Павлодарское отделение ГП: как все начиналось

Регионы
12.08.2020, 10:00
Айдана Ертай

В прошлом году Павлодарскому отделению дороги (ныне отделению ГП) исполнилось 95 лет. Его уникальная история начинается с 1924 года. За эти годы филиал достиг больших результатов. Сегодня это связующее звено в индустриальном центре на востоке Казахстана с общей протяженностью путей 1169 километров. 

В далеком 1924 году постановлением Совнаркома, который подписал Владимир Ленин, открылась железная дорога, пролегавшая от станции Павлодар до Славгорода.

Путь протяженностью 137 километров проходил через станцию Кулунда. В Павлодаре было построено здание паровозного депо без подсобных цехов и служебных помещений. Оно использовалось для осмотра и экипировки паровозов, приписанных к депо Купино. Станция Павлодар входила в состав Славгородского отделения Омской железной дороги.

В это же время пришел первый самый маломощный паровоз серии «ОВ» и привел в город первый железнодорожный состав из нескольких двухосных вагонов с общим грузом 500 тонн.

Позже к новой линии примкнули две железнодорожные ветки, одна для вывоза соли, добываемой в Коряковском озере, а вторая связывалась с Таволжан ским солепромыслом. Кроме этого для нужд Кузнецка пошел дополнительный груз – огнеупорная глина с Майского рудника, которая с барж грузилась в железнодорожные вагоны.

В связи с резким ростом потока грузов появилась необходимость открыть в Павлодаре паровозное депо с постоянным местом жительства паровозных бригад, так как участок Славгород – Павлодар в то время обслуживался только паровозами и паровозными бригадами депо Купино Омской железной дороги. В июне 1931 года началась эксплуатация Павлодарского паровозного депо. Из Купино в депо Павлодар было передано семь паровозов серии «ОВ».

В годы первых пятилеток началось строительство железнодорожной ветки Карталы – Павлодар. С ее вводом основная продукция Центрального Казахстана – уголь и медь – кратчайшим путем доставлялась в районы Магнитогорска, Западный Казахстан и Среднюю Волгу. Продолжение этой линии до Павлодара открыло Кузбассу дополнительную связь с Уралом и помогло разгрузить основную сибирскую магистраль.

Далее продолжилось строительство железной дороги Павлодар – Акмолинск с сооружением железнодорожного моста через Иртыш в Павлодаре. Строительные работы стартовали в 1949 году. Железнодорожное полотно строители довели до Экибастуза. Это решение позволило транспортировать уголь не только в Павлодарский регион, но и в Семипалатинскую, Восточно-Казахстанскую области. 30 марта 1950-го строительство железнодорожного моста завершилось, по нему прошел первый поезд в составе девяти платформ, груженых шпалами. В марте 1954 года на станцию Павлодар начали прибывать эшелоны с первоцелинниками. Это посланцы Ставрополя, Ярославской, Ленинградской, Тамбовской и Московской областей.

Постановлением Совмина СССР №115 от 22 января 1954 года и приказом МПС СССР №40 от 19 февраля 1954 года образовано Павлодарское отделение дороги Казахской (Карагандинской) железной дороги. Отделение располагало тремя участковыми станциями – Павлодар, Экибастуз и Ерментау.

Сегодня Павлодарское отделение ГП по объему выполняемой работы относится к первой категории. Основную долю составляет погрузка. Филиал отгружает более 30% всех грузов по АО «НК «ҚТЖ», здесь присутствуют практически все номенклатуры грузов – от каменного угля до продуктов перемола. 6 мая 2016 года со станции Екибастуз отправлена трехмиллиардная тонна угля. Екибастузский уголь поставляется десяткам регионов Казахстана и трем России. Сейчас в Павлодарском филиале ГП работает более 4000 человек. 

Новости
16.05.2024
Железнодорожники участвуют в республиканских командно-штабных учениях «Өрт-2024»
Новости
16.05.2024
Меморандум о развитии ТМТМ подписали Казахстан и Латвия
Регионы
16.05.2024
Нестандартные ситуации изучают на станции Екибастуз
Пассажирские перевозки
16.05.2024
Более 4,2 млн пассажиров планирует перевезти летом КТЖ
Новости
16.05.2024
Вопросы развития морских портов обсудили в Актау
Новости
16.05.2024
Из Казахстана в Урумчи отправили первые фуры для дальнейшей перевозки скоропортящихся товаров
Новости
16.05.2024
О ходе строительства вторых путей на участке «Достык – Мойынты» рассказали в Минтрансе
Спорт
15.05.2024
Работник порта Курык в составе сборной Казахстана по мини-футболу завоевал титул чемпиона Европы
Новости
15.05.2024
Меры по охране общественного порядка и безопасности перевозочного процесса усилили в КТЖ
Регионы
15.05.2024
Более 10 км железнодорожного пути отремонтировали на перегоне Жарык – Дария
Регионы
15.05.2024
Оборудование планируют обновить на станции Оскемен-1
Пассажирские перевозки / Цифра недели
15.05.2024
Более 317 тыс. пассажиров воспользовались поездами КТЖ в майские праздники
Новости
15.05.2024
Предприятие по производству продукции для высокоскоростных железных дорог заработало в Алматы
Новости
14.05.2024
Обучение по санитарно-эпидемиологическим требованиям к вагонам прошли проводники КТЖ
Новости
14.05.2024
Перечни продукции к техрегламентам в сфере железнодорожного транспорта утвердили для стран ЕАЭС
Новости
14.05.2024
Семинар по ТМТМ и логистике прошел в Мангистауской области
Новости
14.05.2024
Пропускная способность станции Арысь увеличена на 20%
Регионы
14.05.2024
Почетному железнодорожнику Аби Саркыншакову открыли мемориальную доску в Павлодаре
Новости / Архив
14.05.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №41 от 14 мая 2024 года
Регионы
13.05.2024
Тренировочное противоэпидемическое учение провели в пассажирском поезде «Туркестан – Павлодар»