Причины и меры контроля

Трансформация
15.03.2019, 15:03

В департаменте производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ», проанализировав произошедшие в минувшем году травматические случаи, пришли к выводу, что более 90% из них можно было предотвратить, а также минимизировать тяжесть их последствий. 

В рамках Программы трансформации бизнеса в компании начали переход на новую модель управления производственной безопасностью. Она призвана повысить культуру безопасности, прозрачность отчетности, уровень автоматизации процессов и т. д. Одним из условий внедрения новой модели является подготовка соответствующей нормативной базы, включая документы верхнего и базового уровня. В рамках этой работы утверждены новые стандарты, одним из которых является Поведенческий диалог безопасности (ПДБ).

– Мы считаем, что единственный способ снизить случаи серьезного травматизма – это выявить и взять под контроль все опасные ситуации, которые влекут за собой увеличение травматизма, – говорит менеджер департамента производственной безопасности и экологии АО «НК «ҚТЖ» Гульзипа Орнова.

В целях профилактики

Один из надежных методов исключения этих опасных действий и опасных условий – это проведение эффективного поведенческого диалога безопасности. Говоря о ПДБ, имеются в виду плановые мероприятия. Руководители должны запланировать регулярное наблюдение на рабочих участках, чтобы выявлять опасные ситуации до того, как они приведут к травмам.

При наблюдении необходимо также отмечать и те случаи, когда работники соблюдают требования безопасности, и беседовать с ними об этом. Это будет способствовать стремлению людей работать безопасно.

– Поведенческий диалог безопасности направлен не на предметы, а на людей, на их действия или то, в каких условиях они работают и выполняют производственные задачи. В ходе наблюдения важно выяснить у работника и понять, почему он совершает опасные действия или работает в опасных условиях, – пояснила Гульзипа Ажибаевна. – В ходе ПДБ должны говорить с каждым работником участка. При этом во время диалога по безопасности мы отмечаем сначала положительные моменты и лишь потом говорим о недостатках, которые могут повлиять на него и окружающих. И делается отчет, в котором указываются причины и меры контроля, чтобы в дальнейшем они не повторялись работниками.

При правильном и тактичном проведении система регулярных ПДБ обеспечивает целый ряд положительных результатов: способствует поддержанию стандартов безопасности за счет обеспечения выполнения каждым работником существующих правил и инструкций и путем выявления тех инструкций и правил, которые требуют доработки; позволяет оценить эффективность обучения, показывая, насколько оно улучшило поведение людей на рабочем месте; укрепляет и поощряет безопасное поведение; способствует повышению осознания важности безопасной работы.

– Невозможно разработать инструкции, охватывающие все действия работников, поэтому, если хотим полностью устранить все опасные действия, нам придется рассчитывать на повышение сознательности работников, – уверена Гульзипа Орнова

Как это работает

Поведенческий диалог безопасности представляет собой процесс, основанный на наблюдении за действиями работника во время выполнения им производственного задания, его рабочим местом и последующей беседе. Он является дополнением к существующим видам контроля и применяется в целях профилактики.

Руководители структурных подразделений и дочерних организаций компании проводят тренинги по развитию практических навыков в использовании такого важного инструмента, как поведенческий диалог безопасности.

Во время проведения ПБД наблюдатель не должен отвлекать сотрудника от текущих обязанностей и создавать помехи. Он лишь наблюдает за ним в течение 15–30 минут, а после проводит беседу.

– Однако в тот момент, когда работник совершает опасное действие, лучше ничего не говорить, чтобы не спровоцировать усугубление опасной ситуации. Например, если необходимо окликнуть работника, который работает на высоте, можно испугать его, что может привести к падению с высоты. В таких случаях лучше всего подождать, когда это можно будет сделать безопасно. Как правило, наблюдатели должны действовать немедленно, – говорит Гульзипа Орнова.

Затем, комментируя действия, которые работник выполнял в соответствии с правилами безопасности, необходимо продемонстрировать, что наблюдатель – не полицейский, который пришел, чтобы поймать за нарушения, а вполне искренне заинтересован в безопасности людей и признает хорошую работу.

Наиболее трудная часть по налаживанию контактов заключается в том, чтобы перейти к обсуждению опасной ситуации и перейти к этой части обсуждения двумя путями: комментируя или задавая вопросы.

Преимущество задавания вопросов заключается в том, что они помогают работнику самому подумать и понять, что может случиться в результате его действий. Такой подход показывает, что наблюдатель хочет привлечь его к активной работе по повышению безопасности на рабочем месте.

– При этом одно из главных требований к ПДБ – информация, записанная в карточке наблюдения, не должна применяться для вынесения дисциплинарного взыскания к наблюдаемому, – отметила Гульзипа Орнова. – Об этом проверяющий сразу предупреждает работников, чтобы не возникало недопонимания, и персонал работал в привычной обстановке.

Наблюдая за процессом, наблюдатель старается отметить как можно больше аспектов поведения, при этом он должен записывать только то, что видит воочию, добавляя по мере необходимости свои комментарии. По завершении наблюдения ему необходимо поблагодарить работника и сообщить обо всех безопасных и небезопасных действиях во время работ. Выслушав комментарий работника о причине нарушений, ни в коем случае нельзя критиковать его вслух, тем более при коллегах.

Комментарии в карточках ПБД должны предоставлять наиболее точное описание действий работника, содержать не только детальное описание поведения, но и время, причины тех или иных действий, а также корректирующие меры.

– Эти наблюдения внесут неоценимый вклад в формирование культуры безопасного выполнения работ в АО «НК «ҚТЖ», позволив выявить не только нарушения, вызванные действиями самого работника, но и несоответствия в технологических картах и процессах, – уверена Гульзипа Орнова.

В настоящее время в АО «НК «ҚТЖ» внедряется методика «Поведенческий диалог безопасности» на примере процесса «одиночная смена шпал», которая позволит сократить риск травматизма работников путевого хозяйства и происшествий на производстве.

Роман ЛЮБИМОВ 


Новости
29.11.2024
Глава правительства посетил ЛКЗ и оценил развитие железнодорожного машиностроения
Новости
29.11.2024
Впервые произвели замену стрелочного перевода по узкой колее шириной 1435 мм на станции Достык
Новости
29.11.2024
Развитие инфраструктурных проектов между Казахстаном и Россией обсудили в Уфе
Инфраструктура
29.11.2024
О восстановлении северного парка станции Мойынты рассказали в КТЖ
Новости
29.11.2024
КТЖ: кража материалов пути может привести к сходам поездов, авариям и крушениям подвижного состава
Новости / Архив
29.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №101 от 29 ноября 2024 года
Новости
28.11.2024
Казахстан, Россия и Китай намерены совместно разработать и внедрить инновационные решения в сфере e-commerce
Грузовые перевозки
28.11.2024
Более 1 млн тонн зерна отгрузили в ноябре по сети КТЖ
Регионы
28.11.2024
Турнир по настольному теннису прошел на станции Акадыр Карагандинской области
История железной дороги
28.11.2024
Более тысячи экспонатов хранит музей боевой и трудовой славы в здании вокзала Кокшетау
Регионы
28.11.2024
Мелкое хулиганство совершили четверо мужчин на вокзале Казалы
Новости
28.11.2024
КТЖ и ФинИнвест планируют построить мультимодальный транспортно-логистический центр в Астане
Новости
28.11.2024
Казахстан, Россия и Китай намерены использовать единую цифровую платформу
Новости
28.11.2024
Казахстан и Россия намерены модернизировать железнодорожную инфраструктуру приграничных станций
Новости
28.11.2024
Важность создания за рубежом сети современных мультимодальных центров и «сухих портов» отметил президент Казахстана
Инфраструктура
27.11.2024
Более 250 км железнодорожного полотна капитально отремонтировало ТОО «Теміржол жөндеу»
Регионы
27.11.2024
Меры предотвращения наездов на людей и скот обсудили в Алматинском отделении магистральной сети
Регионы
27.11.2024
Обеспечение безопасности движения проверят в Оскеменском эксплуатационном вагонном депо
Новости
27.11.2024
Более 250 студентов и школьников побывали на экскурсии в Центре оценки и развития персонала железнодорожного транспорта
Новости
27.11.2024
Казахстан намерен увеличить пропускную способность коридора «Север-Юг» до 20 млн тонн