КТЖ: Ключевой фактор безопасности движения — изменение сознания работников

Интервью
27.12.2024, 11:04

Заместитель председателя правления компании «Қазақстан темір жолы» Талгат Алдыбергенов в интервью Rail-news.kz рассказал о вопросах, связанных с безопасностью движения. Он подчеркнул, что в компании придерживаются мнения, что для кардинального улучшения необходимо не только реагировать на последствия нарушений, но и, прежде всего, менять сознание работников.

Для улучшения безопасности движения на железной дороге задействованы все ресурсы компании. Согласно статистике, за 11 месяцев 2024 года на сети КТЖ количество нарушений снизилось на 7%. Всего было зафиксировано свыше 100 нарушений безопасности, и большинство происшествий связано с действиями работников.

«Сложившаяся ситуация во многом зависит от того, как работники воспринимают свою роль в обеспечении безопасности, и, в первую очередь, от их сознания. Важным аспектом самоотверженного труда железнодорожников – это обеспечение безопасности. Человек, который осознает свою ответственность за безопасность на железной дороге, способен предотвратить множество несчастных случаев. Это требует не только соблюдения правил и норм, но и изменения сознания — понимания того, что безопасность является приоритетом, а не второстепенным вопросом. Осознание важности соблюдения норм, внимание к деталям, дисциплина и ответственность — вот те аспекты, которые могут минимизировать риски и снизить количество нарушений», — отметил Талгат Алдыбергенов.

По его словам, в данный момент стратегия изменений направлена не только на улучшение технической базы и повышение уровня контроля, но и на изменение сознания работников, что является долгосрочной задачей как для компании, так и для других отраслей.

Нарушения — результат человеческого фактора

Анализ состояния обеспечения безопасности движения поездов на сети КТЖ за последние пять лет показал, что наибольшее количество нарушений происходит по вине работников с опытом работы менее 5 лет. Среди таких работников виновниками нарушений часто оказываются составители поездов, сигналисты, дежурные по станциям и сортировочным горкам, регулировщики скоростей движения. Это говорит о том, что опыт и квалификация работников напрямую влияют на безопасность.

Как показал анализ, в локомотивном хозяйстве ситуация кардинально отличается. Чаще всего нарушения допускают локомотивные бригады со стажем работы от 6 до 10 лет, что свидетельствует о недостаточной настороженности и дисциплине у более опытных работников. Более бдительны локомотивные бригады в ночное время и при работе в «одно лицо» (когда локомотив управляется одним машинистом). Чаще нарушения происходят в дневное время, что указывает на необходимость пересмотра организации рабочего процесса локомотивных бригад и на проблему отвлечения машинистов и их помощников в пути.

Опыт работы играет ключевую роль, но не гарантирует правильного исполнения нормативно-правовых актов. Все это подтверждает необходимость повышения уровня ответственности работников, а также улучшения координации и самоконтроля, чтобы обеспечить максимальную сосредоточенность на безопасности движения.

Ответственность на всех уровнях

КТЖ продолжает работу по повышению культуры безопасности, улучшению условий труда и обучению своих работников с целью снижения числа инцидентов на железнодорожных путях и повышения надежности всей транспортной системы.

«Мы осознаем, что один из важнейших факторов успеха — это готовность персонала работать на опережение, предугадывать возможные риски и предотвращать их до того, как они перерастут в трагедию. Но для этого необходимо воспитывать дисциплину и постоянно обращать внимание на качество работы. В регионах следует усилить систему подготовки и переподготовки персонала, а также отказаться от формального контроля за выполнением всех норм и регламентов», — говорит Талгат Алдыбергенов.

Департамент безопасности движения КТЖ провел масштабные проверки и аудит системы управления безопасностью движения на железной дороге. Одним из главных выводов по итогам проверок стало выявление нарушений в области правильности проверки знаний на линейном региональном уровне работников, непосредственно связанных с производственным процессом.

Согласно результатам проверок, выявлены несоответствия в управлении документацией и мониторинге процессов безопасности.

«Причины таких нарушений заключаются не только в отсутствии стремления со стороны работников к повышению квалификации и самообразованию, но и в слабой вовлеченности руководителей регионального уровня, которым необходимо пересмотреть подход и отказаться от формализма», — говорят в КТЖ.

Особое внимание в ходе проведенной проверки было уделено вопросам мотивации производственного персонала. В ответ на низкую вовлеченность работников в улучшение уровня безопасности движения был организован видеоконкурс «Раскрой Правила технической эксплуатации (ПТЭ) в новом формате!», целью которого было стимулировать интерес к повышению знаний среди персонала, работающего в сфере обеспечения безопасности движения.

«В рамках конкурса участникам предлагалось представить оригинальные решения по улучшению понимания и соблюдения Правил технической эксплуатации (ПТЭ), которые были разработаны в результате многочисленных системных ошибок, как говорится, «на крови». Итоги первого конкурса были подведены, и победители были определены среди филиалов, активно принимавших участие. Для повышения вовлеченности персонала и улучшения общего уровня знаний по безопасности среди работников железнодорожной отрасли было принято решение продлить конкурс до конца года. Для этого необходимо активнее вовлекать руководство на всех уровнях, чтобы каждый сотрудник осознавал свою роль в обеспечении безопасности и соблюдении строгих стандартов безопасности движения поездов», — отметил заместитель председателя.

Системные меры по предотвращению нарушений

Для предотвращения нарушений в обеспечении безопасности движения ревизорский аппарат КТЖ провел более 9 тысяч проверок, в ходе которых было выявлено более 99 тысяч несоответствий. Были приняты запретные меры, среди которых приостановка эксплуатации локомотивов и вагонов, ограничение скорости на значительных участках железнодорожных путей и закрытие движения на отдельных станционных путях.

Среди наиболее значимых шагов по повышению обеспечения безопасности со стороны компании можно отметить закупку средств малой механизации работ в рамках «Программы по улучшению социально-бытовых условий и повышению уровня организации труда по филиалу КТЖ — «Дирекция магистральной сети» и приобретение современной техники для путевых и восстановительных работ. Это позволит существенно повысить качество работы, улучшить условия труда и безопасность.

Однако изменение сознания работников не ограничивается лишь этим. Важным аспектом является создание системы, в которой безопасность будет ставиться на первое место. На корпоративном сайте КТЖ действует портал «Безопасность прежде всего!», где все работники компании могут принимать участие в разработке и актуализации нормативно-технической документации, касающейся вопросов безопасности движения. Согласно Руководству по системе управления безопасностью движения в АО «НК «КТЖ» и его дочерних предприятиях, осведомленность работников обеспечивается через данный интернет-портал, который служит полноценной открытой коммуникационной интернет-площадкой для обсуждения вопросов развития культуры безопасности и нулевой терпимости к нарушениям безопасности движения.

«Самоотверженный путь человека труда — это не просто работа, а философия жизни, основанная на безопасности, ответственности и стремлении к изменениям.  Изменение сознания человека труда — это процесс, который требует времени и усилий. Он включает в себя осознание ценности своего труда, понимание его влияния на общество и окружающую среду. Человек, который осознает свою роль в большом механизме, начинает принимать более взвешенные решения, стремится к постоянному развитию и улучшению своих навыков. Это не только повышает его профессиональную ценность, но и способствует личностному росту. Казахская пословица гласит: «Жан қиналмай жұмыс бітпес, талап қылмай мұратқа жетпес» («Без усилий работа не завершится, без стараний не достигнешь цели»). Для достижения успеха необходимо прикладывать усилия и трудиться, —  отметил Талгат Алдыбергенов.

В КТЖ уверены, что если изменения в сознании станут неотъемлемой частью мышления железнодорожников, это приведет к значительному снижению нарушений и обеспечит стабильную и безопасную работу железнодорожного транспорта.

Новости
25.06.2025
Председатель Комитета транспорта посетил Атырауский вагоностроительный завод Texol
Новости
25.06.2025
Нурлан Жакупов обсудил дальнейшее сотрудничество с Alstom
Регионы
25.06.2025
О работе машинистов-инструкторов рассказали в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
25.06.2025
Алматинская дистанция пути ведет профилактику наездов на людей и скот
Регионы
25.06.2025
Алматинское отделение железной дороги увеличило объёмы перевозок на 16%
Новости
24.06.2025
Глава государства подчеркнул значение ж/д проектов для транзитного потенциала Казахстана на Совете иностранных инвесторов
Новости
24.06.2025
Президент Казахстана обсудил с руководством Wabtec развитие сотрудничества в железнодорожной отрасли
Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга
Пассажирские перевозки
24.06.2025
Более 240 тысяч пассажиров с особыми потребностями воспользовались поездами КТЖ
Грузовые перевозки
24.06.2025
Морские перевозки в Казахстане выросли на 43,9%
Новости
24.06.2025
Казахстан откроет регулярное паромное сообщение по маршруту Курык – Алят
Грузовые перевозки
24.06.2025
Железнодорожные поставки зерновых грузов в Китай выросли на 46%
Новости / Архив
24.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №48 от 24 июня 2025 года
Новости
23.06.2025
Весенний комиссионный осмотр локомотивов завершился в КТЖ
КТЖ в лицах
23.06.2025
Ведущего инженера Павлодарской базы материально-технического снабжения Елену Райфегерст проводили на пенсию
Спорт
23.06.2025
Около 60 железнодорожников приняли участие в спартакиаде к 50-летию ГВЦ
Пассажирские перевозки
23.06.2025
КТЖ полностью обновит парк пассажирских вагонов к 2030 году
Инфраструктура
23.06.2025
Летняя путевая кампания продолжается в Акмолинском отделении магистральной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане