Секрет успеха Марата Хамзина: любить железную дорогу
Собственный корреспондент по Алматинской области
Время не властно над памятью, даже если за спиной много прожитых десятилетий, вместивших немало событий. Марат Хамзин прошел сложный путь профессионального становления, оставив неизгладимый след в железнодорожной отрасли. 1 февраля ветерану исполняется 80 лет. Он по-прежнему бодр и в курсе всех событий, происходящих на железной дороге.
Бывает, что в юбилей человек оглядывается назад, а вспомнить нечего. А бывает, память не вмещает всего, что было сделано, пройдено, совершено. За свои 80 лет Почетный железнодорожник, ветеран труда Марат Хамзин пережил столько событий, что их с лихвой хватило бы на несколько жизней. В нашем современном обществе есть люди, мыслящие масштабно, наделенные знаниями и практическим жизненным опытом. Именно к таким и относится Марат Хамзин. И какую бы тему в разговоре с этим человеком ни поднять, будь то политика, экономика, философские суждения, социология и даже искусство, Марат Шаймерденович всегда на высоте и возьмет пальму первенства.
На его долю выпало немало испытаний и сложных производственных задач. Ведь работать довелось в самое трудное время – советскую перестройку, период развала СССР и становления суверенной казахстанской железнодорожной отрасли.
Родился он в сельской глубинке, в сотне километров от Актюбинска – в поселке Ново-Алексеевка – в суровую военную зиму 1942 года в многодетной семье.
Жажда знаний, удивительная работоспособность и стремление познать новое, передовое открывали для юноши новые горизонты будущего. После школы Марат поступил в Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта в городе Свердловске. А железную дорогу по-настоящему узнал после окончания четвертого курса, когда проходил производственную практику непосредственно по специальности на тяговой подстанции Парма и дистанции контактной сети. Это было огромным подспорьем для студента в познании своей специальности и умении контактировать с людьми.
Трудовые шаги Марат Хамзин начал в ремонтно-ревизионном цехе Карагандинского энергоучастка электромехаником группы по релейной защите и автоматике. Молодой специалист быстро освоил все схемы тяговой подстанции, оборудования, которое применялось для энергоснабжения на железной дороге. Это были годы созидания, радости и большого удовлетворения от своего труда.
В 1970 году его назначают заместителем начальника Карагандинского энергоучастка, спустя два года – начальником Гурьевского энергоучастка – самого большого отделения дороги по протяженности. Молодому руководителю пришлось серьезно взяться за дело, были разработаны организационно-технические меры по повышению надежности устройств энергоснабжения, разработаны и внедрены графики планово-профилактических мероприятий, началось создание материально-технической базы участка.
Затем были годы работы в должности главного инженера Гурьевского отделения дороги. В 1977 году образовалась Западно-Казахстанская железная дорога, и Марата Шаймерденовича назначают начальником службы электрификации и энергетики новой магистрали, которую он возглавлял в течение 10 лет. С июня 1991 года возглавил Западно-Казахстанскую железную дорогу.
Огромные трудности в связи с развалом Союза – высокий уровень инфляции, разрывы экономических и хозяйственных связей, тотальные неплатежи, отсутствие опыта в рыночной экономике – стали тяжким бременем не только для нашей республики, но и для всех стран бывшего Союза. Тяжелое положение было связано еще и с отсутствием капиталовложений. Промышленность пришла в упадок, массово закрывались предприятия, которые в советское время были гигантами экономики. Резко снизились грузы с сельскохозяйственной продукцией. Но даже в тяжелые девяностые годы кризиса, когда клиентура была неплатежеспособной, железнодорожники продвигали грузы, обеспечивая безопасность движения поездов, железная дорога оставалась на ходу, не прерывала ни на минуту свою деятельность. Одержимость и патриотизм железнодорожников всегда вызывают восторг и уважение. Вопреки всем трудностям коллектив дороги смог завершить модернизацию на участке Актюбинск – Саксаульская – Туркестан, шло интенсивное строительство больниц и дополнительных корпусов по станциям Кандагач, Эмба, Казалинск, Кызыл-Орда, нового диагностического корпуса центральной дорожной больницы. Полным ходом шла модернизация вагонного и локомотивного депо Уральск, Актюбинск, Казалинск, Кызыл-Орда, Гурьев. Устанавливались новые станки и приспособления, диагностическое оборудование, внедрялась новая технология ремонта подвижного состава.
Безусловно, новое время требовало совершенно нового подхода к вопросу учета, информации, контроля и оперативности. Не просто административной хватки, но и предпринимательских задатков. Откуда им было взяться у руководителя советской школы? Учиться приходилось на ходу. Срочно внедрялись компьютеры, новая техника в вычислительном центре, а также новая технология учета по стыкам с другими дорогами. Несомненно, и вычислительная техника нуждалась в более качественных каналах связи, поэтому было принято решение модернизировать устройства связи. Также была проделана серьезная работа в хозяйствах пути, водоснабжении и энергетики. Среди важнейших мероприятий по увеличению пропускной способности дороги заняло развитие сортировочных, участковых и грузовых станций. Было осуществлено строительство кабельных и радиорелейных линий связи, построены дома связи на станциях Актюбинск, Челкар, Саксаульская, Никельтау.
Дополнительные мощности получило локомотивное хозяйство. Построены пункты технического обслуживания в депо Казалинск, Саксаульская, Кандагач, Макат, Мангышлак, Бейнеу, цеха по производству текущего ремонта локомотивов в депо Саксаульская, Шубаркудук.
И на любой должности Марат Хамзин старался быть хорошим управленцем и организатором, пытался создать атмосферу в коллективе, где каждый подчиненный ценил свой труд и уважал коллег.
Неустанный поиск новых и прогрессивных решений, грамотный управленческий подход, феноменальная работоспособность, высокий интеллектуальный потенциал и преданность своему делу – такие качества закрепил в себе Марат Шаймерденович на посту руководителя Западно-Казахстанской магистрали. Несколько лет ветеран проработал в должности представителя президента АО «НК «ҚТЖ» по Южному региону, внеся огромный вклад в развитие железнодорожного транспорта.
Для него железная дорога – его судьба, тот жизненный путь, который бесконечно дорог и притягателен. Еще Великий Лао-цзы сказал: «Мудр только тот человек, который живет не для себя, а для других». И это идеальный ориентир человека, для которого железная дорога стала величиной постоянной.