Тридцатилетие отметил музей железнодорожников в Уральске

Регионы
05.12.2024, 11:04
Фото автора
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

В Уральске музей железнодорожников открыли в октябре 1994 года в честь 100-летия первой железной дороги на территории современного Казахстана, которая стала продолжением линии Москва – Рязань – Саратов и получила название Рязано-Уральской железной дороги, передает Rail-news.kz.

К юбилею музея готовились тщательно, кропотливо ухаживая за экспонатами и стендами. На сегодняшний день в музее находятся действующие три макета первых паровозов, макет электровоза, действующие настоящие прожекторный светофор, первичные и вторичные часы, по которым паровозы давали сигналы, а горожане узнавали время, сигнальные приборы, станционный колокол, аппарат Морзе. Железнодорожники изготовили макеты первого паровозо-вагонного депо 1896 года постройки, веерного депо 1913 года постройки, вагонного депо 1937 года постройки (здания находятся в эксплуатации и в настоящее время), макет электростанции 1936 года постройки, оригинал которой используется и сейчас в качестве резервной для железной дороги и Уральска. Есть 20 старотипных сигнальных приборов, установлено 25 стендов, посвященных истории каждого железнодорожного предприятия Уральского региона, 12 витрин с 300 фотографиями, орденами, предметами старины, используемых железнодорожниками в работе. Все это богатство размещается на площади 100 квадратных метров. Музей постоянно пополняется новыми экспонатами. В прошлом году, к примеру, при участии профсоюза был приобретен макет первого в Казахстане железнодорожного вокзала.

Инициатором создания музея был начальник Уральского отделения дороги Омиртай Сахтанов, а возглавил его труженик тыла, почетный железнодорожник КазССР, почетный житель города Уральска Михаил Надточий. С 2021 года его правой рукой и преемником стала менеджер музея Гульбарши Мангитаева.

Ежегодно в музее проводят до 100 экскурсий, а также различные мероприятия совместно с профсоюзом и советом ветеранов узла.

Большой вклад в развитие музея внес Даулетбай Есимбеков, НОД Уральск в 2008-2010 годы. Первоначально музей располагался в одной комнате 24 квадратных метра, при Даулетбае Есимбекове он был расширен, оборудование заменили новым с использованием современных материалов, активно привлекались мастера железнодорожных предприятий для изготовления макетов. Добрым словом вспоминают и главного инженера отделения дороги, Почетного железнодорожника Наримана Рзалиева, тоже внесшего большой вклад в развитие музея.

На торжественном собрании, посвященном 30-летию музея железнодорожников, выступили замдиректора Актобинского отделения магистральной сети по Уральскому региону Орал Уксакбаев и главный региональный ревизор департамента безопасности движения АО «НК «ҚТЖ» на Уральском участке Руслан Давлетов. Благодарственные письма председателя Западного филиала ОО «Казпрофтранс» Габита Садыкова за активное участие и большой вклад в организацию музея были вручены Михаилу и Валентине Надточим, а также совету ветеранов Уральского узла, председателю профкома Уральского узла Едилу Алыпсокову.

За изготовление макетов и стендов музея благодарственные письма вручены пенсионеру Уральского эксплуатационного вагонного депо (ВЧД-3) Виктору Каликинскому, работникам Уральской дистанции пути (ПЧ-1) Николаю Лепехину, Мейрамбеку Кенжебаеву, Дамиру Муханову, работникам Уральской дистанции сигнализации и связи (ШЧ-7) Булату Кулбулову, Дастану Атаканову, а также мастерам Илецкого локомотивного депо (ТЧЭ-27) Льву Саркисяну, Кайрату Атабаеву, Георгию Нараеву.

Также благодарственные письма вручены пенсионерам - организаторам изготовления макетов и посещения музея работниками предприятий Мурату Мухамедьярову, бывшему начальнику ВЧД-3 Серику Кусаинову, бывшему начальнику пожарного поезда, а также начальнику ВЧД-3 Ержану Мухамедьярову, мастеру производственного обучения ШЧ-7 Гульнур Султановой и общественному деятелю, педагогу Натальи Низовской.

К юбилею музея был выпущен красочный фотоальбом с кратким обзором экспозиции и историей создания музея железнодорожников.

Новости
14.11.2025
Лучших практиков по безопасности движения поездов определили на конкурсе в Астане
Инфраструктура
14.11.2025
Более 1400 км железнодорожного пути отремонтировано в Казахстане
Новости
14.11.2025
Профактив железнодорожников обсудил внедрение новой системы оценки профессиональных рисков в Астане
Новости
14.11.2025
Опасная попытка пересечения путей в Таразе: КТЖ напоминает о правилах безопасности
Регионы
14.11.2025
Парк эксплуатационного локомотивного депо Актогай пополнился 12 локомотивами ТЭ36А
Новости / Архив
14.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №95 от 14 ноября 2025 года
Новости
13.11.2025
Мультимодальный транспортный форум ОТГ прошел в Ташкенте
Новости
13.11.2025
О ходе реализации крупнейших инфраструктурных проектов рассказали в КТЖ
КТЖ в лицах
13.11.2025
Бейсембай Каранеев — пример мастерства и преданности железной дороге
Регионы
13.11.2025
Учения по ликвидации возгорания цистерны прошли на станции Илецк
Пассажирские перевозки
13.11.2025
Маршрут поезда Тальго «Астана-Жезказган» продлят до Кызылорды
Новости
13.11.2025
ҚТЖ и РЖД подписали соглашение о развитии стыковых пунктов до 2030 года
Новости
13.11.2025
Президенты Казахстана и России обсудили транспортные проекты
Новости
13.11.2025
Казахстан и Россия подписали соглашения о развитии транспортного партнёрства
Новости
12.11.2025
Участников программы развития «Лидеров профессий» наградили в КТЖ
Грузовые перевозки
12.11.2025
Первая партия казахстанской пшеницы прибыла в Армению
Новости
12.11.2025
КТЖ проводит обучение по энергоэффективности и цифровым системам управления
Регионы
12.11.2025
Два состава в час: как работает станция Казанбасы
Регионы
12.11.2025
Узловое совещание по безопасности движения поездов прошло на станции Караганда-Сортировочная
Регионы
11.11.2025
Встреча с корпоративным омбудсменом прошла в Усть-Каменогорске