и особенно нефтяных месторождений полуострова Мангышлак требовала создания надежных транспортных связей для планомерного развития региона.
Весной 1961 года на станцию Макат, расположенной на линии Кандагач-Гурьев, приехали строители. От нее они двинулись на юг. На строительстве была привлечена и мощная техника широким фронтом.
Осенью того же года в пустынным берегам Центрального Каспия причалили теплоходы из Баку. На берег стал высаживаться второй отряд строителей дороги.
Километр за километром механизаторы отсыпали земляное полотно. За ними мощные краны укладывали 25-метровые рельсовые звенья. Чтобы ускорить укладку и заинтересовать всех рабочих в увеличении производительности труда, на стройке применили новый метод работы – эстафетный. Если раньше укладку вела постоянная группа путейцев, все время удалявшаяся от своей базы, то теперь ее стали производить те строительно-монтажные поезда, к которым ближе всего подходила рельсовая колея. Такая технология ускорила работы.
Наконец, 29 июня 1964 года стальные пути магистрали Макат-Актау протяженностью 706 км сомкнулись.
После стыковки трудящиеся города Шевченко встретили первый эшелон с грузами. И с этого дня отделение временной эксплуатации начало массовые железнодорожные перевозки в адрес многочисленных предприятий и строек Мангышлака. Еще до сдачи дороги в постоянную эксплуатацию к перерабатывающим заводам было перевезено около полутора миллионов тонн мангышлакской нефти.
30 декабря 1966 года государственная комиссия подписала акт о приемке линии в постоянную эксплуатацию.
В целом работниками в ходе строительства было выполнено около 20 миллионов кубометров земляных работ, уложено и забалластировано более 760 км главных и станционных путей, возведено из сборных железобетонных конструкций, изготовленных на полигонах и заводах, 437 мостов и труб, в том числе 19 больших и средних.
Станции и перегоны оборудованы электрической и диспетчерской централизацией, автоблокировкой и радиосвязью, включая поездную. На магистральной линии связи установлено более 1400 железобетонных опор, оборудовано девять домов связи. Вдоль всей линии протянулась линия электропередачи напряжением 10 киловатт, которая полностью обеспечила энергией производственные и жилые здания.
Были построены вокзалы на 100 пассажиров на станциях Макат и Актау, на 50 – на станциях Кульсары, Бейнеу, Шетпе, на 25 пассажиров – по всем остальным станциям и разъездам. Построено девять благоустроенных поселков, множество служебных и культурно-бытовых зданий. Было сделано централизованное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Больницы, школы, дома отдыха локомотивных бригад были оснащены современной техникой и оборудованием.
Новости
30.10.2025
ВЖДО внедряет цифровую модель безопасности
Новости
30.10.2025
Работникам «Центра диагностики пути» напомнили о профилактике сердечно-сосудистых заболеваний
Регионы
30.10.2025
Илецкие железнодорожники поддержали акцию «Таза Қазақстан»
Регионы
30.10.2025
Работники портов Актау и Курык высадили 800 деревьев в рамках акции «Таза Қазақстан»
Новости
30.10.2025
Более 250 пенсионеров-железнодорожников поздравили с Днем пожилых людей в Кокшетау
Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1