Казахстанские ветераны-железнодорожники о Нигматжане Исингарине

КТЖ в лицах
01.10.2021, 10:45
Қазақстан теміржолшысы

Ветераны железнодорожной отрасли Казахстана поделились своими воспоминаниями о работе с государственным деятелем Нигматжаном Исингариным и поздравили Почетного железнодорожника с его 80-летним юбилеем, передает Rail-news.kz.

Болатбек ДУЙСЕМАЛИЕВ, председатель центрального Совета ветеранов-железнодорожников, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Я познакомился с Нигматжаном Кабатаевичем Исингариным в 1974 году, когда был переведен из Кызылординского отделения в Управление Казахской железной дороги в Алма-Ату. Он тогда работал начальником технического отдела Казахской железной дороги, а я заместителем начальника оперативно-распорядительного отдела. В тот период по его проектам, под его начинанием шло активное развитие технической работы. Казахская железная дорога была одной из крупнейших в СССР, но у нас не было выхода к морю, и для переработки имеющегося сырья, угля, металлов, нефти, зерна требовалось развитие железной дороги. Сети автодорог было недостаточно. Всю работу по модернизации инфраструктуры на разных должностях вел Нигматжан Исингарин. И дальнейшее развитие отрасли, все стройки и то, что имеем сейчас, во многом тоже было заложено им. Это выдающийся железнодорожник и государственный деятель. В 1990 году он назначил меня главным инженером Шымкентского отделения дороги. Мы занимались электрификацией участка от Арыси до Тюлькубаса, затем велась электрификация от Тюлькубаса до Чу. Нигматжан Кабатаевич мечтал продолжить электрификацию от Алматы до Актогая, электрифицировать бывший Турксиб. Пока этого сделать не удалось, надеюсь, следующие поколения железнодорожников смогут воплотить мечту нашего великого наставника и учителя в жизнь.

Куаныш КОТЫРЕВ, секретарь Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Нигматжан Исингарин – неординарный человек. Меня восхищает его подход к любому делу. Он все делает очень основательно, для него нет мелочей. Нравится его демократичный подход. Я не помню, чтобы он когда-то повышал голос. Всегда разговаривает вкрадчиво, тихо, но при этом все всем ясно. Хочу отметить, что я Нигматжана Кабатаевича знаю не только как выдающегося железнодорожника, руководителя, но и как соседа, хорошего земляка, наставника, как пример для подражания во всем. Мы долгое время, более 10 лет, жили по соседству, он на втором этаже, а я – на первом. Дом был небольшой, на 12 квартир, и все соседи друг друга хорошо знали, очень тесно общались. И могу отметить, что за все эти годы соседства было видно, насколько это простой, открытый и во всем всегда стремящийся помочь окружающим человек. Пользуясь случаем, хочу от души поздравить с 80-летием первого министра транспорта независимого Казахстана, известного государственного деятеля Нигматжана Исингарина и пожелать ему здоровья, процветания, дальнейших побед и свершений!

Бахтарбек ЖУНУСОВ, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– В 1984-1985 годах я был начальником отдела пути Кокшетауского отделения дороги. Тогда там проводилась большая работа – электрификация, прокладывались вторые пути и многое другое. Все это делалось согласно специальной партийной программе по усилению железнодорожных путей на Целинной железной дороге. А Нигматжан Кабатаевич был начальником Целинной железной дороги. Тогда стройка шла очень быстрыми темпами, и все благодаря тому, что он делал такие вещи, которые просто казались невозможными. Мы в самые короткие сроки под его руководством все успевали вовремя и на «отлично». Особенно мне нравилось, как он умеет мотивировать людей. Я помню, что во время любого комиссионного осмотра он всегда при себе имел грамоты, часы. И на любой станции интересовался, кто здесь лучше всех работает. Потом сам беседовал с лучшими работниками, узнавал, как им живется и работается, что тревожит. В конце доставал грамоту, лично подписывал и вручал! Вот она, мотивация! Он очень много времени проводил в командировках, ему нравилось бывать на предприятиях и стройках, узнавать и общаться с людьми, с простыми трудягами.

Марат ХАМЗИН, член Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ»:

– Нигматжан Исингарин оставил огромный след в развитии не только железнодорожного, но и других видов транспорта – авиации, автотранспорта, морского, а также строительстве автодорог, будучи министром транспорта РК. Он внес значительный вклад в становление стальной магистрали в период ее интенсивного строительства и электрификации, запуска на полную мощность Экибастузского и Карагандинского узлов. Отдельно стоит отметить и его вклад в развитие транзитных потоков через Казахстан. Даже после выхода на заслуженный отдых Нигматжан Кабатаевич не переставал трудиться. В своих знаменитых книгах он первым и единственным описал 100-летнюю историю железнодорожной отрасли, ее трудовые династии. Символичным стал момент стыковки железной дороги на казахстанско-китайской границе. Китайцы настаивали, чтобы это произошло на их территории. В то же время они даже не признавали установки казахстанского флага на церемонии открытия международного пограничного перехода. Однако искусство дипломатии, коим владеет Нигматжан Исингарин, его настойчивость, позволили осуществить стыковку именно посередине двух станций – китайской Алашанькоу и казахстанской Дружба (Достык), а главное – убедить китайцев установить именно флаг Казахстана, а не СССР.

Регионы
24.06.2025
Более 30 илецких железнодорожников приняли участие в показательном комиссионном осмотре на станции Цвилинга
Пассажирские перевозки
24.06.2025
Более 240 тысяч пассажиров с особыми потребностями воспользовались поездами КТЖ
Грузовые перевозки
24.06.2025
Морские перевозки в Казахстане выросли на 43,9%
Новости
24.06.2025
Казахстан откроет регулярное паромное сообщение по маршруту Курык – Алят
Грузовые перевозки
24.06.2025
Железнодорожные поставки зерновых грузов в Китай выросли на 46%
Новости / Архив
24.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №48 от 24 июня 2025 года
Новости
23.06.2025
Весенний комиссионный осмотр локомотивов завершился в КТЖ
КТЖ в лицах
23.06.2025
Ведущего инженера Павлодарской базы материально-технического снабжения Елену Райфегерст проводили на пенсию
Спорт
23.06.2025
Около 60 железнодорожников приняли участие в спартакиаде к 50-летию ГВЦ
Пассажирские перевозки
23.06.2025
КТЖ полностью обновит парк пассажирских вагонов к 2030 году
Инфраструктура
23.06.2025
Летняя путевая кампания продолжается в Акмолинском отделении магистральной сети
Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года