Будет ли дефицит угля в Казахстане?
Собственный корреспондент по Алматинской области
Отопительный сезон в самом разгаре, но никаких предпосылок для дефицита угля в настоящее время нет. В этом убедилось руководство Алматинского отделения грузовых перевозок, посетив угольные базы станций Шамалган, Бурундай и Алматы-1.
За 10 месяцев текущего года общая выгрузка угля составила 56 131 вагон, или 3 872 772 тонны. Уголь в регион поступает с угольных разрезов Шубарколь, Кызылжар, Дегелен и Екибастуз.
Первая остановка заместителя директора Алматинского отделения ГП Абильхана Аныкбаева и начальника отдела логистики и организации перевозок Алматинского отделения ГП Талгата Уркинбаева – станция Шамалган, где насчитывается 8 угольных баз. Уголь здесь разный – от довольно крупного до мелкого сорта.
На тупике ИП «Умаров» ежедневно для бытовых нужд грузят по 25-30 машин угля, цена за одну тонну – 14 000 тенге.
Твердое топливо грузится в машины согласно поданной заявке и доставляется клиенту. Стоит отметить, что погрузка в машины осуществляется бесплатно.
Закупают уголь в основном жители Илийского, Жамбылского и Енбекшиказахского районов, сообщили работники склада. И если раньше перекупщики создавали искусственный ажиотаж, то к настоящему моменту вопрос обеспечения углем уже не стоит так остро. Отчасти повлиял и тот факт, что поселок Шамалган постепенно газифицируется.
На угольные базы ТОО «Шамалган» – «Авто колiк» и ТОО «Шамалган-комiр» уголь приходит из Шубарколя. Он хорошего качества, выделяет больше тепла и оставляет меньше отходов, к тому же считается самым экологичным.
В ИП «Шатенов» запас угля составляет 200 тонн. То же самое можно сказать и в отношении угольных складов на станции Бурундай и Алматы-1.
На станции Шамалган Абильхан Аныкбаев провел совещание с владельцами тупиков, в котором приняли участие представители акимата Жанашамалганского сельского округа. Обсуждая текущую ситуацию, он заверил, что представители местной исполнительной власти вместе с железнодорожниками проведут разъяснительную работу с населением и проконтролируют угольные тупики.
– Уголь на всех базах имеется, с этим проблем не возникает.
Пока еще в регионе держится теплая погода, но с приходом холодов люди начнут закупать уголь, и чтобы не было ажиотажа, нужно умело организовать работу, – отметил во время встречи Абильхан Ильясович.
В Алматинском регионе угольный бум значительно снизился вследствие открытия угольных баз на станциях Шелек, Алтынколь, Таскарасу, Кундызды, Капшагай и в поселке Заречный Илийского района. К примеру, на угольном тупике Алматы-1 ИП «Бадаева» в день отгружают по 20 тонн угля, в запасе имеется 2 300 тонн, и, как отмечают работники склада, бывают такие дни, что вообще нет клиентов. Цена за тонну угля – 15 000 тенге.
В вопросе своевременной поставки угля важную роль играет транспортная составляющая. Работа по улучшению выгрузки вагонов, в том числе вагонов парка ҚТТ, продолжается. Сотрудники отдела логистики и организации погрузки Алматинского отделения грузовых перевозок проводят ежесуточный мониторинг.
– Мы отслеживаем, откуда уголь, то есть станцию погрузки, пункт назначения – грузополучателя, план поставки угля, факт нарастания, остаток угля, – отметил Талгат Уркинбаев.
Осмотр тупиков в Алматинском регионе показал, что дефицита топлива практически нет, на всех базах уголь хорошего качества и в достаточном объеме, так что зимний период пройдет без проблем.