Вклад в Победу. Уральские железнодорожники в Великой Отечественной войне

Социум
10.03.2020, 16:25
Анна Панищева

Собственный корреспондент по г. Уральск

Заведующий уральским музеем АО «НК «ҚТЖ» Почетный железнодорожник Михаил Надточий подготовил к 75-летию Победы большой исторический материал об участии уральских железнодорожников в Великой Отечественной войне. С начала года им проведено 8 лекций с охватом около 200 человек.

Большая часть лекций, приуроченных к дате окончания Сталинградской битвы, ближним тылом которой был Уральск, прошла в феврале. Одной из самых ярких стала встреча с учащимися подшефной школы № 45, бывшей железнодорожной. В ней приняли участие инвалид Великой Отечественной войны Борис Шолубай и труженики тыла Фаина Разбаева, 46 лет проработавшая кондуктором, затем проводником, движенец Кабдыгали Ахметов и бессменный руководитель музея Михаил Надточий.

Напомним, что уральский музей ҚТЖ был организован в 1994 году, в год 100-летия Рязано-Уральской железной дороги – первой на территории современного Казахстана. За время существования музея с его экспозицией ознакомилось около 40 тысяч человек, в 2019-м году – более 2000. Школьники очень внимательно слушали рассказ хранителя музея о том, что строительства железной дороги добился губернатор Уральской области генерал-лейтенант Шипов, она заработала в 1894 году.

– Узкоколейку шириной в 1000 миллиметров сменила широкая колея в 1913 году. По распоряжению Николая II железные дороги перепрошили по ширине расстояния между колес артиллерийских орудий – 1524 миллиметра, – рассказывает Михаил Надточий.

В то время паровозы нужно было заполнять водой через 20–30 километров, и на всех станциях стояли водонапорные башни. В 1936 году советские ученые усовершенствовали систему, и вода требовалась паровозам через 100–170 километров пути, что дало неоспоримые преимущества во время ведения боевых действий.

– 16 октября 1942 года Уральск был включен в зону фронта, – продолжает свой рассказ хранитель музея. – По проекту, в сутки по нашей железной дороге должно было проходить по 12 поездов в одну и другую стороны, а проходило по 24 поезда. Для обеспечения бесперебойного движения работали связисты, которые передавали сообщения с помощью азбуки Морзе. На всем протяжении пути стояли сигнальщики, которые регулировали движение поездов. Днем они использовали красные и желтые флажки, а ночью – керосиновые фонари. Не менее тяжелым был труд обходчиков. На станциях они вычищали буксы от загрязненного мазута и заливали туда чистый, носили при себе 10-литровые масленки.

В то время все пути были залиты мазутом.

На станциях Сайхин, Жанибек и Шунгай (ныне они относятся к РЖД) формировались фронты, дивизии отправлялись по железной дороге к Волге. Фашистские самолеты регулярно бомбили эти станции. Только за сентябрь 1942 года на них было совершено 22 групповых и 12 одиночных налетов, сброшено 538 авиабомб. Железнодорожники защищались – на вагонах устанавливали ракетные орудия, из которых сбивали самолеты.

В таких боях прославился машинист паровозного депо Уральска Покусай. Когда он вел поезд с танками к Сталинграду, его 15 раз атаковали самолеты. Бригада была убита, а тяжело раненный машинист доставил танки к месту назначения. Современные железнодорожники гордятся и подвигом машиниста Завертайло, который отремонтировал неостывшую топку паровоза. По правилам, топка остывает двое суток – только потом в ней можно производить ремонтные работы. Однако военное время диктует свои условия.

С июля по декабрь 1942 года в результате налетов было повреждено более 100 паровозов, погибли 1393 и ранены 1800 железнодорожников. Однако за всю войну западно-казахстанские железнодорожники не допустили ни одной аварии или задержки поезда. С 1 по 19 ноября 1942 года на Сталинградский фронт было переправлено 160 тысяч солдат, 10 тысяч лошадей, 430 танков, 600 орудий, 14 тысяч автомашин.

События Великой Отечественной включают в себя множество подвигов людей, живших в тылу. Уральцы каждый день сдавали по 75 литров крови для раненых. Женщины-железнодорожницы освоили профессии помощника машиниста, слесаря, токаря, кочегара. Работники стальной магистрали были зачинателями сбора средств на постройку танковой колонны в Приуралье. К ним присоединились рабочие, служащие, колхозники. В результате было собрано 110 000 рублей, а область получила Благодарственную телеграмму от Верховного главнокомандующего Иосифа Сталина – копия телеграммы хранится в музее.

– На перекидных стендах музея собраны фотографии практически всех сотрудников уральского отделения железной дороги. Эти ветераны с фото 70–80-х годов доставляли грузы в пекло сталинградских боев, отстреливались от фашистских самолетов, – показывая экспонаты музея, отметила заместитель председателя совета ветеранов-железнодорожников Уральского региона Валентина Надточая.

Большое впечатление на школьников произвели и рассказы участника ВОВ Шолубая, тружеников тыла Разбаевой и Ахметова, которым было по 7–9 лет, когда они уже трудились на Победу. Учитель музыки Айгуль Ескалиева и классный руководитель 4-го класса Маржангул Шафхатова вместе с ребятишками показали небольшой концерт ветеранам, исполнив песни военных лет и прочитав стихи о войне. 

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом