Народная стройка: история Турксиба

Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

Многое вместила история Турксиба – стройки, ставшей поистине всенародной. Магистраль прокладывалась в чрезвычайно тяжелой для строителей местности. Во многих местах путь преграждался горами, оврагами, безводными степями и реками. Летом люди неутомимо работали при жаре до 50 градусов, зима же встречала строителей снежными бурями и заносами.

Было привлечено до 40 тысяч рабочих и инженерно-технических работников. Только на постройке моста через реку Иртыш работали в три смены 850 человек. Здесь получили известность ударники-строители, грабари, укладчики, взрывники. Люди работали, не считаясь с трудностями. Приходилось жить в бараках, терпеть неустроенность быта. Основным помощником грабарей были конь и лопата. Это потом уже пришло чудо техники – экскаватор, а на смену верблюдам – первые грузовые машины.

«Кончилась легенда о страшных «кара айгирах» и «шайтанарбе», черных жеребцах и дьявольских телегах, так казахи называли паровоз и вагоны. Годы строительства Турксиба сделали свое дело. Слова «паровоз» и «автомобиль» вошли в лексикон аульного населения», писала газета «Правда».

В первые годы эксплуатации Турксиб испытывал недостаток грузов для пе ревозки. Это происходило, прежде всего, из-за неготовности лесного хозяйства Сибири к развертыванию лесоразработок. Чтобы привлечь грузы, в мае 1932 года принято специальное решение Правительства о сдаче грузов на Турксиб. Магистраль, связав рельсовым путем Сибирь со Средней Азией через Казахстан, завершила экономическую связь этих районов.

В этом ее главное значение. В ближайших к магистрали ранее пустынных районах, таких, как западные отроги Джунгарского Алатау, район станции Уштобе, развивалось сельское хозяйство и животноводство. Вдоль магистрали выросли многочисленные крупные населенные пункты с развитой промышленностью и культурой. Среди них Жана-Семей, Чарская, Лепсы, Уштобе, Талды-Курган, Илийск и Чу. Далеко шагнуло вперед культурное развитие населения региона – кочевой быт сменился оседлым. Неизмеримо увеличивалось значение таких экономических и культурных центров, как Алма-Ата, Фрунзе, Джамбул, Семипалатинск. На всем протяжении от Семипалатинска до Арыси Турксиб начал «обрастать» подъездными путями и ветвями, которые играли значительную роль в народном хозяйстве страны.

Ветвь от Чимкента до Ленгера вела к углю, Талды-Курган – Текели – к полиметаллическим месторождениям. Коскудукская узкоколейка притяжением 130 километров построена для вывозки саксаула. Благодаря Турксибу важное значение приобрели такие центры, как Чимкент, возле которого возникла и развивалась промышленность (в частности, был построен свинцовый завод), Джамбул со своим красавцем сахарным заводом, Жана-Семей – с крупнейшим шпалопропиточным и комбикормовым заводами и мясокомбинатом. Трудными были рельсы Турксиба.

Вся страна следила за ходом крупнейшей стройки. Газеты день за днем рассказывали об этом. «Все, что мешает строительству – сметем в сторону!» – призывали газетные заголовки.

В этих и других броских призывных словах жило само время, горячее, героическое и незабываемое.

Многих замечательных людей вырастил Турксиб. Имя начальника стройки Владимира Шатова вошло в Большую Советскую энциклопедию. Руководитель стройки, он одновременно был организатором и воспитателем. После Турксиба строил дорогу Москва – Донбасс, был заместителем наркома путей сообщения и начальником строительства железных дорог. Особая заслуга в строительстве магистрали – инженера-путейца Мухамеджана Тынышпаева. Дорожный мастер Аблахат Култанов, сын батрака, впервые увидевший на Турксибе паровоз, стал машинистом. Подружился «с черным жеребенком», как называли первые паровозы казахи.


Строители Турксиба преодолевали степи, пустыни и бурные реки, они уложили 180 тысяч кубометров каменной, бетонной и железобетонной кладки, «перелопатили» вручную и машинами 23 миллиона кубометров земли для подготовки будущей магистрали. На их пути, словно гранитный страж степей, стоял Чокпарский перевал. Вот несколько строк из печати: «Строители шли на перевал как на неприступную крепость. В скважины закладывался аммонал, поджигался шнур.

Огромные камни, весом до 50 килограммов, с силой пушечного ядра пролетали расстояние 200 метров. Крепость, созданная самой природой, не хотела покоряться. Чтобы победить Чокпар, строителям пришлось пробурить около 5 тысяч скважин, заложить в них 4 тонны аммонала. После каждого взрыва в гранитной породе обнажались неровные пики и зубья. Приходилось делать новые «подбурки» и еще раз взрывать»... 

Новости
29.10.2025
Представители правительства США посетили локомотивосборочный завод в Астане
Новости
29.10.2025
Глава КТЖ наградил футбольную команду – победителя Международного корпоративного кубка
Новости
29.10.2025
Мультимодальный маршрут связал Пекин и Алматы
Спорт
29.10.2025
Забег среди железнодорожников прошёл в Кокшетау
Спорт
29.10.2025
Турнир по настольному теннису среди железнодорожников прошёл на станции Акадыр
Спорт
29.10.2025
Турнир по дартсу провели ко Дню Республики в Уральске
Новости
28.10.2025
Семинар по искусственному интеллекту прошёл в КТЖ
Инфраструктура
28.10.2025
Более 11 тысяч километров железнодорожных линий обновят до 2029 года
Регионы
28.10.2025
Отдел первой линии поддержки проводил на пенсию ведущего инженера Флюру Колузаеву
Регионы
28.10.2025
Историю профсоюза железнодорожников собрали в одном фотоальбоме в Усть-Каменогорске
Новости
28.10.2025
Внутренние тренеры КТЖ прошли тренинг по применению ИИ в работе
Регионы
28.10.2025
Железнодорожный подъездной путь к аэропорту «Сары-Арка» построят в Караганде
Пассажирские перевозки
27.10.2025
Прямое железнодорожное сообщение возобновили между Алматы и Москвой
Новости
25.10.2025
В «КТЖ-Грузовые перевозки» наградили работников ко Дню Республики
Регионы
24.10.2025
Условный пожар потушили на станции Оскемен-1
Новости
24.10.2025
Искусственный интеллект в КТЖ — новый уровень управления железной дорогой
Регионы
24.10.2025
Работники локомотивного хозяйства приступили к обучению в рамках Корпоративной программы развития
Регионы
24.10.2025
Алматинское отделение магистральной сети завершает подготовку к зиме
Новости
24.10.2025
Около 60 студентов колледжа побывали на экскурсии в Центральном музее КТЖ
Новости / Архив
24.10.2025
Газета Қазақстан теміржолшысы, №88-89 от 24 октября 2025 года