"Нұрлы жол" соединяет континенты

Жаңалықтар
20.05.2016, 09:51
В преддверии профессионального праздика президент АО «НК «Қазақстан темір жолы» преседатель Союза транспортников Казакстана Аскара МАМИН рассказывает о  оразвитии транспортной отраслии интеграции Казахстана в глобальный рынок транспортно-логистических услуг. – По определению НурсултанаНазарбаева, «транспортная инфраструктура – это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества». На сегодня падение спроса и цен на мировых рынках негативно сказывается на нашей экономике. Аскар Узакбаевич, как это отражается на транспортном секторе в целом и деятельности ҚТЖ? Как компания планирует справляться с глобальными вызовами? – Транспортный сектор обслуживает внутренний и международный товарооборот и, как следствие, подвержен влиянию рыночного спроса на продукцию товаропроизводителей. Глобальные экономические и геополитические тенденции непосредственно сказываются на его деятельности. Замедление темпов роста экономики в регионе, ухудшение ценовой конъюнктуры и снижение объемов торговли привели к снижению общего грузооборота транспортной отрасли с 493,2 миллиарда тонно-километров в 2013 году до 487,4 миллиарда тоннок-километров в 2014 году. При этом объемы перевозок выросли на 3,7% и составили 3,6 миллиарда тонн. На уровне 2013 года сохранился грузооборот в трубопроводном транспорте, на 7,4% вырос грузооборот автомобильного транспорта, на 21% уменьшился грузооборот воздушного транспорта и на 6,4% – грузооборот железнодорожного транспорта. При общем снижении грузооборота АО «НК «ҚТЖ» удалось завершить 2014 год с прибылью от операционной деятельности в размере 163,5 миллиарда тенге и чистым доходом, на 73,5% превышающим плановый показатель за счет привлечения дополнительных объемов и увеличения доли коммерческих транзитных грузопотоков, а также сокращения расходов на 56,5 миллиарда тенге и реализации Программы повышения эффективности деятельности группы компаний АО «НК «ҚТЖ» (с экономическим эффектом 39,5 миллиарда тенге). Привлеченный дополнительный объем контейнерных перевозок из Китая в Европу и в обратном направлении в 2014 году позволил увеличить доходы от транзитных перевозок на 13,7% по сравнению с прошлым годом. В результате доля транзитных перевозок в общих доходах компании достигла 25%. Мы ставим задачу довести этот показатель в среднесрочной перспективе до 50%. Тенденция снижения грузооборота сохраняется и в 2015 году. При этом мы продолжаем наращивать объемы грузоперевозок в новых транзитных сообщениях. До конца года мы планируем перевезти 42 тысячи контейнеров в сообщении Китай – Европа – Китай, что почти в 40 раз превосходит уровень 2011 года. Рост объемов в новых сегментах рынка подтверждает правильность реализуемой компанией на протяжении последних лет стратегии развития новых мультимодальных компетенций.             – Вы имеете в виду создание на базе АО «НК «ҚТЖ» транспортно-логистической компании мирового уровня в рамках становления Казахстана международным транзитным хабом и проекта возрождения Шелкового пути? – Именно так. По поручению Главы государства национальная компания «Қазақстантемiржолы» определена транспортно-логистическим оператором проекта с задачей объединения сервисов наземного, морского и авиационного видов транспорта и трансформации в транспортно-логистическую компанию мирового уровня. В связи с чем транспортно-логистические активы, включая морскую портовую и аэропортовую инфраструктуру, транспортно-логистические центры, интегрированы в единый транспортно-логистический холдинг на базе АО «НК «Қазақстантемiржолы». Сегодня компания осуществляет железнодорожные и морские перевозки грузов, оказывает портовые и аэропортовые услуги, услуги логистического оператора и провайдера терминальной инфраструктуры разных видов транспорта. Компания форсированно развивает новые компетенции в партнерстве с ведущими международными операторами, такими как DubaiPortWorld, ZurichAirportInternational и SwissportInternational. Стратегия компании нацелена на рынок транспортно-логистических услуг на евразийском континенте и переориентацию грузопотоков с морского на сухопутные маршруты через территорию Казахстана. Для этого компания формирует международные транспортно-логистические цепочки в альянсе с глобальными и локальными участниками рынка и предлагает интегрированные транспортные услуги, успешно конкурирующие с альтернативными предложениями. Компания приступила к формированию сети терминалов и логистических центров на побережьях Тихого и Индийского океанов, Персидского залива, Балтийского и Черного морей. В 2014 году начал работу первый логистический терминал внешней сети в китайском порту Ляньюньган. Он является основным пунктом консолидации грузопотоков в/из Казахстана и ключевым транзитным портом по перевалке грузов в/из стран Центральной, Юго-Восточной Азии, а также внутренних портов Китая. Проект уже показал свою эффективность: за 6 месяцев 2015 года терминал обеспечил обработку 142 тысяч двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ) и хранение 318 тысяч тонн насыпных грузов, и до конца 2015 года ожидается увеличение объемов грузов до 250 тысяч ДФЭ с последующим двукратным увеличением к 2020 году. Благодаря предложению на рынке услуг транспортировки в регулярных контейнерных поездах, следующих по территории Казахстана со скоростью 1 119 километров в сутки, мы уже укрепляем позиции на рынке транзитных перевозок и успешно конкурируем с глобальными транспортно-логистическими операторами. С приобретением морских сухогрузов освоена компетенция и организованы морские перевозки на Каспии, интегрированные с услугами перевозок грузов железнодорожным транспортом и перевалкой в порту Актау. В планах компании развитие перевозок на морских сегментах транспортных коридоров Восток – Запад и Север – Юг в акваториях Каспийского моря и Индийского океана. Нами развиваются инновационные транспортно-логистические решения в смешанных мультимодальных сообщениях «железная дорога – море» и «железная дорога –авиа» по принципу «одного окна», обладающих оптимальным соотношением «цена-качество» для целевых сегментов рынка. Присутствие в центрах консолидации и дистрибьюции международных грузопотоков и предложение конкурентоспособных транспортных продуктов обеспечивает расширение географии перевозок по ключевым международным коридорам, проходящим через Казахстан из Китая в Россию и Европу, через Каспийское море на Кавказ, Турцию и Южную Европу, через Туркменистан в страны Персидского залива и Индию. – Связаны ли интенсивное развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана в последние годы и планируемые в рамках Новой экономической политики «Нұрлыжол» проекты с реализацией этой стратегии? – Да, с учетом планов по увеличению объемов транзитных перевозок до 1–1,5 миллиона контейнеров в год необходимо соответствующее развитие магистральной и терминальной транспортно-логистической инфраструктуры всех видов транспорта Республики Казахстан и ее интеграция в глобальную сеть. Завершается формирование трансконтинентального автодорожного коридора Западная Европа – Западный Китай. Построены новые железнодорожные линии: Жетыген – Коргас, соединяющая Казахстан вторым железнодорожным пограничным переходом с Китаем, Узень – Болашак, соединяющая железнодорожную сеть Казахстана с железными дорогами Туркменистана и Ирана, Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь, оптимизирующие внутренние и международныемаршруты в направлениях Север – Юг и Восток – Запад. Завершение строительства трех терминалов для перевалки генеральных видов грузов, контейнеров и зерна позволит увеличить объемы перевалки в порту Актау. Стержнем Новой экономической политики Главы государства «Нұрлыжол» является развитие инфраструктуры. В рамках программы «Нұрлыжол» компания реализует такие проекты, как строительство вторых путей на участке Алматы – Шу, возведение линии Боржакты – Ерсай и паромного комплекса в порту Курык, развитие логистического хаба «СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», реконструкция пассажирского терминала Международного аэропорта Астана в преддверии ЭКСПО-2017. В рамках Плана инфраструктурного развития также предусматривается значительный объем работ по развитию сети автомобильных дорог по лучевому принципу из Астаны по основным направлениям: Центр – Восток, Центр – Юг, Запад и Север. В соответствии с планом предусмотрена также реконструкция более 6 тысяч километров автомобильных дорог. Общий объем инвестиций составит 2,5 триллиона тенге. К концу нынешнего года планируется ввести в постоянную эксплуатацию порядка 600 километров автодорог. Отдельной задачей, решаемой в рамках институциональной реформы автодорожной отрасли, является коммерциализация транспортных услуг и внедрение платной системы. На сегодня на платной основе функционирует 211 километров автодорожной сети на участке Астана – Боровое. За 2014 год сборы составили более одного миллиарда тенге. В результате повысилось качество сервиса, за год в три раза снижено количество дорожно-транспортных происшествий. До 2020 года платной системой планируется охватить около 7 тысяч километров автодорог с максимальной интенсивностью движения. До 2020 года планируется создать 260 объектов придорожного сервиса. Координация развития и внедрение национальных стандартов придорожного сервиса будет закреплена за национальным оператором. – Наобщенациональном телемосте с участием Президента РК НурсултанаНазарбаева в июле текущего года в рамках Дня индустриализации состоялся запуск первого в Казахстане транспортно-логистического центра класса «А» в городе Астане. В чем его особенности? – Крупнейший в Центральной Азии транспортно-логистический центр класса «А» в городе Астане предусматривает строгие требования к архитектуре склада, ширине пролетов, высоте стеллажей хранения, температурному режиму, расположению складов по принципу транспортной мультимодальности, плюс строгие требования по безопасности, в том числе и противопожарной. Склады, оборудование, техника – все соответствует высоким мировым стандартам. Автоматизация инфраструктуры сопровождает процесс в режиме реального времени. Система автоматически выдает информацию о заполнении складов: где, какие товары, срок их хранения, когда и кому их отдавать, какие приоритеты при перемещении. Система также подает команды операторам, какие товары переупаковывать, а какие и когда отгружать. ТЛЦ в Астане выдерживает и принцип мультимодальности транспортировок: организована приемка и отгрузка товаров с железнодорожного состава на автомобили и обратно. Пять километров подъездных железнодорожных путей подведены прямо к складу. В нынешнем году планируется запуск подобного ТЛЦ в Шымкенте. В рамках программы «Нұрлыжол» до 2020 года транспортно-логистические центры построят в Актобе, Уральске, Атырау, Актау, Костанае, Павлодаре, Семее по основным транспортным коридорам Казахстана. Таким образом, будет создана цепочка хабов в основных узловых центрах. В Астане планируется сделать узловой хаб центрального региона. Ведется работа по привлечению потенциальных инвесторов для участия в вышеуказанных проектах. – Не так давно Главой государства были объявлены «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» – План нации по вхождению в тридцатку развитых государств в новых исторических условиях. Какие меры будут приняты для реализации поставленных перед компанией задач? – Развитие транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана и формирование глобальных логистических схем с использованием нашей инфраструктуры создало базовые предпосылки для реализации транзитного потенциала. Однако также необходимо сформировать благоприятный «логистический климат», институциональные условия трансконтинентальных перевозок, проходящих через территорию Казахстана. Для этого в рамках «100 конкретных шагов» нами предложены инициативы по совершенствованию правовой базы для смешанных (комбинированных, мультимодальных) перевозок; созданию координационных комитетов (консорциумов) в рамках транзитных коридоров; обеспечению исполнения обязательств Республики Казахстан по реализации решения Евразийской экономической комиссии по предварительному информированию таможенных органов; созданию гибкой тарифной политики в сфере железнодорожных контейнерных перевозок; предоставлению налоговых преференций для судоходных компаний; повышению эффективности деятельности Морской администрации портов. В целом реализация проектов по интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки и созданию мультимодального транспортного коридора для осуществления транзита грузов из Азии в Европу обеспечит следующие мультипликативные эффекты для экономики Казахстана. Во-первых, среднегодовой эффект в приросте ВВП составит до 1%, во-вторых, будет создано порядка 15 тысяч новых рабочих мест логистической компетенции и, в-третьих, транзитные перевозки всеми видами транспорта увеличатся с 18 до 50 миллионов тонн в 2030 году. – Глава государства в рамках 100 шагов объявил о необходимости интеграции двух операторов – ҚТЖ и «Эйр Астана». Каким образом будет реализована синергия двух видов транспорта? – Согласно данным IATA, в 2014 году общий объем грузовых перевозок воздушным транспортом в мире составил 51,3 миллиона тонн, в том числе 19,6% (10 миллионов тонн) приходится на направление Азия – Европа. Транзит груза через воздушное пространство Казахстана (в среднем 23 тысячи грузовых авиарейсов) составляет 1,5 миллиона тонн в год, из которых порядка 90 тысяч тонн обрабатывается в аэропортах страны. При этом практически весь объем чувствительных ко времени транзитных грузов перевозится иностранными грузовыми авиакомпаниями. В связи с чем одним из перспективных логистических решений является мультимодальная перевозка по схеме Rail-Аir через Казахстан. В прошлом году нами уже опробована схема Rail-Air доставки груза из Китая в Европу с обеспечением оптимальной по соотношению цена/срок доставки транспортной услуги. АО «KTZ Express» совместно с компанией Hewlett-Packard, а также логистическими партнерами DB Schenker и авиаоператором KLM осуществлен проект пилотной отправки груза по мультимодальной схеме Rail-Air из Чунцина в Амстердам, используя железнодорожный и авиатранспорт. Для перевозки дорогостоящей электронной техники в проекте были задействованы приобретенные АО «KTZ Express» специализированные 45-футовые контейнеры с климатическим контролем. Реализация данного проекта позволяет увеличить скорость доставки грузов (9 900 километров за 7 дней), а также снизить стоимость транспортировки в сравнении с железнодорожной перевозкой. Целевой задачей ҚТЖ является дальнейшее наращивание объемов перевозок по системе Rail-Air за счет создания слаженного мультимодального решения, наращивания компетенций и приобретения собственного авиапарка. В настоящее время разрабатывается ТЭО по созданию совместного предприятия по осуществлению авиаперевозок. – АО «НК «ҚТЖ» реализует Программу трансформации бизнеса, инициированную АО «ФНБ «Самұрық-Қазына». Что для вас есть трансформация бизнеса и каковы ее первые результаты? – Ориентируясь на лучшую мировую практику, мы осуществляем трансформацию всей организации деятельности (структуры, управленческих, производственных и вспомогательных процессов), культуры через развитие и изменение ценностных установок персонала, технологий и модернизацию производственных активов. При этом операционная модель ҚТЖ предполагает развитие нового быстро растущего бизнеса в сегменте мультимодальных перевозок, опираясь на традиционный железнодорожный бизнес группы компаний ҚТЖ. В сфере грузовых перевозок предусматриваются оптимизация процессов планирования, сбыта, управления трафиком и обслуживания вагоно- и поездопотоков с внедрением автоматизированных систем управления, а также переход от тоннажной к рейсовой модели организации перевозочного процесса, что позволяет предлагать более ценный транспортный продукт с контрактным сроком доставки. Трансформация в пассажирских перевозках включает мероприятия по совершенствованию процессов продажи билетов, расширению полигонов скоростного движения, оптимизации схем составов и оборота вагонов, сокращению непроизводительных расходов. Автоматизация процессов и внедрение ресурсосберегающих технологий также предусматриваются в сфере эксплуатации и обслуживания инфраструктуры и направлены на повышение производительности работ. В рамках трансформации в сфере транспортной логистики компания развивает свои компетенции, дабы соответствовать современным требованиям, предполагающим доступность услуг, безопасность, скорость, качество, индивидуальный подход, и повышать свою конкурентоспособность. В целях обеспечения комплексного охвата в компании создана команда трансформации, состоящая в основном из специалистов АО «НК «ҚТЖ», в проекте участвуют эксперты из фонда «Сам­рук-Казына» и международные консультанты. В рамках трансформации разработаны и утверждены стратегические показатели деятельности АО «НК «ҚТЖ». Это добавленная экономическая стоимость, удовлетворенность клиентов, рейтинг корпоративного управления, транспортная безопасность, рейтинг социальной стабильности и влияние на окружающую среду. – Обеспечение социальных программ, развитие корпоративной культуры, медицинское страхование – немаловажные факторы для сотрудников и степени их удовлетворенности. Как вы оцениваете проводимую в компании социальную политику и исполняет ли АО «НК «ҚТЖ» все обязательства работодателя? – В соответствии с международными принципами корпоративного управления компания руководствуется политикой социальной ответственности перед работниками и обществом в целом. Расходы на реализацию социальных программ по группе компаний в 2014 году составили 11,4 миллиарда тенге. Средства направляются на различные виды материальной помощи работникам, финансирование социальных программ по следующим направлениям: Программа жилищной политики, поддержка молодых специалистов, материальная поддержка многодетным семьям, матерям-одиночкам, пенсионерам и ветеранам, охрана здоровья, программа медицинских поездов, содействие развитию физической культуры и спорта в трудовомколлективе, различные благотворительные акции и проекты. Для привлечения высококвалифицированного персоналаАО «НК «ҚТЖ» обеспечиваетпривлекательные условия для потенциальных и существующих работников, гарантируясоциальную защитуи удовлетворение потребности в профессиональном развитии и личностном росте. В рамках жилищной программы компании с 2008 года нашим сотрудникам предоставлено более 3 000 квартир. Среднемесячная заработная плата работников группы компаний АО «НК «ҚТЖ» с 2008 по 2014 год выросла вдвое: с 70 тысяч до 134 тысяч тенге. Помимо этого, компания уделяет большое внимание медицинской помощи работникам, выделяя охрану здоровья как важнейший аспект социальной политики АО «НК «ҚТЖ». ҚТЖ организованы три медицинских поезда – «СаламаттыҚазақстан», «Жәрдем», «Денсаулық», которые за период работы побывали на 97 станциях. – В настоящее время в холдинге АО «НК «ҚТЖ» сформирован мощный дивизион железнодорожного машиностроения. В Казахстане с нуля создан машиностроительный кластер. Расскажите о перспективах развития этого сектора. – Государство придает первостепенное значение вопросам развития транспортной инфраструктуры и железнодорожного машиностроения. Форсированное формирование транспортно-логистической системы мирового уровня, поддерживающей создание наукоемкой экономики Казахстана, является одним из стратегических направлений по достижению национальной цели по вхождению в тридцатку развитых стран мира. Исторически производство машиностроительной продукции для железнодорожного транспорта стран СНГ развертывалось на территории России и Украины. Высокий уровень физического и морального износа производственных активов компании сформировал значительную потребность в обновлении вырабатывающих свой ресурс подвижного состава и объектов инфраструктуры. Учитывая государственную политику индустриализации и импортозамещения, а также отсталость технологий производителей СНГ, наша компания пошла по пути модернизации активов за счет организации собственного производства. В условиях высоких инвестиционных барьеров по созданию новых машиностроительных производств для частного бизнеса только компании как одному из крупнейших субъектов экономики и потребителю продукции было по силам создание производств машиностроительной продукции. В партнерстве с мировыми лидерами, такими как GeneralElectric, Alstom, Talgo и другими, построены и функционируют заводы по производству грузовых и пассажирских тепловозов, электровозов, вагонов, крупного вагонного литья, технических средств инфраструктуры. Сегодня объем выпуска продукции составляет 200 миллиардов тенге. Отечественными предприятиями осваиваются новые производства, увеличивается локализация производства. Планируется освоение 5 200 наименований железнодорожной продукции и достижение уровня локализации производства к 2017 году не менее 50%. До конца года на актюбинском рельсобалочном заводе будет выпущен первый казахстанский рельс, сертифицированный в соответствии с требованиями технических регламентов евразийского экономического союза. Продукция наших заводов обладает значительным экспортным потенциалом и уже поставляется на рынки Евразийского континента. В то же время в соответствии с Планом комплексной приватизации, разработанным фондом и утвержденным в прошлом году постановлением Правительства РК, в 2018 году производственные предприятия компании подлежат выводу в конкурентную среду путем реализации на торгах. – В последние годы ҚТЖ внедряет скоростные пассажирские поезда, сформированные из вагонов производства«Тулпар-Тальго», значительно сократившие расстояние между городами Казахстана. Налицо улучшение не только скоростных показателей, но и сервиса. Каковы планы по дальнейшему развитию пассажирских перевозок? – В целях повышения качества пассажирских услуг реализуется Программа развития скоростного пассажирского сообщения, результатом которой является сокращение времени в пути следования поездов в среднем в два раза. В настоящее время скоростные пассажирские поезда, составленные из вагонов завода «Тулпар-Тальго», курсируют по восьми маршрутам: Алматы – Петропавловск, Астана – Актобе, Астана – Атырау, Алматы – Атырау, Алматы – Актобе, Алматы – Усть-Каменогорск, Астана – Усть-Каменогорск, Астана – Кызылорда. Продолжена работа по запуску дополнительных составов скоростных поездов. Во втором полугодии 2015 года планируется ввести дополнительные скоростные поезда: Астана – Уральск, Алматы – Актобе, Астана –Усть-Каменогорск. Проводится работа по повышению уровня комфорта и сервиса в поездах дальнего следования и пригородного сообщения. Обновляется подвижной состав, появляются новые маршруты, увеличивается номенклатура фирменных поездов, обеспечиваются условия для проезда лиц с ограниченными возможностями. Активно внедряются современные формы обслуживания пассажиров, продажи билетов через Интернет и терминалы и перевозки по электронному билету. С ноября прошлого года введена система гибкого ценообразования на проезд в скоростных поездах «Тальго» в зависимости от глубины продажи и спроса. Нововведение позволяет привлечь в скоростные поезда дополнительных пассажиров с альтернативных поездов, других видов транспорта, предоставить основной массе пассажиров, в том числе пенсионерам, студентам и другим социальным слоям, возможность покупать более дешевые билеты. – Аскар Узакбаевич, в заключение что бы вы хотели сказать работникам транспортной отрасли накануне праздника? – В День работников транспорта хочу выразить глубокую благодарность за преданность профессии, патриотизм, настойчивость в решении поставленных задач всем коллегам. Своим каждодневным трудом, энергичностью и профессионализмом они вносят достойный вклад в развитие не только отрасли, но и всей экономики Казахстана. Желаю всем успехов в работе, новых профессиональных свершений и крепкого здоровья! Александр ТАРАКАНОВ, «Казахстанская правда»
Жаңалықтар
22.11.2024
ҚТЖ Бескөл депосында дизель отынының ұрланғанын анықтады
Жаңалықтар
22.11.2024
Ақмола бөлімшесі инфрақұрылымды жаңартуды және инновацияларды енгізуді жалғастыруда
Жүк тасымалы
22.11.2024
Қостанай ЖТ бөлімшесі қараша айында 2 359 вагон астық тиеді
ҚТЖ келбеті
22.11.2024
Жол монтерлерінің бір күні
Қауіпсіздік
22.11.2024
Жамбыл өңірінде қыста да қараусыз мал тиылмайды
Аймақтар
22.11.2024
«Syrmaq Fest»: Маңғыстаулық теміржолшы қолөнер көрмесін ұйымдастырды
Қауіпсіздік
22.11.2024
Шымкент станциясында өндіріс жарақатының алдын алу шарасы өтті
Әлеумет
22.11.2024
Күзет қызметкерлеріне көрсетілетін қолдау көп
Жаңалықтар
22.11.2024
Кәсіподақ сарапшылары құзыретін арттырды
Цифрландыру
22.11.2024
ІТ тақырыбына арналған білім сайысы өтті
Жаңалықтар / Мұрағат
22.11.2024
«Қазақстан теміржолшысы» газеті, №99 22 қараша 2024 жыл
Жолаушылар тасымалы
21.11.2024
№42 «Атырау-Алматы» жолаушылар пойызының қозғалысы уақытша тоқтатылады
Жаңалықтар
21.11.2024
Құрық портының түбін тереңдету жұмыстары мерзімінен бұрын аяқталды
Спорт
21.11.2024
Теміржолшылар арасында спартакиада өтті
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ жол диагностикасының инновациялық технологияларын енгізуде
Жаңалықтар
21.11.2024
ҚТЖ Еуропадағы терминалдық желіні кеңейтуде
Жолаушылар тасымалы
20.11.2024
Семейде қаламаңы тасымалында тиімді бағдарлар көбейеді
Жүк тасымалы
20.11.2024
Ақмола бөлімшесі 307 мың тоннадан астам астық тиеді
Жаңалықтар
20.11.2024
Қазақстан көлік-транзит дәліздерін ТМД + форматында дамытпақ
Әлемде
20.11.2024
Қытай – Қырғызстан – Өзбекстан темір жол құрылысы бойынша келіссөздің соңғы сатысы жүріп жатыр