Объемы перевозок через морпорт Актау вырастут в пять раз
Морпорт Актау способен переработать до 70 тысяч двадцатифутовых контейнеров (ДФЭ) в год. Это позволяет удовлетворять потребности экспортеров, импортеров и обслуживать транзитный грузопоток. Ожидается, что после обновления парка перегрузочной техники в 2025 году этот показатель вырастет до 100 тысяч ДФЭ в год.
Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), коридора Север - Юг и других направлений может увеличить в среднесрочной перспективе объемы перевозок через порт Актау в пять раз.
Согласно предварительной оценке будущих объемов, проведенной Европейским банком реконструкции и развития, при условии развития транспортных и логистических мощностей, прирост объемов по Каспийскому узлу с 2030 до 2035 годы составит не менее 1 млн ДФЭ контейнеров в год.
Также по оценкам Всемирного банка, для того чтобы повысить привлекательность коридора ТМТМ, необходимо сочетание большей эффективности благодаря более качественной координации, логистике и внедрению цифровых технологий, а также инвестиций в среднесрочной перспективе.
Выполнение этих мер позволит увеличить к 2030 году объем перевозок в три раза до 11 млн тонн. Наибольшая часть объемов транзитных грузов будет приходиться на торговлю между Европой и Казахстаном, а также между Европой и Китаем. При этом около 4 млн тонн будут обусловлены прогнозируемым спросом на контейнерные перевозки.
Интерес к участию в развитии логистических мощностей порта Актау уже сейчас проявляют крупные игроки на мировом рынке транспортной логистики, такие как китайские порты «Lianyungang Port», «Shandong Port Group», логистические платформы «Сухой порт Сианя» и г. Урумчи, «Ренус» (ФРГ), «Abu-Dhabi Ports» (ОАЭ), «PSA International» (Сингапур), «Albayrak Group» (Турция), а также компания «Khave» (Иран). Они рассматривают расширение географии своих перевалочных пунктов в рамках корпоративной сети маршрутов.
Исходя из предварительного анализа текущего состояния, внешних факторов и возможностей, стратегических приоритетов и задач развития транспортно-логистического комплекса республики, морским портом Актау определены главные концептуальные направления развития:
- модернизация и реконструкция существующих портовых мощностей;
- поэтапное расширение портовой инфраструктуры за счет припортовых территорий;
- устранение диспропорций в развитии подъездных железнодорожных и автомобильных путей к морскому порту.
Реализация всех этапов модернизации и развития порта Актау позволит создать развитую инфраструктурную сеть off-dock терминалов (в тылу портовой зоны) под управлением отечественных и зарубежных инвесторов, что доведет пропускную способность морской гавани до 960 тысяч ДФЭ в год.