Техническая библиотека в Усть-Каменогорске подготовила выставку ко Дню Победы
Собственный корреспондент по ВКО, г. Усть-Каменогорск
Несмотря на то, что в этом году по Усть-Каменогорску из-за пандемии отменили традиционные массовые мероприятия к празднику Победы в Великой Отечественной войне, железнодорожники Защиты не забыли о своих ветеранах и этой великой дате.
Да, не будет шествия Бессмертного полка, возложения цветов к Мемориалу Славы, а в этих акциях представители ныне бывшего Восточно-Казахстанского отделения грузовых перевозок участвовали ежегодно.
Но в дань уважения к прошлому в Усть-Каменогорске подготовят выставку в технической библиотеке, организуют персональные поздравления участникам войны, оставшимся в живых.
Уже подготовлена экспозиция в музее железной дороги Оскеменского эксплуатационного локомотивного депо, посвященная деятельности станции Защита в годы войны, ее работниках – тех, кто продолжал трудиться и тех, кто был призван на фронт.
Правда, из-за режима чрезвычайного положения в стране музей пока еще не открыт.
– Накануне праздника мы посетим своих ветеранов, состоящих у нас на учете, – рассказал председатель профкома Берикхан Тлеужанов. – Обычно мы приезжаем к каждому персонально, дарим подарки. Ветеранов войны с каждым годом становится все меньше. Те, кто живы, давно отметили 90-летний юбилей. Сейчас у железнодорожников на учете значится два участника войны. Это Анна Пьяненко и Василий Снегур.
Анна Пьяненко в годы войны работала в специальном подразделении Народного Комиссариата путей сообщения – военно-эксплуатационном отделении (ВЭО). Туда она попала из Защитинской дистанции пути, где трудилась до войны. В 1944 году ее в составе ВЭО перебросили на запад. Вместе с другими Анна в составе НКПС расчищала и восстанавливала железнодорожные пути. В послевоенное время продолжила работу на Защитинской дистанции пути, потом – в отделе рабочего снабжения железной дороги.
Василий Снегур участвовал в сражениях с Японией после того, как советские войска победили Германию, потом еще семь лет был на службе в армии. В послевоенное время работал слесарем в вагонном депо, 18 лет был начальником грузового двора станции Защита, откуда вышел на заслуженный отдых.
Биографии этих ветеранов вошли в брошюру «Железнодорожники Защитинского отделения дороги в Великой Отечественной войне», которую выпустили железнодорожники пять лет назад, к 70-летию Победы. Там содержатся сведения и о других фронтовиках, тружениках тыла, которые были на тот момент живы, данные об участии казахстанцев, работников станции Защита в войне.
Материалы для брошюры подготовила главный библиотекарь технической библиотеки станции Оскемен-1 Оксана Дьяконова, а издали ее в нынешнем Техническом центре АО «НК «ҚТЖ». Эта небольшая книжица занимает одно из центральных мест в выставке технической библиотеки на станции Оскемен-1, посвященной Великой Отечественной войне.
Например, здесь можно прочесть о том, что уже 25 июня 1941 года, через три дня после начала войны, в паровозном депо станции Защита были созданы паровозные бригады, подготовлены паровозы для фронтовых перевозок. Железнодорожники один за другим уходили на фронт. С началом войны в Восточном Казахстане началось массовое переобучение женщин и подростков, которые в тылу заменили мужчин на транспорте, курсы медсестер для девушек. На Защите организовали школу фабричнозаводского обучения, где молодежь обучали железнодорожным профессиям. Мужчин – машинистов депо в октябре 1943 года отправили на российские станции Ярославль, Архангельск, Петрозаводск, Ленинград, откуда они водили воинские эшелоны, рискуя жизнями, попадая под бомбежки.
Сплотившись, народ победил в страшной войне, дав пример мужества, стойкости, взаимовыручки. Только так, сообща, можно пережить любую беду. Железнодорожники Защитинского региона помнят об этом.