Конкуренция в грузовых железнодорожных перевозках: ҚТЖ представил свое видение

Қазақстан теміржолшысы

На рынке железнодорожных грузовых перевозок нужна конкуренция, но она должна быть справедливой и к ней необходимо подготовиться. Такое мнение выразил заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов в ходе очередного выпуска онлайн эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

На экспертной площадке участники форума впервые публично обсудили вопрос введения в Казахстане конкурентной модели грузовых перевозок. Реагируя на вызовы меняющегося рынка, специалисты АО "НК "ҚТЖ" не первый год работают над Концепцией формирования конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа. Есть определенные результаты, которые необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

- Конкуренция, бесспорно, нужна. Однако к ней надо правильно подготовиться, чтобы от этого процесса все только выиграли. Несомненно, это важно для ҚТЖ, для частных перевозчиков, грузоотправителей, но, прежде всего, это важно для самой отрасли и государства, - считает заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов.
Для создания полноценных условий для конкуренции на рынке АО "НК "ҚТЖ" предлагает на первом этапе сформировать новую методику тарифов использования магистральной железнодорожной сети. Далее подготовить все необходимые нормативы, касающиеся работы отрасли в условиях множественности перевозчиков. После этого необходимо рассмотреть вопрос дерегулирования услуг локомотивной тяги, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества.
- Учитывая важность транзитных перевозок и сохранения конкурентоспособности Казахстана, прежде всего, необходимо законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком, - считает А. Ахметжанов.
Этот вопрос имеет стратегическое значение для страны. Наличие единого оператора на рынке транзитных перевозок в Казахстане выгодно и нашим партнерам в пунктах формирования основных грузовых потоков.
Что касается тарифов, то по его мнению, необходимо провести оценку долгосрочных потребностей отрасли с учетом ее перспектив, планов и установить соответствующий опережающий уровень тарифов, покрывающий все инвестиционные потребности.
В свою очередь, заместитель Председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко считает, что необходим срочный анализ и критерий оценки допущенных к пилоту перевозчиков по признаку частных олигополий. По его словам, сегодня частные перевозчики законно используют созданную рамочную законодательную базу, которую можно очень широко трактовать в собственных интересах.
Ю. Лавриненко, выразил уверенность, что по результатам реализации пилотного проекта развития частных перевозчиков, с точки зрения интересов государства будет целесообразнее ограничить их деятельность только в качестве операторов собственных поездных формирований, обеспечивающих свои технологические потребности перевозок внутри страны, важных для экономики, бюджета республики и компании.
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте
Новости
28.11.2025
КТЖ и Rail Cargo Austria подписали меморандум о развитии интермодальных перевозок по ТМТМ
Новости / Архив
28.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №99 от 28 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
27.11.2025
Почетный железнодорожник Болат Оспанов отметил 75-летие
Регионы
27.11.2025
Около 550 деревьев высадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан» в ВКО
Регионы
27.11.2025
Железнодорожники проводят профориентационные лекции в карагандинских вузах
Инфраструктура
27.11.2025
Модернизация железнодорожной инфраструктуры завершена на обводном пути Арыс-1 – Арыс-2
КТЖ в лицах
27.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Анна Озеранская отметила вековой юбилей
Новости
27.11.2025
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» усиливает меры по охране здоровья и безопасности персонала
Новости
26.11.2025
КТЖ увеличило поставки зерна в Азербайджан в 25 раз
Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши
Новости
25.11.2025
Минтранс доложил о реализации крупных инфраструктурных проектов на Каспии и юге Казахстана
Регионы
25.11.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ провел узловое совещание на станции Балхаш