Маршрут машиниста: безграничные возможности автоматизированной системы презентовали в Астане

Цифровизация
24.11.2023, 11:02
Александр Жабчук
Любовь Ровба

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

Возможности автоматизированной системы «Интегрированной обработки маршрута машиниста» (АС ИОММ) презентовали на инфосессии в Центре трансформации бизнеса национальной компании «ҚТЖ». 

Программный комплекс предназначен для решения задач ввода и обработки информации документов маршрута машиниста, макетовинвентарного, эксплуатируемого и неэксплуатируемого парков, заездов локомотивов с других дорог и казахстанских на дорогу соседних государств. 

В АС ИОММ формируется полный перечень выходной информации (оперативные, статистические отчеты и аналитические справки). Можно получить как ежедневный отчет, так и подбить итоги за месяц и другие периоды. Доступ к выходной информации реализован через web-интерфейс, то есть сайт.

– На сайте АС ИОММ доступно 145 отчетных форм и справок, которые формируются в разрезах депо, отделения ГП, оператора локомотивной тяги, перевозчика и дороги, – сообщила заместитель начальника отдела ПТС филиала АО «НК «КТЖ» – «Главный вычислительный центр» Баршагуль Икебаева. – Ее пользователями являются порядка 600 человек. 

Значение АС ИОММ для железнодорожников Казахстана сложно переоценить. На сегодня это единственная система по работе локомотивных депо, причем она охватывает не только депо, принадлежащие нацкомпании, но и частные. Всего 96 по Казахстану. 

В ней можно посмотреть анализ степени загруженности локомотивов в непоездной работе, расход электроэнергии и топлива по видам работ, что позволяет рациональнее использовать ресурсы. 

Автоматическое формирование выходных форм здесь доступно как для локомотивных депо, так и отделений ГП, ЦЖС, НЖС, экономического блока и других пользователей. Ввод и контрольнорм по топливу и электроэнергии также осуществляется через сайт. 

АС ИОММ включает в себя клиентскую и серверную части. Взаимодействие между ними происходит с использованием механизмов обмена информацией с гарантированной доставкой IBM MQSeries. 

В составе клиентской базы – автоматизированное рабочее место оператора центра оперативно-технического учета, которое обеспечивает ввод и обработку маршрута машиниста в ручном режиме, а также просмотр электронного маршрута машиниста из энергодиспетчерскую связи.

Базовый комплекс АС ИОММ приобретен ҚТЖ у российских разработчиков еще в 2006 году, а в 2007-м введен в постоянную эксплуатацию. На сегодняшний день он не имеет аналогов на других дорогах, так как в рамках развития АС ИОММ произведено четыре этапа модернизации для реализации потребности ҚТЖ. Последняя модификация произведена в 2015 году. 

– Конечными целями внедрения новой технологии является отказ от ручного ввода операторами ЦОТУ бумажной версии маршрута машиниста за счет автоматизированного получения данных из АСУ-ЭДТ в объеме электронного маршрута машиниста, уменьшение влияния человеческого фактора на достоверность и актуальность информации, – рассказала Баршагуль Икебаева. 

Налажено взаимодействие с железными дорогами соседних государств: России, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. Это позволяет получать данные маршрута машиниста по заездам казахстанских локомотивных бригад на чужую железную дорогу и чужих бригад на нашу магистральную сеть.

Благодаря автоматизации обработки маршрута машиниста и интеграции с другими системами:

  • повысилась оперативность и достоверность отчетной информации;
  • улучшено управление тяговыми ресурсами;
  • обеспечен учет и контроль выработки локомотивных бригад;
  • достигнута экономия ресурсов.

В завершение инфосессии участники обсудили основные нюансы работы системы, ее преимущества и перспективы развития, а Баршагуль Икебаева подробно ответила на все возникшие в процессе презентации вопросы.

Новости
10.12.2025
Контейнерный поезд Сиань – Санкт-Петербург проследовал через Казахстан
Новости
09.12.2025
Карту цифровой трансформации транспортной отрасли утвердили в Казахстане
Новости
09.12.2025
Минтранс: объем транзитных грузов достиг 29,4 млн тонн
Новости
09.12.2025
В Минтрансе обсудили меры для бесперебойного экспорта зерновых в страны Центральной Азии
Новости
09.12.2025
Kazlogistics и Деловой центр экономического развития СНГ расширяют сотрудничество в транспортно-логистической сфере
Пассажирские перевозки
09.12.2025
Нацперевозчик предоставит дополнительно 53 тысячи мест в поездах в новогодние праздники
Новости
09.12.2025
Рост контейнерных перевозок по коридору Север – Юг обсудили на заседании КСТП
Новости / Архив
09.12.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №102 от 09 декабря 2025 года
Регионы
08.12.2025
Двухмесячник по безопасности труда проходит в Павлодарском отделении ГП
Новости
08.12.2025
Делегация ҚТЖ представила молодежные инициативы на форуме в Баку
Новости
08.12.2025
Более 1200 столичных школьников и студентов посетили центральный музей КТЖ
Новости
08.12.2025
Новый парк «Б» введен на станции Алтынколь
Новости
08.12.2025
Машинист поезда избежал ДТП на железнодорожном переезде станции Шортанды
Регионы
08.12.2025
Железнодорожный вокзал станции Аркалык отметил полувековой юбилей
Регионы
08.12.2025
Оскеменская и Кумыстауская дистанции пути завершили летние работы
Пассажирские перевозки
08.12.2025
Новые плацкартные вагоны Stadler: первые изображения и ключевые особенности
Новости
08.12.2025
Казахстан и Узбекистан увеличат обмен поездами до 35 пар в сутки
Новости
08.12.2025
Акимат Астаны и КТЖ обсудили стратегию развития транспортной системы столицы
Новости
05.12.2025
Столичные волонтёры ҚТЖ обеспечили 55 ветеранов углём на зимний период
Регионы
05.12.2025
В Карагандинской области модернизируют 14 объектов железнодорожной инфраструктуры