Павлодарское отделение ГП: как все начиналось

Регионы
12.08.2020, 10:00
Айдана Ертай

В прошлом году Павлодарскому отделению дороги (ныне отделению ГП) исполнилось 95 лет. Его уникальная история начинается с 1924 года. За эти годы филиал достиг больших результатов. Сегодня это связующее звено в индустриальном центре на востоке Казахстана с общей протяженностью путей 1169 километров. 

В далеком 1924 году постановлением Совнаркома, который подписал Владимир Ленин, открылась железная дорога, пролегавшая от станции Павлодар до Славгорода.

Путь протяженностью 137 километров проходил через станцию Кулунда. В Павлодаре было построено здание паровозного депо без подсобных цехов и служебных помещений. Оно использовалось для осмотра и экипировки паровозов, приписанных к депо Купино. Станция Павлодар входила в состав Славгородского отделения Омской железной дороги.

В это же время пришел первый самый маломощный паровоз серии «ОВ» и привел в город первый железнодорожный состав из нескольких двухосных вагонов с общим грузом 500 тонн.

Позже к новой линии примкнули две железнодорожные ветки, одна для вывоза соли, добываемой в Коряковском озере, а вторая связывалась с Таволжан ским солепромыслом. Кроме этого для нужд Кузнецка пошел дополнительный груз – огнеупорная глина с Майского рудника, которая с барж грузилась в железнодорожные вагоны.

В связи с резким ростом потока грузов появилась необходимость открыть в Павлодаре паровозное депо с постоянным местом жительства паровозных бригад, так как участок Славгород – Павлодар в то время обслуживался только паровозами и паровозными бригадами депо Купино Омской железной дороги. В июне 1931 года началась эксплуатация Павлодарского паровозного депо. Из Купино в депо Павлодар было передано семь паровозов серии «ОВ».

В годы первых пятилеток началось строительство железнодорожной ветки Карталы – Павлодар. С ее вводом основная продукция Центрального Казахстана – уголь и медь – кратчайшим путем доставлялась в районы Магнитогорска, Западный Казахстан и Среднюю Волгу. Продолжение этой линии до Павлодара открыло Кузбассу дополнительную связь с Уралом и помогло разгрузить основную сибирскую магистраль.

Далее продолжилось строительство железной дороги Павлодар – Акмолинск с сооружением железнодорожного моста через Иртыш в Павлодаре. Строительные работы стартовали в 1949 году. Железнодорожное полотно строители довели до Экибастуза. Это решение позволило транспортировать уголь не только в Павлодарский регион, но и в Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области. 30 марта 1950-го строительство железнодорожного моста завершилось, по нему прошел первый поезд в составе девяти платформ, груженых шпалами. В марте 1954 года на станцию Павлодар начали прибывать эшелоны с первоцелинниками. Это посланцы Ставрополя, Ярославской, Ленинградской, Тамбовской и Московской областей.

Постановлением Совмина СССР №115 от 22 января 1954 года и приказом МПС СССР №40 от 19 февраля 1954 года образовано Павлодарское отделение дороги Казахской (Карагандинской) железной дороги. Отделение располагало тремя участковыми станциями – Павлодар, Экибастуз и Ерментау.

Сегодня Павлодарское отделение ГП по объему выполняемой работы относится к первой категории. Основную долю составляет погрузка. Филиал отгружает более 30% всех грузов по АО «НК «ҚТЖ», здесь присутствуют практически все номенклатуры грузов – от каменного угля до продуктов перемола. 6 мая 2016 года со станции Екибастуз отправлена трехмиллиардная тонна угля. Екибастузский уголь поставляется десяткам регионов Казахстана и трем России. Сейчас в Павлодарском филиале ГП работает более 4000 человек. 

Новости
26.11.2025
КТЖ увеличило поставки зерна в Азербайджан в 25 раз
Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши
Новости
25.11.2025
Минтранс доложил о реализации крупных инфраструктурных проектов на Каспии и юге Казахстана
Регионы
25.11.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ провел узловое совещание на станции Балхаш
Новости
25.11.2025
KTZ Express и AS SilSteve укрепляют партнёрство в сфере мультимодальных перевозок
Пассажирские перевозки
25.11.2025
RWS Wagon поставит АО «Пассажирские перевозки» 60 вагонов серии «45»
Новости
25.11.2025
Развитие транспортного потенциала Казахстана обсудили на совещании в правительстве
КТЖ в лицах
25.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Юрий Лавриненко отметил 80-летний юбилей
Новости / Архив
25.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №98 от 25 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
24.11.2025
Директор Павлодарского филиала ТОО «ВЖДО» Бауржан Бейсембинов отметил 60-летний юбилей
Социум
24.11.2025
Завершён капитальный ремонт дома отдыха локомотивных бригад на станции Достык
Регионы
24.11.2025
Запустить погрузку кормовой муки в контейнеры готовятся на станции Зааятская
Регионы
24.11.2025
Отделение магистральной сети ведет подготовку к зиме в Карагандинском регионе
Грузовые перевозки
24.11.2025
Более 220 млн тонн грузов перевезено железнодорожным транспортом за 10 месяцев
Новости
22.11.2025
Alstom вводит в эксплуатацию колесно-токарный станок в сервисном центре в Шу