Правила и возможности досрочного выхода на пенсию в КТЖ

Интервью
09.12.2019, 12:53
Асель Шайхынова

Корреспондент газеты «Қазақстан теміржолшысы»

В АО «НК «ҚТЖ» ввели новую Программу досрочного выхода на пенсию. Об условиях и возможностях программы рассказала управляющий директор по HR (директор по управлению персоналом) АО «НК «ҚТЖ» Тамила Микулич.

– Тамила Борисовна, кто из работников ҚТЖ может выйти на пенсию заранее с выплатой компенсации?

– В ҚТЖ принята Программа добровольного раннего выхода на пенсию. Это значит, что работники компании, которым до достижения пенсионного возраста осталось до 5 лет, смогут досрочно расторгнуть трудовые договора по соглашению сторон и получать компенсацию до достижения пенсионного возраста. Участвовать в программе можно по собственному желанию, но при условии, что текущая должность работника или аналогичная по уровню оплаты труда должность будет сокращена.

– Для чего принята данная программа?

– АО «НК «ҚТЖ» сейчас очень активно внедряет новые подходы и технологии. К примеру, мобильный диагностический комплекс (МДК) пришел на смену работы операторов дефектоскопных тележек, которых в компании более 1200 человек. Операторам под силу ежедневно проходить с тележками путь только в 7 километров. А вагоны МДК, которые обеспечивают диагностику пути высокого качества, проходят до 400 километров в день. Имея шесть таких комплексов, мы можем диагностировать всю протяженность магистрали страны дважды за один месяц.

Таким образом, только до конца текущего года перед нами стояла задача оптимизировать работу более 130 операторов дефектоскопных тележек. Из них 89 человек мы трудоустроили на другие вакансии. Это те работники, которые хотят и дальше работать в компании, готовы переобучиться и занять другие должности. Большинство работников мы трудоустроили на позицию монтера пути. При этом, работа монтера пути – это тяжелый физический труд, достаточно сложный для людей предпенсионного возраста. Поэтому для тех работников, которые готовы по своему желанию уйти из компании, была предложена Программа раннего выхода на пенсию. Согласно которой, если работник соответствует всем критериям, комиссия принимает положительное решение, и человек может уйти, получая при этом гарантированные выплаты.

Помимо операторов дефектоскоп ных тележек аналогичная работа была проведена с работниками почтовой корреспонденции, водителями автотранспорта и другими.

– На какую компенсацию может рассчитывать работник?

– Компенсация включает в себя разовую выплату при расторжении трудового договора в размере от одного до четырех должностных окладов в зависимости от стажа работы в отрасли. А также пособие, размер которого рассчитывается по формуле в зависимости от стажа работы, текущего оклада и оставшегося периода до достижения пенсионного возраста. Размер пособия не должен быть менее 70 тысяч тенге и более 200 тысяч. Мы делали примерный расчет для человека с окладом в 130 тысяч тенге. Сумма ежемесячного вознаграждения при условии, что у работника 10 лет стажа работы в ҚТЖ и до пенсии осталось 5 лет, будет составлять около 102 тысяч тенге. Это сумма до налогообложения, на руки он будет получать меньше.

– Сможет ли работник, воспользовавшийся Программой добровольного раннего выхода на пенсию, трудоустроиться в другом месте? 

– У нас есть обязательное условие, которое прописано в программе – должность сокращается, и человек не имеет права еще раз трудоустраиваться в группу компаний ҚТЖ. Но за пределами ҚТЖ он имеет право работать где хочет и кем угодно, получая при этом выплаты от компании.

– Сколько всего работников ҚТЖ могут воспользоваться данной программой? И кого касается программа: работников с линии или центрального аппарата?

– Поскольку волеизъявление об участии в программе исходит от самих работников, сложно предсказать точную цифру. Но уже сейчас мы видим большой интерес к программе. Только в ближайшие 5 лет количество предпенсионников у нас по группе компаний достигнет 20 тысяч человек. При этом, ҚТЖ – социально ориентированная компания, и мы предпринимаем все меры для того, чтобы при добровольном выходе на пенсию человеку было на что жить. Если у него есть большое желание оставаться в компании, то мы делаем все, чтобы трудоустроить его на другую должность. Мы проводим курсы переподготовки, даем возможность получить другую профессию. Каждому работнику предпенсионного возраста мы предлагаем как минимум три варианта решения вопроса – воспользоваться Программой добровольного раннего выхода на пенсию, переподготовку либо высвобождение с выплатой компенсации. А по поводу того, кого касается эта программа, то она предлагается всем и не зависит от того, работник с линии это либо работник центрального аппарата. Единственное, от чего зависит предложение, сокращается ли ваша должность или нет.

– Когда работники, воспользовавшиеся программой, начнут получать гарантированные выплаты?

– С января 2020 года. Сразу хочу отметить еще один нюанс. Некоторые работники хотят получить всю сумму разом, не растягивая на 5 лет. Но для ҚТЖ это большие риски, потому что человек может получить деньги, потратить их сразу и остаться без дохода. Поэтому мы хотим максимально оградить наших работников от таких сложных ситуаций в будущем и предусмотрели в правилах, что даже если компания будет идти на одноразовые выплаты, то только в самых исключительных случаях и только под целевое использование. Комиссия будет принимать решение только по целевому использованию средств, например, на лечение или покупку жилья.

– Смогут ли участники Программы добровольного раннего выхода на пенсию рассчитывать на льготы, которые есть у пенсионеров ҚТЖ?

– Конечно. Ведь если работник предпенсионного возраста становится участником Программы раннего выхода на пенсию, то становится на учет как пенсионер ҚТЖ и сможет пользоваться льготами, которые компания предоставляет своим пенсионерам.

– Благодарю за очень интересную беседу!

Грузовые перевозки / Цифра недели
31.03.2025
Железнодорожные перевозки грузов за два месяца выросли на 6,6%
Регионы
31.03.2025
К пропуску паводковых вод подготовились уральские железнодорожники
Регионы
31.03.2025
О подготовке пути к пропуску паводковых вод рассказали в Костанайском отделении ГП
Новости
29.03.2025
Сотрудники административного управления КТЖ провели субботник
Грузовые перевозки
29.03.2025
Итоги перевозок обсудили с грузоотправителями в КТЖ
Новости
28.03.2025
Вопросы увеличения транзита обсудили железнодорожники Казахстана и Узбекистана в Алматы
Регионы
28.03.2025
Традиционные казахские обряды представили железнодорожники во время празднования Наурыз мейрамы в Алматы
Регионы
28.03.2025
Железнодорожники отметили Наурыз мейрамы в Костанайском регионе
Новости
28.03.2025
Итоги работы за 2024 год подвели в ТОО «Қамқор Локомотив»
Новости
28.03.2025
KTZ Express и Рейлшип Сервис заключили меморандум
Грузовые перевозки
28.03.2025
Заседание зернового штаба прошло в КТЖ
Пассажирские перевозки
28.03.2025
Пассажирские перевозки и iKOMEK109 подписали меморандум о сотрудничестве
Новости / Архив
28.03.2025
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №22-23 от 28 марта 2025 года
Регионы
27.03.2025
Наурыз мейрамы отпраздновали акмолинские железнодорожники
Регионы
27.03.2025
Конкурс мастеров по войлоку «Сырмақ Time» прошел в Павлодаре
Новости
27.03.2025
Условный пожар потушили на станции Астана
Новости
27.03.2025
Казахстанскую вагоностроительную компанию посетил Олжас Бектенов в Экибастузе
Регионы
27.03.2025
День национальной одежды отметили железнодорожники в Карагандинском регионе
Регионы
27.03.2025
Празднования Наурыз мейрамы прошли в Оскеменском регионе
Регионы
27.03.2025
Пять противоразмывных поездов сформировали железнодорожники в Алматинском регионе