Итоги 2021 года: в Казахстане восстановились международные автогрузоперевозки

Новости
08.02.2022, 17:16
Қазақстан теміржолшысы

В 2021 году полностью восстановился объем перевозок из Казахстана. Об этом свидетельствуют данные международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. При этом ставки на перевозки из страны изменились незначительно, а перевозки в страну существенно подорожали, особенно по направлению Россия – Казахстан.

В 2020 году количество заявок на междугородные перевозки из Казахстана магистральным транспортом сократилось по сравнению с 2019 годом на 30%, что объяснялось ковидными ограничениями и снижением деловой активности из-за локдауна. Но в 2021 году спрос восстановился – число заявок на перевозки выросло на 41%, вернувшись к уровню 2019 года.

При этом цены на перевозки из страны несколько увеличились – в 2021 году в среднем ставки выросли на 10% по сравнению с 2020 годом и на 12% – по сравнению с 2019 годом, достигнув тысячи долларов. В целом этот рост можно назвать соответствующим общему уровню инфляции, и объясняется он преимущественно ростом издержек, в том числе удорожанием топлива. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и внутри страны.

Отметим, что казахстанский рынок в плане динамики цен на автомобильные грузоперевозки можно назвать нетипичным – во время пандемии многие страны, в том числе в ЕАЭС и Украине, столкнулись с ростом спроса, дефицитом дальнобойщиков и, как следствие, резким ростом ставок. Так, по данным ATI.SU, перевозки из Украины подорожали на 17%, из Беларуси — на 34%. В России в 2021 году ставки выросли на 20-25%, а перевозки по России с Дальнего Востока за счет роста китайского импорта подорожали почти в два раза.

Вместе с тем ситуация в других странах сказывается на перевозках в Казахстан. Так, в прошедшем году количество заявок на перевозки сравнению с 2020 годом выросло лишь на 2%, однако ставки существенно увеличились, составив в среднем по году 2,2 тысячи долларов. Здесь, безусловно, сказывается дефицит водителей в других странах, прежде всего в России – именно северный сосед вносит наибольший вклад в ценовое движение на рынке международных перевозок. Также сказались и очереди на китайской границе, хотя их влияние на ставки не стоит переоценивать, поскольку многие грузоотправители на этом направлении в сложившихся условиях перешли на доставку железнодорожным транспортом.

Наблюдаются и другие тенденции в международных перевозках в Казахстан – в марте произошел ценовой всплеск, когда в разгар мирового логистического кризиса, связанного в том числе с аварией в Суэцком канале, ставки достигали 5-6 тысяч долларов за перевозку. Но к лету произошло снижение до 1,3-1,5 тысяч долларов, а затем — новый рост к ноябрю до 2-3 тысяч долларов на фоне доставок предновогодних заказов.

В целом по мнению экспертов ATI.SU, казахстанскому рынку уже в 2022 году предстоит столкнуться с дефицитом водителей-дальнобойщиков, поскольку этот дефицит объясняется фундаментальными причинами – развитием онлайн-ритейла и сервисов внутригородской доставки, куда из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда по всему миру переходят работавшие прежде на дальних перевозках водители. Вместе с тем в силу некоторой обособленности рынка Казахстан должен избежать острого логистического кризиса, в отличие от стран Восточной Европы, откуда дальнобойщики массово переезжают на Запад за более высокими зарплатами.

Новости
22.11.2024
КТЖ выявило хищение дизельного топлива на 16 млн тенге в депо Бесколь
Пассажирские перевозки
22.11.2024
Нацперевозчик объявил о скидках на железнодорожные билеты
Новости
22.11.2024
Железнодорожную инфраструктуру продолжают обновлять в Акмолинском регионе
Регионы
22.11.2024
Обучение первозимников ведут на предприятиях Семейского отделения ГП
Регионы
22.11.2024
Семинар-совещание по технике безопасности провели на станции Балхаш
Новости
22.11.2024
Около сотни руководителей линейного уровня путевого хозяйства прошли обучение в Астане
Новости
22.11.2024
Вопросы в области логистики и инфраструктуры обсудили на СВМДА в Астане
Грузовые перевозки
22.11.2024
Более 160 тысяч тонн зерна погрузили в ноябре в Костанайском отделении ГП
Новости / Архив
22.11.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №99 от 22 ноября 2024 года
Регионы
21.11.2024
Директор специализированного мостового отряда Канат Карбозов стал обладателем «Самұрық-Қазына» акционерлік қоғамының құрметті қызметкері»
Регионы
21.11.2024
Экскурсию для подростков провели на железнодорожных предприятиях станции Илецк
Регионы
21.11.2024
Условный пожар потушили на станции Кушмурун
Новости
21.11.2024
Дноуглубительные работы досрочно завершили в порту Курык
Новости
21.11.2024
Новые инновационные технологии диагностики пути внедряют на железной дороге в Казахстане
Новости
21.11.2024
КТЖ расширит терминальную сеть в Европе
Грузовые перевозки
20.11.2024
Более 307 тыс. тонн зерна погрузили в ноябре в Акмолинском отделении ГП
Новости
20.11.2024
KAZAKH GRAIN & LOGISTIC FORUM 2024 пройдет в Астане
Новости
20.11.2024
Казахстан планирует развивать транспортно-транзитные коридоры в формате СНГ +
Регионы
20.11.2024
О мерах безопасности вблизи железной дороги продолжают напоминать учащимся школ и колледжей в Уральске
Интервью
20.11.2024
Об обеспечении безопасности на железной дороге рассказали ревизоры в ВКО