Музей Карагандинского отделения - культурное наследие страны

Социум
29.01.2020, 13:12
Светлана Могай

Собственный корреспондент по Карагандинской области

Музей истории Карагандинского отделения грузовых перевозок хранит немало раритетных вещей. Среди них исторические документы, фотоматериалы, макеты техники, картины, форма работников железной дороги и другие экспонаты, отражающие работу и быт железнодорожников.

За сохранность ценных экспонатов отвечает председатель Совета ветеранов Карагандинского отделения ГП Галина Домрина.

До ухода на пенсию она работала начальником административно-хозяйственного отдела Карагандинского отделения дороги.

По ее словам, музей был организован в 1989 году по инициативе учителя школы № 56 Любовь Исаевой. Огромную лепту в становлении и организации музея, а также в сборе экспонатов внес бывший начальник Карагандинского отделения дороги Юрий Расстрыгин. Благодаря ему музей стал историческим достоянием поселка Сортировка Железнодорожного района.

В музее хранится жезлодержатель, семафорный фонарь, который служил для подачи сигнала в темное время суток, совковая лопата конца 50-х годов для загрузки угля в топку паровоза.

– Моя мама Марья Антоненко в числе первых женщин работала машинистом в Железнодорожном районе, – рассказывает Галина Ивановна. – В 1940 году, будучи девчонкой, она поступила в дорожно-техническую школу, а после ее окончания устроилась работать кочегаром. Со временем мама стала с завидным упорством осваивать паровозное мастерство. Сначала она работала помощником машиниста, а в годы войны наравне с мужчинами управляла многосоставной техникой. В то время в Караганде насчитывалось всего пять женщин-машинистов. По рассказам мамы, железнодорожникам приходилось нелегко, так как все было сосредоточено на фронте и на том, чтобы одержать скорейшую победу над врагом. В дороге приходилось находиться по 18-20 часов. Машинисты возили зерно, уголь до станции Анар. Все макеты в музее сделаны руками железнодорожников-умельцев.

К примеру, макет паровоза выполнен слесарем-экспериментальщиком локомотивного депо Агадырь Яковом Дутенгефнером, который работал на предприятии с 1951 года. Ему присвоено звание передовика производства и лучшего рационализатора в депо. С 1 января 1985 года по 1 июля 1989-го он внедрил в производство 49 рацпредложений с экономическим эффектом на сумму около 30 тысяч советских рублей. На одной из полок музея можно увидеть советский телеграфный аппарат 1935 года выпуска.

– Это устройство чем-то напоминает нынешний факс, – продолжает Галина Ивановна.

– На нем сотрудники железной дороги передавали телеграммы. Передатчик представлял собой четырехрядную клавиатуру типа пишущей машинки, с помощью которой можно было вести передачу русского и латинского алфавитов, а также цифр и знаки препинания.

Аппарат приводился в действие электродвигателем в сети постоянного переменного тока 110-120 вольт. Он имел следующие технические данные: скорость работы аппарата составляла 382 знака в минуту. При этом электрическая скорость телеграфирования – 50 Бод, а практический обмен – 1100 слов в час. Дальность передачи при одноплюсовом телеграфировании составляла 250-300 километров. Расход тока за сутки – 0,9-1,0 ампер в час. Весит аппарат 28 килограммов.

Все экспонаты, представленные в музее – история и достояние прошлых лет, которое должно хранить и свято чтить будущее поколение.

Новости
15.09.2025
КТЖ и РЖД определили приоритетные направления стратегического сотрудничества
Грузовые перевозки
15.09.2025
Почти 24 млн тонн угля перевезли к отопительному сезону в Казахстане
Регионы
15.09.2025
Месячник по предупреждению несчастных случаев на железной дороге проходит в Уральске
Регионы
15.09.2025
Машинист электропоезда Иван Смоляк предотвратил сход поезда
Регионы
15.09.2025
Железнодорожники и полиция усилили профилактику травматизма на путях в Павлодаре
Новости
15.09.2025
Систему Express International для международных пассажирских перевозок представили в Санкт-Петербурге
Спорт
15.09.2025
Машинист Асылхан Какимов завоевал золото на международном турнире в Бишкеке
Регионы
15.09.2025
Костанайские железнодорожники более 18 миллионов тонн грузов
Пассажирские перевозки
12.09.2025
Поддержка отечественного производства, долгосрочные контракты и внедрение ИИ: что изменилось в системе закупок КТЖ в 2025 году
Регионы
12.09.2025
Месячник «Автосцепному устройству локомотивов – надежную работу!» проходит в ТЧЭ-22
Новости
12.09.2025
Журналистов ознакомили с производством подвижного состава на предприятиях Трансмашхолдинга (ФОТО)
Регионы
12.09.2025
Грузооборот по станции Алтынколь вырос на 18%
Новости
12.09.2025
Более 1 400 работников КТЖ отмечены государственными и отраслевыми наградами
Новости / Архив
12.09.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №74 от 12 сентября 2025 года
Пассажирские перевозки
11.09.2025
Более 70 тысяч пассажиров воспользовались спутниковым интернетом в поездах
Новости
11.09.2025
Более 63 тысяч нарушителей наказаны на объектах транспорта
Новости
11.09.2025
ТЭ26 заменит сразу четыре серии тепловозов
Новости
11.09.2025
Транспортная полиция определила задачи на предстоящий период
КТЖ в лицах
11.09.2025
Дежурная Лариса Коломынцева посвятила станции Жайык более 40 лет
Грузовые перевозки
11.09.2025
Перевозку зерна обсудили в КТЖ