Итоги 2021 года: в Казахстане восстановились международные автогрузоперевозки

Новости
08.02.2022, 17:16
Қазақстан теміржолшысы

В 2021 году полностью восстановился объем перевозок из Казахстана. Об этом свидетельствуют данные международной Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU. При этом ставки на перевозки из страны изменились незначительно, а перевозки в страну существенно подорожали, особенно по направлению Россия – Казахстан.

В 2020 году количество заявок на междугородные перевозки из Казахстана магистральным транспортом сократилось по сравнению с 2019 годом на 30%, что объяснялось ковидными ограничениями и снижением деловой активности из-за локдауна. Но в 2021 году спрос восстановился – число заявок на перевозки выросло на 41%, вернувшись к уровню 2019 года.

При этом цены на перевозки из страны несколько увеличились – в 2021 году в среднем ставки выросли на 10% по сравнению с 2020 годом и на 12% – по сравнению с 2019 годом, достигнув тысячи долларов. В целом этот рост можно назвать соответствующим общему уровню инфляции, и объясняется он преимущественно ростом издержек, в том числе удорожанием топлива. Приблизительно такая же ситуация наблюдается и внутри страны.

Отметим, что казахстанский рынок в плане динамики цен на автомобильные грузоперевозки можно назвать нетипичным – во время пандемии многие страны, в том числе в ЕАЭС и Украине, столкнулись с ростом спроса, дефицитом дальнобойщиков и, как следствие, резким ростом ставок. Так, по данным ATI.SU, перевозки из Украины подорожали на 17%, из Беларуси — на 34%. В России в 2021 году ставки выросли на 20-25%, а перевозки по России с Дальнего Востока за счет роста китайского импорта подорожали почти в два раза.

Вместе с тем ситуация в других странах сказывается на перевозках в Казахстан. Так, в прошедшем году количество заявок на перевозки сравнению с 2020 годом выросло лишь на 2%, однако ставки существенно увеличились, составив в среднем по году 2,2 тысячи долларов. Здесь, безусловно, сказывается дефицит водителей в других странах, прежде всего в России – именно северный сосед вносит наибольший вклад в ценовое движение на рынке международных перевозок. Также сказались и очереди на китайской границе, хотя их влияние на ставки не стоит переоценивать, поскольку многие грузоотправители на этом направлении в сложившихся условиях перешли на доставку железнодорожным транспортом.

Наблюдаются и другие тенденции в международных перевозках в Казахстан – в марте произошел ценовой всплеск, когда в разгар мирового логистического кризиса, связанного в том числе с аварией в Суэцком канале, ставки достигали 5-6 тысяч долларов за перевозку. Но к лету произошло снижение до 1,3-1,5 тысяч долларов, а затем — новый рост к ноябрю до 2-3 тысяч долларов на фоне доставок предновогодних заказов.

В целом по мнению экспертов ATI.SU, казахстанскому рынку уже в 2022 году предстоит столкнуться с дефицитом водителей-дальнобойщиков, поскольку этот дефицит объясняется фундаментальными причинами – развитием онлайн-ритейла и сервисов внутригородской доставки, куда из-за высоких зарплат и более комфортных условий труда по всему миру переходят работавшие прежде на дальних перевозках водители. Вместе с тем в силу некоторой обособленности рынка Казахстан должен избежать острого логистического кризиса, в отличие от стран Восточной Европы, откуда дальнобойщики массово переезжают на Запад за более высокими зарплатами.

Новости
28.11.2025
Подкомитет по железнодорожному транспорту определил задачи на 2026 год
Регионы
28.11.2025
Прозрачный порядок оформления контейнерных поездов введён в Костанайском регионе
Новости
28.11.2025
Форум инвесторов по Транскаспийскому транспортному коридору и связанности прошел в Ташкенте
Новости
28.11.2025
КТЖ и Rail Cargo Austria подписали меморандум о развитии интермодальных перевозок по ТМТМ
Новости / Архив
28.11.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №99 от 28 ноября 2025 года
КТЖ в лицах
27.11.2025
Почетный железнодорожник Болат Оспанов отметил 75-летие
Регионы
27.11.2025
Около 550 деревьев высадили железнодорожники в рамках акции «Таза Қазақстан» в ВКО
Регионы
27.11.2025
Железнодорожники проводят профориентационные лекции в карагандинских вузах
Инфраструктура
27.11.2025
Модернизация железнодорожной инфраструктуры завершена на обводном пути Арыс-1 – Арыс-2
КТЖ в лицах
27.11.2025
Ветеран железнодорожной отрасли Анна Озеранская отметила вековой юбилей
Новости
27.11.2025
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» усиливает меры по охране здоровья и безопасности персонала
Новости
26.11.2025
КТЖ увеличило поставки зерна в Азербайджан в 25 раз
Регионы
26.11.2025
Безаварийная работа и рост показателей: как ВЧД-25 и ВЧД-26 повышают безопасность движения поездов
Регионы
26.11.2025
Условный пожар потушили на станции Тобол
Новости
26.11.2025
Почти 3 млн тонн зерновых перевезено за последние 2 месяца по железной дороге Казахстана
Новости
26.11.2025
Работники локомотиворемонтного депо Шар провели капитальный ремонт снегоочистителя ФРЭС-2
Новости
26.11.2025
КТЖ приняло участие в заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Баку
Новости
25.11.2025
Казахстан и Туркменистан усилят контейнерные перевозки через порты Актау, Курык и Туркменбаши
Новости
25.11.2025
Минтранс доложил о реализации крупных инфраструктурных проектов на Каспии и юге Казахстана
Регионы
25.11.2025
Корпоративный омбудсмен КТЖ провел узловое совещание на станции Балхаш