Стратегические инициативы для развития транспортной отрасли Казахстана

Новости
08.12.2021, 09:44

Специалисты Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций (НИИ ТК) по заказу Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» проанализировали состояние рынка грузовых железнодорожных перевозок и сформулировали семь стратегических инициатив для сокращения транспортных издержек и сбалансированного развития отрасли, передает Rail-news.kz. Как отметил  председатель научно-экспертного совета НИИ ТК Эдуард Каплан, проектная команда в текущем году провела комплексное исследование железнодорожного транспорта Казахстана и на основе этого анализа разработала эффективные модели организации перевозочного процесса. Исследователи предлагают проводить изменения на двух уровнях – технологическом и регуляторном. 

– Ситуационные локальные решения проблемных вопросов не приносят желаемых результатов. Мы видим проблемы «брошенных» поездов, простоев, недостаточно качественного обслуживания грузовладельцев, потери экспортеров. Когда мы пытаемся пожарным путем решить те или иные проблемы, попадаем в тупиковую ситуацию. Накопившиеся проблемы носят глубокий системный характер, решать их нужно комплексно и системно, – заявил Эдуард Каплан.

 По его словам, нет особого смысла увеличивать техническую скорость, когда вагон только 20% времени своего оборота находится непосредственно в движении. 

– Надо решать фундаментальные вопросы: совершенствование системы госрегулирования транспортной деятельности, внесение изменений в нормативно-правовую базу, внедрение инновационных логистических технологий, развитие транспортной инфраструктуры, науки и обучения, – говорит Эдуард Каплан.

 Первым шагом к повышению эффективности железнодорожного транспорта, как считают в НИИ ТК, должно стать усиление роли государства в качестве стратегического консультанта. По мнению авторов исследования, в зону ответственности органов власти следует включить долгосрочное планирование, прогнозирование, анализ ситуации и подготовку рекомендаций участникам рынка. Для этого институт предлагает создать специальный информационно-аналитический центр (например, при МИИР РК), который возьмет на себя ежемесячную подготовку аналитических отчетов о состоянии транспортного рынка в Казахстане и подготовку регулярных прогнозов по перспективным сценариям развития. Как заявил Эдуард Каплан, в рамках государственной транспортной стратегии важно делать акцент не только на усиление транзитного потенциала страны, но и на развитие экспорта и импорта, совершенствование внутренней логистики, снижение транспортных издержек. Специалисты считают, что на республиканском уровне важно утвердить методические указания по расчету потребности и регулированию наличия грузовых вагонов в Казахстане. Они нужны, чтобы избежать резких колебаний цен на рынке подвижного состава, отмеченных в последние годы. Исследовательской группой предложено проводить ежегодные стратегические сессии на площадке Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен», на которых государственные органы, железнодорожные администрации, грузовладельцы, транспортно-логистические компании и другие участники перевозочного процесса делились бы своими планами развития для выработки общих стратегических ориентиров. Для развития транспортной отрасли Казахстану также не обойтись без развития инфраструктуры, технологий и модернизации подвижного состава. 

– Для инфраструктуры важна эффективность использования вагонного парка. В этой части мы говорим об ускорении оборота, снижении простоев как под грузовыми операциями, так и на технологических станциях, – говорит президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

 В НИИ ТК пришли к выводу, что основной резерв повышения эффективности использования вагонного парка – снижение простоев вагонов. Также важны увеличение скорости движения и оптимизация порожнего пробега (обратная загрузка). Оборот вагонов можно улучшать двумя способами. Первый – гармонизированное развитие инфраструктуры промышленных предприятий и станций примыкания, второй – внедрение инновационных логистических технологий. По мнению экспертов института, в настоящее время требуется как строительство новых магистральных путей и их модернизация, так и развитие транспортных узлов, включающих инфраструктуру промышленных предприятий и станций примыкания общего пользования. О необходимости модернизации инфраструктуры грузоотправителей/грузополучателей вместе с развитием инфраструктуры железной дороги заявил заместитель генерального директора ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Канат Кобесов. 

– За 2021 год рост контейнерных перевозок составил порядка 46%. Мир меняется, меняются требования, условия погрузки и выгрузки. Территория услуг «последняя миля» тоже требует своего развития и изменений, – подчеркнул он.

Регионы / Спорт
26.07.2024
Турнир по бадминтону среди железнодорожников прошел в Усть-Каменогорске
Спорт
26.07.2024
Футбольное поле для железнодорожников открыли в Таразе
Регионы
26.07.2024
Более 30 экстренных торможений применили машинисты из-за вышедшего на ж/д пути скота в границах Павлодарской дистанции пути
Регионы
26.07.2024
Вопросы перевозок угля обсудили в Усть-Каменогорске
Новости
26.07.2024
Тарифы на парковку у железнодорожного вокзала «Астана» обновят с 5 августа
Новости
26.07.2024
Сотрудничество в сферах транспорта и логистики обсудили вице-премьеры Казахстана и России в Москве
Новости
26.07.2024
Алгоритм погрузки, доставки и выгрузки техники при ЧС поручили разработать Минтрансу
Новости / Архив
26.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №61 от 26 июля 2024 года
Регионы
25.07.2024
Железнодорожники Карагандинской и Акадырской дистанций пути продолжают работы по смене рельсовых опор
Новости
25.07.2024
Развитие сотрудничества в сфере железнодорожного транспорта обсудили страны ЕАЭС
Регионы
25.07.2024
Итоги отгрузки за первое полугодие 2024 года подвели в ВКО
КТЖ в лицах
25.07.2024
«Каждый день уникален и полон вызовов»: Поездной диспетчер рассказал о своей работе
Новости
25.07.2024
Транспортный контроль и лицензирование экспедиторской деятельности обсудили в Минтранспорта
Пассажирские перевозки
24.07.2024
В КТЖ выявили факт провоза безбилетного пассажира в Шымкенте
Регионы
24.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в Алматинском эксплуатационном локомотивном депо
Регионы
24.07.2024
Более 7 тысяч жителей ЗКО обратились к специалистам поезда «Саламатты Қазақстан»
Новости
24.07.2024
Более 600 железнодорожных подъездных путей переданы в доверительное управление АО «Центр транспортного сервиса»
Спорт
24.07.2024
Турнир по настольному теннису приурочили к 100-летию станции Павлодар
Регионы
24.07.2024
Фестиваль КВН прошел на станции Караганда-Сортировочная
Новости
23.07.2024
Повышение эффективности казахстанских морских портов обсудили в Актау