История одного паровоза: жизнь легендарного "Лебедя" до появления на станции Павлодар

Камила Олжабаева

Любой памятник обязательно имеет свою историю. Идея украсить станцию Павлодар паровозом возникла в 2018 году. Идейным вдохновителем выступил почетный железнодорожник и почетный гражданин города Аби Саркыншаков.

По рассказам начальника Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмаса Толеубаева, собрали команду энтузиастов и приступили к поиску подходящего паровоза серии «Л», который получил название среди машинистов «Лебедь». Розыск привел в Усть-Каменогорск на станцию «Шемонаиха», где находится база запасов локомотивов, невольный поставщик паровозов – памятников станций ВКО.   

Дело было в феврале. Павлодарцы нашли на базе десяток заброшенных и заснеженных паровозов. Если с искомой серией было все в порядке, то с техническим состоянием – не очень. Наиболее подходящий паровоз имел серьезные неисправности в ходовой части, и от него пришлось отказаться.

Наконец достойный, а главное, транспортабельный экземпляр отыскался в Алматинском депо – из него тоже хотели сделать памятник, поставить на площади вокзала Алматы-1, но не получилось.

Табличка изготовителя указывает, что паровую машину создали в 1955 году. Если взглянуть на детали пристальнее, то можно увидеть: подпорка котла отмечена 1952 годом, вагонная тележка и котел имеют маркировку 1954 год, отдельные колеса изготовлены и в 1953 и в 1954 году, шток поршня отлили в 1939 году, а устройство передней автосцепки – в 1938 году. Возможно, эти детали установили в процессе ремонтов – паровоз эксплуатировался до 70-х годов.

Как поведал машинист-инструктор подменного пункта станции «Шемонаиха» Нурлан Амерханов, паровоз с номером «3993» обслуживал участок Рубцовск – Риддер, возил пассажирские и грузовые составы, а в 1973 году встал на консервацию, в резерв министерства путей сообщения на случай войны.

Паровоз в Алматы скучал без дела до августа 2018 года, когда наконец павлодарцы получили разрешение его забрать. Чтобы подготовить машину к перегону, на базе запаса локомотивов нашли двух последних машинистов паровозов Валерия Подкорытова и Алексея Серохвостова. Их командировали в Алматы. Мастера своего дела умели управлять паровозом, знали, какие смазочные материалы применять, где и как смазывать ходовую часть, однако о перегоне локомотива своим ходом не шло даже речи.

Как рассказывает Валерий Подкорытов, транспортировали «Лебедя» «бронепоездом» – сцепкой между двух тепловозов: первый тянул, второй страховал, так как паровоз шел без тормозов. Шли под статусом «ремонтного», поэтому диспетчера вперед них сначала пропускали пассажирские и грузовые составы. 

С учетом почтенного возраста паровоза (63 года) добирались до Павлодара две недели. Ехали со скоростью 25 км/ч, а по стрелкам не более 5 км/ч.  От высокой скорости колеса могли перегреться и заклинить. На станциях машинисты проверяли состоянии колесного хозяйства, тщательно смазывая узловые детали.

Когда паровая машина приехала в Павлодар и попала в руки ремонтной бригады, там сумели оценить масштаб будущей работы. По воспоминаниям ремонтника, по совместительству помощника машиниста электровоза Павлодарского филиала КТЖ «Грузовые перевозки» Жаната Сеитова, паровоз пребывал в плачевном состоянии: обшивка парового котла прохудилась, осыпалась, местами из него торчала стекловата, пол в будке машиниста прогнил, медные парорабочие трубы, воздухопроводы, стекла, тяговое дышло и много других деталей отсутствовали.

Реконструкция растянулась на три месяца. За это время залатали дыры, заново затянули днище котла. Сохраняя общий вид локомотива, оставили часть крупных агрегатов и силовых узлов, пескопроводы, поддувало – а все остальное убрали за ненадобностью.

Варили швы, листы затягивали болтами, так что при внимательном рассмотрении можно увидеть, как ряды заклепок перемежаются с гайками. Очистили слоями спекшиеся масло и золу, вычистили котел, перестелили пол в кабине, вставили стекла, вырезали из металла порядковый номер и аббревиатуру КЗХ – «Казахстан». Искали по станциям всей страны и нашли в оригинале буферные фонари. За крупными деталями снова обратились за помощью на базу запаса локомотивов.

Когда-то на панели управления находились краники, вентили, инжекторы, паровой и тормозной манометры, углеподатчик и много еще чего. По итогу оставили, но заварили топку и чудом сохранившийся рычаг.

Идея посадить в кабину манекены в форме железнодорожников так идеей и осталась. Когда все собрали, паровоз покрасили в заводские цвета: корпус в черный, колеса и звезду в красный, поручни – они же выполняли роль габаритов – в белый.

Пока в депо приводили паровоз в божеский вид, в кабинете решали – куда его поставить. Изначально хотели поднять его на постамент на привокзальной площади, подыскали место рядом с часами, но вышло то же самое, что и у алматинских железнодорожников – возникли непреодолимые земельные вопросы, и от этой идеи пришлось отказаться.

Тогда решили устанавливать его на станции, на перроне. Подготовили постамент с рельсами: ходил по рельсам и пускай покоится на рельсах. Установку произвели в мае 2019 года с помощью единственного в городе крана грузоподъемностью 300 тонн: сам паровоз весил 65 тонн, а тендер еще 33 тонны. Кто видел памятник, может представить, чего стоило опустить железную махину точно на рельсы.

Как рассказывает начальник Павлодарского эксплуатационного локомотива депо Алмас Толеубаев, сейчас появилась новая идея: установить рядом с паровозом чудом сохранившийся насос для воды – создать дополнительный антураж того легендарного времени. Возможно, идею удастся воплотить в следующем году, когда будет ровно 100 лет Павлодарскому эксплуатационному депо, чьи стены помнят первые и последние паровозы города.

Автор Константин Шелков 

Грузовые перевозки / Цифра недели
20.06.2025
Объем перевозок казахстанского зерна вырос на 54%
Инфраструктура
20.06.2025
Около 400 км железных дорог отремонтировано в Казахстане
Регионы
20.06.2025
Дополнительный скоростной поезд запущен по маршруту Караганда – Балхаш
Регионы
20.06.2025
Работы по модернизации железнодорожного вокзала начались в Усть-Каменогорске
Новости
20.06.2025
Казахстанский транспортно-логистический форум-2025 прошел в Алматы
Пассажирские перевозки
20.06.2025
Необходимые условия созданы для комфорта пассажиров на вокзалах в направлении Алаколя
Новости / Архив
20.06.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №47 от 20 июня 2025 года
Регионы
19.06.2025
Пожарно-тактические учения прошли в Мангистауском отделении магистральной сети
Новости
19.06.2025
Около тысячи пассажиров получили первую помощь в поездах КТЖ за три года
Новости
19.06.2025
Касым-Жомарт Токаев посетил завод Stadler Kazakhstan
Грузовые перевозки
19.06.2025
Около 15 тысяч тонн пшеницы экспортирует Казахстан во Вьетнам
Регионы
19.06.2025
Воспитанники детского дома побывали на экскурсии на станции Павлодар
Пассажирские перевозки
19.06.2025
Новый электропоезд выйдет на маршрут «Астана – Курорт Бурабай» к началу июля
Пассажирские перевозки
18.06.2025
Около 240 тысяч пассажиров планируется перевезти железнодорожным транспортом этим летом на Алаколь
Новости
18.06.2025
Меморандум по углублению сотрудничества по ж/д экспрессам «Китай – Центральная Азия – Европа» подписан на саммите «Китай – Центральная Азия»
Регионы
18.06.2025
Итоги двухмесячника «Руководитель — гарант безопасности» подвели на станции Алматы-1
Новости
18.06.2025
Железнодорожники проводят противопожарные рейды в Карагандинском регионе
Новости
17.06.2025
Казахстан предложил Китаю создать совместный грузовой терминал в порту Курык
Новости
17.06.2025
Жумангарин: через Казахстан проходит более 80% наземных грузов из Китая в Европу
Грузовые перевозки
17.06.2025
Казахстан стал главным поставщиком зерна в Азербайджан