Макат-Актау: 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали
История железной дороги
01.07.2021, 14:30
Жанна Иссингарина
Ровно 57 лет назад сомкнулись стальные пути магистрали Макат-Актау. В середине 60-х годов прошлого столетия главной транспортной артерией в Западном Казахстане была тупиковая линия Гурьев – Кандыагач, построенная в годы Великой Отечественной войны по облегченным нормам.
Необходимость дальнейшего освоения природных ресурсов Западного Казахстана и особенно нефтяных месторождений полуострова Мангышлак требовала создания надежных транспортных связей для планомерного развития региона.
Весной 1961 года на станцию Макат, расположенной на линии Кандагач-Гурьев, приехали строители. От нее они двинулись на юг. На строительстве была привлечена и мощная техника широким фронтом.
Осенью того же года в пустынным берегам Центрального Каспия причалили теплоходы из Баку. На берег стал высаживаться второй отряд строителей дороги.
Километр за километром механизаторы отсыпали земляное полотно. За ними мощные краны укладывали 25-метровые рельсовые звенья. Чтобы ускорить укладку и заинтересовать всех рабочих в увеличении производительности труда, на стройке применили новый метод работы – эстафетный. Если раньше укладку вела постоянная группа путейцев, все время удалявшаяся от своей базы, то теперь ее стали производить те строительно-монтажные поезда, к которым ближе всего подходила рельсовая колея. Такая технология ускорила работы.
Наконец, 29 июня 1964 года стальные пути магистрали Макат-Актау протяженностью 706 км сомкнулись.
После стыковки трудящиеся города Шевченко встретили первый эшелон с грузами. И с этого дня отделение временной эксплуатации начало массовые железнодорожные перевозки в адрес многочисленных предприятий и строек Мангышлака. Еще до сдачи дороги в постоянную эксплуатацию к перерабатывающим заводам было перевезено около полутора миллионов тонн мангышлакской нефти.
30 декабря 1966 года государственная комиссия подписала акт о приемке линии в постоянную эксплуатацию.
В целом работниками в ходе строительства было выполнено около 20 миллионов кубометров земляных работ, уложено и забалластировано более 760 км главных и станционных путей, возведено из сборных железобетонных конструкций, изготовленных на полигонах и заводах, 437 мостов и труб, в том числе 19 больших и средних.
Станции и перегоны оборудованы электрической и диспетчерской централизацией, автоблокировкой и радиосвязью, включая поездную. На магистральной линии связи установлено более 1400 железобетонных опор, оборудовано девять домов связи. Вдоль всей линии протянулась линия электропередачи напряжением 10 киловатт, которая полностью обеспечила энергией производственные и жилые здания.
Были построены вокзалы на 100 пассажиров на станциях Макат и Актау, на 50 – на станциях Кульсары, Бейнеу, Шетпе, на 25 пассажиров – по всем остальным станциям и разъездам. Построено девять благоустроенных поселков, множество служебных и культурно-бытовых зданий. Было сделано централизованное водоснабжение, канализация, теплоснабжение. Больницы, школы, дома отдыха локомотивных бригад были оснащены современной техникой и оборудованием.
Новости
17.12.2025
Представители России, Армении, Монголии и Кыргызстана впервые приняли участие в форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 250 молодых специалистов приняли участие в XIV форуме молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Молодёжь ҚТЖ научили действовать в условиях перемен
Новости
17.12.2025
Командное взаимодействие отработали участники форума молодежи ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Более 10 детей получили подарки на «Елке детских желаний»
Новости
17.12.2025
Спокойствие внутри – безопасность снаружи: молодые железнодорожники освоили техники управления стрессом
Новости
17.12.2025
Как ставить цели и расставлять приоритеты: тренинг для молодых специалистов прошел в ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Тренинг по ораторскому мастерству провели для молодых сотрудников ҚТЖ
Новости
17.12.2025
Чемпионат кейсов по развитию молодежной политики прошёл в ҚТЖ
Спорт
17.12.2025
Железнодорожник стал призером чемпионата Азии по дзюдо и национальным видам борьбы
Пассажирские перевозки
17.12.2025
Более 12,2 млн пассажиров перевезло АО «Пассажирские перевозки» с начала года
Грузовые перевозки
17.12.2025
По сети ҚТЖ перевезено почти 288 млн тонн грузов
Пассажирские перевозки
17.12.2025
Более 300 пассажиров отправились в первый рейс «Полярного экспресса»
Новости / Архив
16.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №104-105 от 16 декабря 2025 года
КТЖ в лицах
15.12.2025
Проверка вагонов, выявление дефектов, ремонт и наставничество: стальные будни ремонтника вагонов
Новости
15.12.2025
ОТЛК ЕРА признано лучшим проектом по транзитному потенциалу в ЕАЭС
Регионы
15.12.2025
Итоги работы по предупреждению инцидентов на железной дороге подвели в Карагандинском отделении магистральной сети
Пассажирские перевозки
15.12.2025
Нацперевозчик доставил около 100 пассажиров поездом «Атырау — Актобе» при закрытии трассы
Грузовые перевозки
15.12.2025
Транзитные перевозки занимают 10% в структуре грузооборота КТЖ
Регионы
15.12.2025
Контейнерные перевозки: более 1,3 млн тонн грузов отправлено из Костанайского региона