По страницам истории отраслевой печати

Елена Колдасбаева

Собственный корреспондент по Алматинской области

28 июня в Казахстане отмечают День работников средств массовой информации. В профессиональный праздник вспоминаем яркие страницы истории отраслевой печати, от пристального ока которой не ускользало ни одно событие железной дороги Казахстана. За свою 90-летнию историю газета «Қазақстан теміржолшысы» не раз меняла название, дизайн и объем, неизменно оставаясь самым надежным источником ин- формации для многотысячного коллектива железнодорожников. Ее судьба тесно связана с развитием стальной магистрали Казахстана. Сегодня мы расскажем о важном периоде, когда на страницах издания освещались первые шаги новой дороги – Целинной. Приказом министра путей сообщения СССР от 18 апреля 1977 года границы дороги были определены по станциям Мойынты, Тобол, Пресногорьковская, Талшик и блокпост 7-й километр. В составе дороги было пять отделений: Карагандинское, Кокчетавское, Кустанайское, Павлодарское и Целиноградское. Она охватывала семь областей Казахстана. Начальником дороги был назначен Ербай Буранбаев. Пожелтевшие от времени номера отраслевой газеты конца 70-х годов прошлого столетия отличают интересные рубрики, статьи и зарисовки об успехах Целинной железной дороги. Корреспонденты того времени старалась разнообразить газету материалами из всех регионов республики, не оставляя без внимания ни одной новости. Листая архив минувших лет, мы находим информацию о колоссальных результатах коллектива Целинной желез- ной дороги в первый год ее существования. По сравнению с 1976 годом, в 1977-м было отправлено на 11 миллионов тонн больше грузов. Отгрузка угля увеличилась почти на 4,5 миллиона тонн. Целинной дороге тогда предстояло обслуживать самую важную отрасль тяжелой индустрии республики – цветную металлургию. Ее главные центры в Джезказганской области: Балхашский и Джезказганский горнометаллургические комбинаты, рудники и обогатительные фабрики. Велико значение магистра- ли и для сельского хозяйства республики. Ведь целина – это хлеб, миллионы тонн зерна, которые надо перевозить в весьма короткую и капризную в этих краях страдную пору. Учитывая климатические особенности Северного Казахстана, сельскохозяйственные грузы в течение 1,5-2 месяцев становились предметом особой заботы всех партийных советских и хозяйственных органов. И эти моменты широко ос- вещались в печати. В газету стекалась информация со всех точек республики. Журналисты работали в тесном контакте с профсоюзными, комсомольскими и партийными органами и достоверно освещали трудовые будни Целинной железной дороги – мощного гиганта, обслуживающего топлив- но-энергетический комплекс, локомотива экономики. За один только год на Целинной дороге было оборудовано автоблокировкой 443 километра и электрической централизацией 308 стрелок на грузонапряженных участках. Кроме того, началось строительство железнодорожной линии Кустанай – Ново-Урицкое и электрификация участка Целиноград – Экибастуз. По Целинной железной дороге осуществлялась перевозка 70% всех народно- хозяйственных грузов, в том числе весь добываемый уголь, железная руда, 65% выращиваемого зерна, значительное количество металла, строительных, нефтеналивных и других грузов. Дальнейшее развитие получило путевое и энергетическое хозяйство. Интенсивно внедрялись современные средства автоматики, теле- механики и связи. В 1981 году Целинная дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени. …В других выпусках читаем об успешном применении вычислительной техники (от ЭВМ «Минск-32» до машин ЕС-1066) с 1975 года, организации Целиноградского ВЦ. На дороге тогда впервые была создана локальная вычислительная сеть из четырех ЭВМ, позволяющая реализовать новую маршрутную технологию перевозок с использованием электронной дорожной ведомости. С 1988-го применялись персональные ЭВМ. Высокая техническая оснащенность способствовала успешному удовлетворению потребностей народного хозяйства в перевозках грузов и пассажиров. Грузонапряженность дороги составляла 39,3 миллиона тонно-километров. Большинство грузов (до 70%) отправляется маршрутами. Угольные маршруты формировались в тяжеловесные поезда до 9 000 тонн. Уз- наем и о рекордном на тот момент маршруте – состав из 194 вагонов доставил из Экибастуза в Тобол 18 133 тонны угля (1983 г.). В конце 80-х-начале 90-х годов ХХ века на дороге действовал договор о трудовом содружестве железнодорожников, угольщиков и энергетиков Казахстана, Урала и Сибири, способствовавший организации ритмичной поставки и созданию запасов топлива на электростанциях, также организованы перевозки угля кольцевыми маршрутами. Все эти материалы успешно публиковались в печати, обсуждались на заседаниях Дорпрофсожа и партийного актива. В 1997 году образовалось РГП «ҚТЖ», и три ранее самостоятельные дорожные газеты – «Новь Турксиба», «Батыс жол» и «Целинная магистраль» – были объединены в единую центральную отраслевую газету «Қазақстан темiржолшысы», очередной выпуск которой вы держите в руках.

Грузовые перевозки
22.07.2024
АО "Кедентранссервис" заключило договор с Hamburger Hafen аnd Logistik AG
Грузовые перевозки
22.07.2024
Более тысячи тонн керамической плитки отправили в Казахстан по МТК «Север-Юг»
Новости
22.07.2024
Глава KAZLOGISTICS посетил порты Актау и Курык
Грузовые перевозки
22.07.2024
Условия нахождения и использования транспортных средств международной перевозки установили на таможенной территории ЕАЭС
Новости
22.07.2024
Казахстан прорабатывает экспорт пшеницы через Бейнеуский терминал в Афганистан и Пакистан
Новости
22.07.2024
Строительство новой железнодорожной магистрали обсуждают Казахстан, Туркменистан и Афганистан
Новости
22.07.2024
Пропускную способность восточного направления транспортного коридора «Север-Юг» через Казахстан увеличат до 10 млн тонн в год
Пассажирские перевозки
22.07.2024
Оформленный в честь 125-летия Каныша Сатпаева поезд отправился со станции Нұрлы жол в Жезказган
Новости
19.07.2024
Самрук-Қазына: Около 330 млрд тенге недополучило КТЖ из-за субсидирования грузоперевозок
Новости
19.07.2024
Казахстан намерен продолжить активное участие в развитии Восточной ветки Север-Юг - Карабаев
Новости
19.07.2024
Общий трудовой стаж династии железнодорожников из Алматы достиг 820 лет
Новости
19.07.2024
Цифровые тенге направили на строительство участка железной дороги «Достык-Мойынты»
Новости
19.07.2024
Новые маневровые тепловозы прибыли в эксплуатационное локомотивное депо Жана-Есиль
Грузовые перевозки
19.07.2024
Более 2 млн тонн зерна планируют экспортировать из Казахстана в Китай
Новости / Архив
19.07.2024
Газета «Қазақстан теміржолшысы», №59 от 19 июля 2024 года
Регионы
18.07.2024
Итоги работы за первое полугодие подвели в ревизорском аппарате Алматинского региона
Новости
18.07.2024
ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» приобретет 459 локомотивов
Регионы
18.07.2024
Земляные работы выполнили на участке Мойынты – Балхаш
Регионы
18.07.2024
Медицинский поезд прибыл в Костанайскую область
Новости
18.07.2024
Минтранс: Казахстан увеличил объемы экспортных несырьевых грузов железнодорожным транспортом