Конкуренция в грузовых железнодорожных перевозках: ҚТЖ представил свое видение

Қазақстан теміржолшысы

На рынке железнодорожных грузовых перевозок нужна конкуренция, но она должна быть справедливой и к ней необходимо подготовиться. Такое мнение выразил заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов в ходе очередного выпуска онлайн эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

На экспертной площадке участники форума впервые публично обсудили вопрос введения в Казахстане конкурентной модели грузовых перевозок. Реагируя на вызовы меняющегося рынка, специалисты АО "НК "ҚТЖ" не первый год работают над Концепцией формирования конкурентного рынка грузовых железнодорожных перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа. Есть определенные результаты, которые необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

- Конкуренция, бесспорно, нужна. Однако к ней надо правильно подготовиться, чтобы от этого процесса все только выиграли. Несомненно, это важно для ҚТЖ, для частных перевозчиков, грузоотправителей, но, прежде всего, это важно для самой отрасли и государства, - считает заместитель Председателя Правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов.
Для создания полноценных условий для конкуренции на рынке АО "НК "ҚТЖ" предлагает на первом этапе сформировать новую методику тарифов использования магистральной железнодорожной сети. Далее подготовить все необходимые нормативы, касающиеся работы отрасли в условиях множественности перевозчиков. После этого необходимо рассмотреть вопрос дерегулирования услуг локомотивной тяги, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества.
- Учитывая важность транзитных перевозок и сохранения конкурентоспособности Казахстана, прежде всего, необходимо законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком, - считает А. Ахметжанов.
Этот вопрос имеет стратегическое значение для страны. Наличие единого оператора на рынке транзитных перевозок в Казахстане выгодно и нашим партнерам в пунктах формирования основных грузовых потоков.
Что касается тарифов, то по его мнению, необходимо провести оценку долгосрочных потребностей отрасли с учетом ее перспектив, планов и установить соответствующий опережающий уровень тарифов, покрывающий все инвестиционные потребности.
В свою очередь, заместитель Председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко считает, что необходим срочный анализ и критерий оценки допущенных к пилоту перевозчиков по признаку частных олигополий. По его словам, сегодня частные перевозчики законно используют созданную рамочную законодательную базу, которую можно очень широко трактовать в собственных интересах.
Ю. Лавриненко, выразил уверенность, что по результатам реализации пилотного проекта развития частных перевозчиков, с точки зрения интересов государства будет целесообразнее ограничить их деятельность только в качестве операторов собственных поездных формирований, обеспечивающих свои технологические потребности перевозок внутри страны, важных для экономики, бюджета республики и компании.
Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан