Правила и возможности досрочного выхода на пенсию в КТЖ

Интервью
09.12.2019, 12:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «ҚТЖ» ввели новую Программу досрочного выхода на пенсию. Об условиях и возможностях программы рассказала управляющий директор по HR (директор по управлению персоналом) АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич.

– Тамила Борисовна, кто из работников ҚТЖ может выйти на пенсию заранее с выплатой компенсации?

– В ҚТЖ принята Программа добровольного раннего выхода на пенсию. Это значит, что работники компании, которым до достижения пенсионного возраста осталось до 5 лет, смогут досрочно расторгнуть трудовые договора по соглашению сторон и получать компенсацию до достижения пенсионного возраста. Участвовать в программе можно по собственному желанию, но при условии, что текущая должность работника или аналогичная по уровню оплаты труда должность будет сокращена.

– Для чего принята данная программа?

– АО «НК «ҚТЖ» сейчас очень активно внедряет новые подходы и технологии. К примеру, мобильный диагностический комплекс (МДК) пришел на смену работы операторов дефектоскопных тележек, которых в компании более 1200 человек. Операторам под силу ежедневно проходить с тележками путь только в 7 километров. А вагоны МДК, которые обеспечивают диагностику пути высокого качества, проходят до 400 километров в день. Имея шесть таких комплексов, мы можем диагностировать всю протяженность магистрали страны дважды за один месяц.

Таким образом, только до конца текущего года перед нами стояла задача оптимизировать работу более 130 операторов дефектоскопных тележек. Из них 89 человек мы трудоустроили на другие вакансии. Это те работники, которые хотят и дальше работать в компании, готовы переобучиться и занять другие должности. Большинство работников мы трудоустроили на позицию монтера пути. При этом, работа монтера пути – это тяжелый физический труд, достаточно сложный для людей предпенсионного возраста. Поэтому для тех работников, которые готовы по своему желанию уйти из компании, была предложена Программа раннего выхода на пенсию. Согласно которой, если работник соответствует всем критериям, комиссия принимает положительное решение, и человек может уйти, получая при этом гарантированные выплаты.

Помимо операторов дефектоскоп ных тележек аналогичная работа была проведена с работниками почтовой корреспонденции, водителями автотранспорта и другими.

– На какую компенсацию может рассчитывать работник?

– Компенсация включает в себя разовую выплату при расторжении трудового договора в размере от одного до четырех должностных окладов в зависимости от стажа работы в отрасли. А также пособие, размер которого рассчитывается по формуле в зависимости от стажа работы, текущего оклада и оставшегося периода до достижения пенсионного возраста. Размер пособия не должен быть менее 70 тысяч тенге и более 200 тысяч. Мы делали примерный расчет для человека с окладом в 130 тысяч тенге. Сумма ежемесячного вознаграждения при условии, что у работника 10 лет стажа работы в ҚТЖ и до пенсии осталось 5 лет, будет составлять около 102 тысяч тенге. Это сумма до налогообложения, на руки он будет получать меньше.

– Сможет ли работник, воспользовавшийся Программой добровольного раннего выхода на пенсию, трудоустроиться в другом месте? 

– У нас есть обязательное условие, которое прописано в программе – должность сокращается, и человек не имеет права еще раз трудоустраиваться в группу компаний ҚТЖ. Но за пределами ҚТЖ он имеет право работать где хочет и кем угодно, получая при этом выплаты от компании.

– Сколько всего работников ҚТЖ могут воспользоваться данной программой? И кого касается программа: работников с линии или центрального аппарата?

– Поскольку волеизъявление об участии в программе исходит от самих работников, сложно предсказать точную цифру. Но уже сейчас мы видим большой интерес к программе. Только в ближайшие 5 лет количество предпенсионников у нас по группе компаний достигнет 20 тысяч человек. При этом, ҚТЖ – социально ориентированная компания, и мы предпринимаем все меры для того, чтобы при добровольном выходе на пенсию человеку было на что жить. Если у него есть большое желание оставаться в компании, то мы делаем все, чтобы трудоустроить его на другую должность. Мы проводим курсы переподготовки, даем возможность получить другую профессию. Каждому работнику предпенсионного возраста мы предлагаем как минимум три варианта решения вопроса – воспользоваться Программой добровольного раннего выхода на пенсию, переподготовку либо высвобождение с выплатой компенсации. А по поводу того, кого касается эта программа, то она предлагается всем и не зависит от того, работник с линии это либо работник центрального аппарата. Единственное, от чего зависит предложение, сокращается ли ваша должность или нет.

– Когда работники, воспользовавшиеся программой, начнут получать гарантированные выплаты?

– С января 2020 года. Сразу хочу отметить еще один нюанс. Некоторые работники хотят получить всю сумму разом, не растягивая на 5 лет. Но для ҚТЖ это большие риски, потому что человек может получить деньги, потратить их сразу и остаться без дохода. Поэтому мы хотим максимально оградить наших работников от таких сложных ситуаций в будущем и предусмотрели в правилах, что даже если компания будет идти на одноразовые выплаты, то только в самых исключительных случаях и только под целевое использование. Комиссия будет принимать решение только по целевому использованию средств, например, на лечение или покупку жилья.

– Смогут ли участники Программы добровольного раннего выхода на пенсию рассчитывать на льготы, которые есть у пенсионеров ҚТЖ?

– Конечно. Ведь если работник предпенсионного возраста становится участником Программы раннего выхода на пенсию, то становится на учет как пенсионер ҚТЖ и сможет пользоваться льготами, которые компания предоставляет своим пенсионерам.

– Благодарю за очень интересную беседу!

Новости
25.04.2025
Три новых железнодорожных вокзала построят в Мангистауской области
Пассажирские перевозки
25.04.2025
Новая функция для просмотра планировки вагона появилась на сайте АО «Пассажирские перевозки»
Новости
25.04.2025
Дноуглубительные работы в порту Актау начнут в июне
Новости
25.04.2025
Развитие железнодорожного машиностроения обсудили на Форуме машиностроителей Казахстана
Регионы
25.04.2025
Весенний комиссионный осмотр продолжается в Павлодарском регионе
Новости
25.04.2025
Казахстан и Таджикистан расширят ж/д сотрудничество
Новости
25.04.2025
Развитие ж/д логистики и инфраструктуры обсудили на конференции АНЭК и КазАПО в Алматы
Новости
25.04.2025
XII Форум машиностроителей Казахстана стартовал в Астане
Новости
25.04.2025
Казахстан и Афганистан достигли договоренностей о строительстве железной дороги Тургунди – Герат
Новости
25.04.2025
Порт Курык и Nostrac подписали меморандум о развитии инфраструктуры
Новости
25.04.2025
Проекты модернизации 16 вокзалов представили акиму Акмолинской области
Новости / Архив
25.04.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №31-32 от 25 апреля 2025 года
Грузовые перевозки
24.04.2025
ALSTOM поставит КТЖ 205 шестиосных электровозов
Регионы
24.04.2025
Память ветерана Великой Отечественной войны Григория Фадеева почтили на станции Кушмурун
Регионы
24.04.2025
Весенний комиссионный осмотр проходит в Акмолинском регионе
Грузовые перевозки
24.04.2025
Рекордное количество поездов проследовало через Хоргос в первом квартале 2025 года
Регионы
24.04.2025
Условный пожар потушили в спецподвижном составе ПЧ-21 на станции Кушмурун
Пассажирские перевозки
23.04.2025
Jibek Joly признан лучшим турпродуктом на выставке KITF
Регионы
23.04.2025
Интернет модернизируют в железнодорожном микрорайоне Защита
Регионы
23.04.2025
В Шелекской дистанции электроснабжения усиливают надёжность и модернизируют оборудование