Новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети предлагает создать ҚТЖ

Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Вопросы развития конкуренции на рынке грузовых перевозок, тарифы и повышение эффективности железнодорожной отрасли Казахстана обсудили в ходе эксперт-форума «Магистраль», передает Rail-news.kz.

В мероприятии на площадке национальной экспертной информационной платформы TransExpert.kz приняли участие заместитель председателя правления по стратегии и цифровизации АО «НК «ҚТЖ» Ануар Ахметжанов, заместитель главы Комитета транспорта МИИР РК Жанибек Тайжанов, руководство Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS, наблюдательного совета Ассоциации национальных экспедиторов РК и научно-экспертного совета Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций.

– На протяжении ряда последних лет идет активное обсуждение по вопросу введения конкурентной модели грузовых перевозок. С 2018 года частные перевозчики в пилотном режиме получили доступ на этот рынок. Сегодня уже свыше 40 компаний имеют соответствующие лицензии уполномоченного государственного органа, – отметил в своем выступлении Ануар Ахметжанов. – Есть определенные результаты, которые нам необходимо обсуждать, выработать совместные подходы и определить дальнейший план действий.

По его мнению, в условиях наличия единого перевозчика в лице ҚТЖ существующая тарифная сетка позволяла сохранять межотраслевой баланс, региональный экономический баланс и баланс доходов и расходов компании.

– ҚТЖ не против конкуренции, однако необходимы системные меры по выработке конкурентных механизмов в грузовых железнодорожных перевозках, – подчеркнул Анурар Ахметжанов. – Действующая система тарифов была выстроена из понимания, что на рынке действует только один оператор локомотивной тяги, он же и единственный перевозчик груза. В такой системе не было потребности в разных тарифах на разные виды услуг. Было достаточно иметь усредненный тариф, и это при том, что удельные затраты на такие услуги существенно различались.

В результате по итогам 2021 года 66% грузов АО «НК «ҚТЖ» перевезло ниже себестоимости.  Операционные затраты частично покрываются другими видами грузов, включая доходы от транзита. Есть дисбаланс в регулировании услуги предоставления локомотивной тяги и по видам отправок. К примеру, затраты на тепловозную тягу превышают электротягу в 2,5 раза. А по вагонной отправке, которая в основном используется для малого и среднего бизнеса, наблюдаются более высокие затраты нежели маршрутные.

Таким образом, действующая система предоставляет преимущество перевозчикам, оперирующим на кольцевых маршрутах на электрифицированных участках. 

– Мы понимаем, что концентрация на доходных перевозках – это естественно, рыночный выбор частных компаний. При этом нельзя забывать, что помимо доходных перевозок есть нерентабельные, которые зачастую не интересны частным перевозчикам, но имеют большое социально-экономическое значение, – говорит спикер. – ҚТЖ без права выбора осуществляет такие виды перевозок, теряя свою конкурентоспособность в рентабельных секторах. Не думаю, что это свойственно справедливой конкуренции. 

В качестве примера Ануар Ахметжанов привел дочернее предприятие компании АО «Қазтеміртранс», которое по-прежнему вынуждено предоставлять свои полувагоны для социальных грузов по ставке, ниже рыночной и ниже себестоимости. Не привел к качественным изменениям ввод конкуренции и в сегменте пассажирских перевозок.

– Сегодня по любым проблемам пассажирских перевозок, даже если это частный перевозчик, люди обращаются в ҚТЖ. Для них пассажирские поезда – это ҚТЖ, – отмечает зампред по стратегии и цифровизации компании.

Передача подъездных путей и топливных комплексов также привела к увеличению тарифов. Сегмент локомотивной тяги – важный элемент в процессе перевозок, поэтому необходимо заранее просчитать все возможные риски.

– Для создания полноценных условий для конкуренции нужно сформировать новую методику тарифов на услуги магистральной железнодорожной сети, где будет прописано, что будет продавать МЖС и как будет осуществляться доступ. Кроме того, важно подготовить все необходимые положения, касающиеся работ отрасли в условиях множественности перевозчиков. После рассмотреть вопрос дерегулирования услуги по локомотивной тяге, чтобы перевозчики могли работать, используя свои конкурентные преимущества. И только после создания полноценных условий открыть доступ к МЖС, – считает Ануар Ахметжанов.

Вместе с тем нужно законодательно закрепить эксклюзивное право транзитных перевозок за национальным перевозчиком.

Что касается повышения эффективности АО «НК «ҚТЖ» и инфраструктуры, спикер проинформировал, что в рамках программы трансформации уже запущен ряд проектов по повышению эффективности локомотивной тяги, эффективности подвижного состава, инициирована масштабная автоматизация информационных систем и IT-инфраструктуры.

Новости
02.12.2025
Порт Актау получил финансовую поддержку Европейского Союза
Новости / Архив
02.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №100 от 02 декабря 2025 года
Новости
01.12.2025
Железнодорожники обсудили вопросы интеграции охраны труда в бизнес-процессы
Регионы
01.12.2025
«Ұлттық диктант» написали кокшетауские железнодорожники
Новости
01.12.2025
Более 3 700 казахстанцев привлекли к ответственности за нарушения на железной дороге
Регионы
01.12.2025
Внедрение цифровых технологий и экономию топлива обсудили на семинаре в Павлодаре
Регионы
01.12.2025
Месячник «Внимание – тормозное оборудование» выявил дефекты у вагонов в ВЧД-24
Регионы
01.12.2025
Более 1 млн 26 тыс. тонн зерна нового урожая погружено в Костанайском регионе
Пассажирские перевозки
01.12.2025
Нацперевозчик запустил новые вагоны на маршрут Алматы – Новосибирск
Новости
28.11.2025
КТЖ и транспортная полиция усиливают меры безопасности на железнодорожной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
28.11.2025
Более 1,2 тысячи поездов прошли по вторым путям Достык – Мойынты
Новости
28.11.2025
Более 25 компаний стали участниками V Заседания Казахстанско-Швейцарского делового совета
Новости
28.11.2025
В АО «ҚТЖ» провели обучение работе в системе E-Otinish
Новости
28.11.2025
Работники станций Достык и Алтынколь приняли участие в семинаре в КНР
Регионы
28.11.2025
Строительство линии Кызылжар – Мойынты завершат к декабрю 2026 года
Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте
Новости
28.11.2025
КТЖ и Rail Cargo Austria подписали меморандум о развитии интермодальных перевозок по ТМТМ
Новости / Архив
28.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №99 от 28 ноября 2025 года